Велошоссе. Доедем ли до Парижа? Заслуженный тренер России Александр Кузнецов готовит команду для «Тур де Франс»
ВЕЛОШОССЕ
НОВЫЙ ПРОЕКТ
В России было немало попыток создания отечественных шоссейных команд. Самые известные из них – «Альфа Люм», «Рослотто» и ИТЕРА – даже замахивались на участие в «Тур де Франс». Увы, безрезультатно. О причинах неудач прошлых проектов и перспективах новой российской команды корреспондент «СС» поговорил с заслуженным тренером СССР и России Александром Кузнецовым.
Как бы успешно ни выступала команда, если спонсор однажды решит, что рекламный ресурс выработан, – до свидания, ищите, гонцы, себе новых денежных друзей. А цена вопроса, заметим, совсем нешуточная. Бюджет велоконюшен «Про Тура» должен составлять не менее восьми миллионов долларов. И Международный союз велосипедистов требует на этот счет железных гарантий.
Профессиональные команды во всем мире уже много десятилетий называются исключительно именем своего генерального спонсора и зависят от него целиком и полностью. Уж какие лавры пожинала итальянская строительная компания «Фасса Бортоло» усилиями своего «серого экспресса» во главе с непревзойденным Алессандро Петакки! Только за этот сезон Але Джет выиграл около 30 гонок. Но лишь только ее боссы подсчитали весной финансовый эффект от ежегодных вложений 12 миллионов в команду, сразу сказали – хватит. Накатались.
Спортивному директору группы Джанкарло Ферретти пришлось потратить полгода на поиски нового спонсора. В последний момент он остановил свой выбор на компании «Сони Эрикссон». Ферретти, к счастью, было из чего выбирать.
ВРЕМЯ ЕСТЬ, А ДЕНЕГ НЕТ
Российским же проектам судьба улыбается куда более скупо. Любое изменение в компании-спонсоре влечет за собой сиюминутный крах и развал скатанного и боеспособного коллектива.
Звездный «Альфа Люм» приказал долго жить после того, как итальянский спонсор решил, что реклама ему больше не нужна. Конышев, Чмиль, Зинченко добились громких успехов уже в других командах.
В «Рослотто» начинал свою карьеру победитель последнего «Джиро д’Италия» Паоло Саволделли, да и многие другие заметные велосипедисты. Всех разбросал в разные стороны дефолт 1998 года.
Наконец, последний и самый серьезный проект: ИТЕРА, 2000 год. Казалось бы, безупречный проект. Руководитель компании-спонсора Игорь Макаров – сам бывший велосипедист, между прочим, мастер спорта международного класса.
Проект был рассчитан на пять лет с нарастающими финансовыми вливаниями – от полутора до пяти миллионов долларов в год. Ставка была сделана на «золотой запас» питерской школы «Локосфинск»: Карпеца, Маркова, Брутта. Спортивным директором команды стал Александр Кузнецов. Только что завоевавший свое второе олимпийское золото Вячеслав Екимов в какой-то момент даже повесил на гвоздь свой велосипед и пошел работать в ИТЕРУ спортивным менеджером.
Увы, проект Кузнецова просуществовал лишь пару лет с небольшим.
О досрочно закончившемся проекте Александр Анатольевич и ныне вспоминает с едва скрываемым сожалением. «Программа работала хорошо, – уверенно говорит Кузнецов. – Молодые ребята блестяще зарекомендовали себя в первых больших гонках. В 2002 году на «Вуэльта Каталония» едва оперившаяся группа вошла в число десяти лучших, а Володя Карпец попал в десятку в индивидуальном зачете. И этим впервые обратил на себя внимание мировых специалистов. Подтягивались юниоры. Миша Игнатьев в 2002 году стал чемпионом мира в «разделке». И тут – как гром среди ясного неба. В бельгийский Зольдер, где проходил чемпионат мира, привозят письмо о том, что ИТЕРА прекращает поддержку команды.
Времени с тех пор прошло изрядно, гонщики подросли. Игнатьев по-прежнему с нами. Он еще дважды стал чемпионом мира, да и олимпийское золото на треке завоевал. Так что к нему в мире отношение особое. Других удержать не удалось. Володя Карпец тогда же, в 2002 году, подписал контракт с испанской «Банесто» (сейчас эта группа называется «Ильс Балеарс») и занял на «Вуэльта Каталония» уже второе место. Потом он добыл белую майку лучшего молодого гонщика на «Тур де Франс», а в нынешнем году был шестым на «Джиро». На мой взгляд, взгляд тренера, работавшего с ним много лет, его рост мог бы быть и более заметен.
В этом году с его командой подписал контракт и Леша Марков. Алексей, призер двух Олимпиад, отличный финишер в шоссейных гонках, в последние годы научился еще и ехать в гору. И при этом парню еще только 26 лет. Вот каких людей потеряла наша команда. А чтобы выкатать одного такого гонщика, нужно пять – шесть лет.
НАС ПОЗНАКОМИЛ ЕКИМОВ
– Не страшно начинать новый масштабный проект с Олегом Тиньковым, амбициозным и малознакомым вам человеком?
– А кто вам сказал, что мы мало знакомы? Олег сам в прошлом велосипедист, мастер спорта, член сборной команды Кемеровской области. Мне даже известно, что в армию он должен был идти в команду СКА, но парня «подвинули». На его место был отправлен кто-то блатной, а Олег поехал служить на погранзаставу.
Трудно судить, насколько хорошего гонщика потерял в его лице наш велоспорт, но парень явно не нагонялся. Нас познакомил Слава Екимов. Они с Тиньковым познакомились где-то в 2003-м, а в 2004-м вместе были на «Тур де Франс». Славик ехал «большую петлю», а Олег был зрителем. Были они на «Туре» и в этом году. Слава помог Олегу получить vip-приглашение от своей команды «Дискавери». Это позволило Тинькову следить за гонкой откуда только можно – с вертолета, с технички.
Приезжал Тиньков и в Мадрид – на чемпионат мира. Мы помогли ему получить форму национальной сборной, посадили на гоночный велосипед, и он проехал тренировочный круг за Екимовым.
Было забавно наблюдать за реакцией итальянских гонщиков. Сухой и поджарый (по велосипедным меркам, с задатками финишера) 38-летний Тиньков привлек их внимание, и они спросили Екимова, что, мол, у вас за новичок? Слава ответил: мол, нового спринтера выкатали, к групповой гонке готовим.
Словом, с велоспортом Олег знаком не понаслышке и даже не по телевизору.
– Но ведь это совершенно разные вещи – знать труд спортсмена и заниматься организацией профессиональной группы.
– Я тоже этого опасался, поэтому просил Олега как можно внимательнее подойти к решению о финансовом участии в нашем проекте. Он неоднократно посещал наш интернат в Питере, приезжал на испанскую тренировочную базу в Тортосе. Посмотрев все, он не изменил своего намерения участвовать в становлении российской команды и добиться ее участия в «Тур де Франс».
– Супермногодневкой «Тур де Франс» грезили многие. Какие ступени вам предстоит пройти по дороге к Елисейским Полям и какими силами вы рассчитываете их преодолеть? Неужели опять будете опираться только на воспитанников своей школы?
– На первых порах более разумной альтернативы нет. В настоящее время наша команда выступает в европейском континентальном дивизионе – второй лиге мирового велоспорта. В то же время гонщики нашей группы этот уровень давно переросли. Судите сами. Михаил Игнатьев в дополнительных представлениях не нуждается. Павел Брутт – победитель многодневных гонок, Николай Трусов – многократный чемпион мира среди юниоров на треке. В этом году он в паре с Игнатьевым был в шаге от медали взрослого чемпионата мира. Иван Ровный – чемпион мира среди юниоров в групповой гонке.
Благодаря Тинькову наша команда – называться она будет «Тинькофф-ресторанс» – гарантированно получит миллион в год. Это позволит нам в течение одного сезона создать инфраструктуру и выйти на первые места в своем дивизионе. На этом этапе мы не собираемся активно привлекать гонщиков со стороны. Хотя одно-два места оставим вакантными.
В 2007 году мы должны закрепить за собой статус команды-лидера и к осени обязаны либо «выкатать», либо привлечь со стороны сильных горняков, с которыми мы сможем подняться на дивизион выше и быть там заметными в многодневных гонках. Наконец, в 2008 году нам необходимо закрепиться в верхней части континентального дивизиона.
С этого времени мы можем рассчитывать на значительное увеличение бюджета и на привлечение дополнительных спонсоров гонщиков, причем не только россиян, но и иностранцев.
Если мы четко выполним этот план, то в 2009 году сможем претендовать на попадание в дивизион «Про Тур» и участие во всех престижных велогонках. В том числе и в «Тур де Франс».
– Не боитесь ли повторения истории с ИТЕРОЙ, когда ваши недоброжелатели помешали вам довести проект до конца?
– В нынешней ситуации я наделен гораздо большими полномочиями. Тиньков полностью доверяет мне в вопросах подготовки спортсменов и составления календаря. Его участие в судьбе нашей группы лишь финансовое, он полностью доверяет моей компетенции. Работать в таких условиях гораздо легче, что мы и намерены доказать в ближайшие годы своими спортивными результатами.