Велоспорт. Доехать до «Тур де Франс»! Представляем фантастически амбициозный проект, который намерены осуществить олимпийский чемпион, заслуженный тренер и спортивный меценат
ВЕЛОСПОРТ
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ
СЕДЛО ДЛЯ ОЛЕГА ТИНЬКОВА
— Поехали! — сказал Олег Тиньков в финале приветственной речи, адресованной собравшимся в Москве на презентации российской профессиональной велосипедной команды. Вскочил на карбоновый Denti – нового «боевого коня», на котором будет выступать в нынешнем сезоне группа «Тинькофф Ресторанс», и укатил за кадр. Тренироваться.
Телеобращением, снятым в Лос-Анджелесе во время победного для питерских гонщиков этапа Кубка мира, непосредственное участие в церемонии закончилось. Дела требуют пребывания Тинькова в Штатах. Присоединится к своей команде Олег весной. Не только для того, чтобы посмотреть, как идут дела, — он ведь заявлен 12-м номером. Проедет сбор, сравнит свой ход со скоростями молодых профи. Возможно, если Александр Анатольевич Кузнецов оценит набранную форму положительно, стартует в нескольких однодневных гонках. Разумеется, забрасывать бизнес на это время Тиньков не планирует, велосипед – это сегодня для души. Как, к слову, и весь проект. Но ведь душа для русского человека – понятие отнюдь не второстепенное.
— Осязаемую прибыль велоспорт приносит разве что «Дискавери Ченнел», — говорит Олег из калифорнийского далека, — для меня партнерство с командой Кузнецова – на 101 процент меценатство. Хочется внести лепту в развитие российского велоспорта, помочь вывести наших гонщиков на позиции лидеров – ведь многие таланты в зарубежных клубах используются в качестве «подносчиков снарядов». На сегодня главное – построение команды, придание ей профессиональной структуры и закладка базы. Ближайшие планы — закрепиться на первых ролях в континентальном туре. Держа в уме и более амбициозные задачи, хорошо понимаю, что в одиночку до «Тур де Франс» ребят не довести, потому постоянно занят поиском дополнительных спонсоров.
АМБИЦИИ МИХАИЛА ИГНАТЬЕВА
У каждой уважающей себя команды в составе должна быть звезда, и «Тинькофф Ресторанс» на стороне приобретать ее не придется – олимпийский чемпион Михаил Игнатьев вполне подходит для такой роли. Несколько слов из уст лидера перед отъездом на базу в Каталонии, откуда команда отправится на первую многодневку по южной Португалии.
— Есть ощущение, что начинается совершенно новый этап в карьере?
— Да, конечно. Теперь я – гонщик полноценной профессиональной команды. Когда спонсором была «Итера», я ведь был еще в юниорах, большие шоссейные гонки меня не касались.
— Теперь они будут к тебе иметь самое непосредственное отношение. О том, каков ты в раздельном старте, говорят золотые медали молодежных чемпионатов мира. В какой еще ипостаси надеешься проявить себя на шоссе среди профи?
— Хотелось бы вырасти в хорошего многодневщика. В гору стал лучше ехать в последнее время, без этого на многодневных гонках делать нечего даже с хорошим индивидуальным ходом. Однодневки, особенно где-нибудь во Франции или в Бельгии, когда все несутся, как сумасшедшие, по продуваемым равнинам, по брусчатке, – это не мое. На сегодняшний день по крайней мере; а там – кто знает, может, и понравится.
— Ты много раз говорил, что защита олимпийского звания в 2008 году – одна из главных целей. Будет ли продолжаться твоя трековая карьера после Пекина или ты полностью сосредоточишься на шоссейных гонках?
— Ну, во-первых, я думаю о ближайших целях и помню о том, что в олимпийскую сборную для начала нужно отобраться. А вообще не вижу причин отказываться от трека и в дальнейшем.
— Будешь действовать, как Брэд Мак Ги: пару-тройку тренировок на полотне после долгих месяцев шоссейных стартов – и медаль в кармане?
— Ему проще в этом плане, он не ездит ничего, кроме преследования, а это, по сути, тот же пролог. Для групповых гонок и мэдисона нужно больше специальной работы.
— В таком случае желаем поспеть всюду.
МЕЧТЫ АЛЕКСАНДРА КУЗНЕЦОВА
С этой же темы – сложности сочетания выступлений в шоссейной элите и крупнейших трековых стартах – мы начали беседу о перспективах команды с заслуженным тренером России Александром Кузнецовым (или, можно сказать, продолжили разговор, который «СС» начал примерно три месяца назад).
— Две особенности делают нас непохожими на большинство других,— как всегда, уверенно и спокойно, констатирует Александр Анатольевич. — Мы надеемся вырастить собственных звезд, довести их до уровня Про-тура, в то время как общепринятая практика – покупать готовых мастеров за большие спонсорские деньги. Второе – отказ жертвовать успехами на треке ради шоссе. Но, впрочем, у нас с самого начала все необычно – команды всегда озабочены поиском спонсора, а нас спонсор сам нашел. Человек эмоциональный, действительно болеющий за велосипедное дело.
— Но эксперты твердят, что вести битву на двух таких фронтах, как трек и шоссе, – заведомо проигрышное дело.
— Да, я постоянно слышу эти мнения. Задача действительно сложна, но я убежден, что выполнима. Мы, если угодно, приговорены к треку: наши гонщики – ядро сборной команды страны. Сейчас международный календарь построен по системе осень – весна, что дает больше возможностей гонщикам-универсалам. Скажу больше, я настаивал на том, чтобы в России проводился летний трековый чемпионат в августе, хотя UCI этого и не рекомендует. Но ведь Олимпийские игры проходят в конце лета, и как на полотне Пекина будут выглядеть гонщики, отвыкшие гоняться на треке в это время?
— Как говорили в приснопамятные времена, «кадры решают все». Для темповых видов на «паркете» ваша команда укомплектована идеально?
— Можно сказать, да. Теперь, когда среди взрослых выступает Ваня Ровный, чемпион мира среди юниоров, для командной гонки преследования у нас есть пять человек. В Лос-Анджелесе мы поставили Ивана в финале, и эта замена помогла показать результат, с которым поздравляли даже соперники.
— А какова ситуация с шоссейными амплуа? Может ли, скажем, Игнатьев вырасти в мастера супермногодневок?
— Думаю, да. У него есть природная стабильность, он заметно прибавил в горе. Хотя если говорить о ярко выраженном «горняке», то это, безусловно, Павел Брутт. У Ровного тоже отличные данные для покорения перевалов, причем ему всего 18.
— Пытаются богатые клубы переманить молодые дарования?
— Постоянно. И в этом еще одна серьезная проблема. Если подходит агент и говорит: «У тебя будут большие деньги и свобода, тебе не придется жить в рамках строгого режима…» — это большое искушение. Тут все зависит, конечно, от самого спортсмена, от его понимания ситуации. В свое время у Славы Екимова за шесть лет (!) не было ни единого дня без тренировки. И сейчас, на следующий день после «Тур де Франс», он выезжает покататься, пусть хотя бы 60 километров. В этом – секрет его спортивного долголетия. А тот, чей организм то работает на предельных оборотах, то пассивно отдыхает, долго в спорте не протянет, да и результатами стабильными не похвастает…
— А спустя несколько лет, когда гонщик станет более зрелым и научится сам отвечать за свое состояние, вы отпустите его с легким сердцем?
— Отпущу и раньше — в том случае, если он один будет развиваться гораздо быстрее, чем вся команда, и просто перерастет ее уровень. Я за то, чтобы растить гонщиков, но не сдерживать их прогресс.
— Недавно Алексей Марков, один из ваших «выпускников», наконец добрался до высшего дивизиона, подписав контракт с «Ильес Балеарс». Как вы считаете, поможет это ему раскрыться по-настоящему как шоссейнику?
— Его единственная проблема – значительный лишний вес. Если он с ней справится, добьется многого, все остальное – возраст, здоровье – на его стороне.
— Возвращаясь к основной теме – теперь, когда вы узнали Олега Тинькова поближе, добавило ли это уверенности в успехе ваших общих начинаний?
— Я верю в этого человека. Он болеет за дело, а не стремится выразить себя через нашу команду. И много раз говорил: как только удастся найти более мощного спонсора, проблем нет – спокойно уйду на рукав (то есть «ограничусь логотипом на рукаве, предоставив пространство на груди майки преемнику». – Прим. авт.)
Они и вправду непохожи на других. И если сумеют осуществить все задуманное – станут первыми в своем роде. Чего им искренне и пожелаем.