Велошоссе. За что платят болельщики? Участники «Джиро» бойкотировали самый трудный горный этап
ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
СОБЫТИЕ ДНЯ
Вчерашний день на «Джиро» можно было бы назвать короткой передышкой между тяжелейшими этапами. Можно, если бы днем раньше сами гонщики не отказались преодолевать самые сложные участки первого из них. Именно этот инцидент у болельщиков стал главной темой для обсуждения.
ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ПРОВАЛ
Полгода ожиданий – и день жгучего разочарования. Эпический этап, подъем на Кронплатц, по сути дела, оказался сорван. Сборник легенд «Джиро» новым сюжетом не пополнился. Вместо экстремального испытания (включающего 30-километровый перевал и сразу же вслед за головокружительным спуском с него – восхождение на высоту за 2 километра по наспех утрамбованной грунтовке) болельщики получили то, что могут увидеть на любой более скромной многодневке где-нибудь в Апеннинах. Велопробег по практически плоской долине, а затем 11-километровый подъем с почти неизменным градиентом и неплохим асфальтовым покрытием. Серпантин в финале – безусловно, не лучшее средство от группового финиша. Но передние «звезды» с 34 зубьями так и остались невостребованными.
Пелотон уже был в пути, когда тысячам продрогших болельщиков, забравшихся под облака, сообщили, что им надо срочно спускаться на пять километров вниз, если они планируют увидеть окончание гонки. И большинство успело заполнить наспех перенесенный финишный городок. Те же, кого угораздило добраться до вершины гигантского Пассо-делле-Эрбе, там и остались. Гонка пошла далеким обходным маршрутом.
И ведь самое главное – синоптики предупреждали чуть ли не за неделю: будут дожди, которые в конце мая здесь почти неизбежно превращаются в снег. Организаторы гонки слушали будто вполуха. Должно быть, вспоминали «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия» 50–60-летней давности, когда для гонщиков было нормой карабкаться на заснеженные перевалы пешком.
То была эпоха великих приключений. И хотя многие спортивные драматурги, разрабатывающие сценарии нынешних гран-туров, мечтают о ее возвращении, в ту же реку – или, если угодно, в тот же сугроб – уже не войти. Просто поменялась философия. Бег с велосипедом на плече оставили велокроссу, а если такое вдруг случается на шоссе (а случается регулярно, вспомним хотя бы грязную брусчатку «Тура Фландрии»), то многими экспертами выносится категоричный вердикт: «это не спорт!».
ШАХТЕРАМ ТРУДНЕЕ
Спортсменов можно и нужно понять. Когда они устроили стоячую забастовку (садиться на асфальт, как это принято в подобных случаях, не очень-то хотелось – это ведь не жаркий во всех смыслах «Тур» 1998 года, с которого у меня сохранилась фотография восседающего по-турецки на осевой линии Марко Пантани, отрешенно глядящего в неведомую даль), у них были все резоны требовать пересмотра маршрута.
Человек имеет полное право отказаться разбивать себе голову на скользком, как мыло, спуске из поднебесья. На Пассо-делле-Эрбе делать и впрямь было нечего. Паоло Беттини, например, вспоминал злополучный этап мартовской «Тиррено-Адриатико».
Тогда организаторы в такой же студеный дождливый день настояли на своем, оставили маршрут без изменений – и Сверчок (причем далеко не он один) закончил гонку после жестокого падения. Но последний подъем…
В 1994-м, когда блистали вышеупомянутый Пантани и наш Евгений Берзин, один из самых тяжелых перевалов тоже обошли стороной – после того, как не смогли расчистить тяжелой техникой метровые заносы! На План-де-Коронес сугробов не наблюдалось. Холодно было, мокро, скользко, только что положенное покрытие оставляло желать лучшего.
На «Париж – Рубэ» иной раз тоже едут при околонулевой температуре, а уж что при этом под колесами – лучше вообще не вспоминать. С другой стороны, после Королевы однодневок можно восстанавливаться хоть неделю, а на «Джиро» уже на следующий день – очередной супермарафон, и опять в горах.
А как же эпоха великих приключений? Во времена становления шоссейного велоспорта потрясенные репортеры спрашивали участников: « Как вам удается покрывать в день под четыре сотни километров, да еще и через снежные вершины?!» Иные, снисходительно усмехаясь, отвечали: «Да все ж полегче, чем уголек на шахте по 12 часов долбить, как мой отец. Хоть свежий воздух». Отцы нынешних велогонщиков не добывали киркой «черное золото». И слава Богу.
Но организаторам пора все-таки иначе обходить проблемы, подобные тем, что угробили королевский этап в Альпах. Учитывая прогноз погоды и многолетнюю климатическую картину, надо иметь в запасе маршрут, на который можно перенести гонку, не потеряв в качестве. Перевалов в Доломитах сотни, один другого тяжелее. Договариваться с полицией и муниципалитетами в таком случае, конечно, будет непросто. Но иначе для чего, как любят говорить на еще более отдаленном Западе, болельщики платят налоги?
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Супермногодневка серии «Про Тур» (21 этап)
18-й этап. Силлиан – Гемона дель Фруили (210 км). 1. Шумахер (Германия, Герольштайнер) – 5:31.33. 2. Гутиерес Паласио (Испания, Ильс Балеарс). 3. Брузегин (Италия, Лямпре) – у обоих время победителя. 4. Лопес Гарсия (Испания, Эускалтель Эускади) – отставание 0.02. 5. Вегелиус (Великобритания, Ликугас) – 0.07. 6. Беттини (Италия, Квик Степ) – 2.43…14. Екимов (Россия, Дискавери)… 24. В. Ефимкин (Россия, Ильс Балеарс)… 36. Касар (Франция, Франсез де Же)… 41. Симони (Италия, Сонье Дюваль)… 43. Бассо (Италия, Си-эс-си). 44. Кунего (Италия, Лямпре). 45. Саволделли (Италия, Дискавери)… 49. Колобнев (Россия, Рабобанк)… 52. Петров (Россия, Лямпре). 53. Пелидзотти (Италия, Ликугас)… 56. Белли (Италия, Селле Италия)… 66. Ди Лука (Италия, Ликугас)… 68. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – у всех тоже время.
Общий зачет. 1. Бассо – 73:30.47. 2. Гутиерес Каталуна – отставание 5.43. 3. Симони – 10.34. 4. Саволделли – 10.58. 5. Пелидзотти – 12.30. 6. Белли – 13.00. 7. Касар – 14.06. 8. Кунего – 14.48… 12. Ди Лука – 18.27… 35. В.Ефимкин – 38.59… 39. Бочаров – 40.54… 61. Петров – 1:08.15… 72. Колобнев – 1:19.01… 95. Екимов – 1:39.45.