За что извинялся Беттини? Лидер многодневки выиграл этап, нарушив неписаные правила гонки
ВЕЛОСПОРТ
«ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ»
СОБЫТИЕ ДНЯ
«Советский спорт» продолжает знакомить читателей с героями и нравами супермногодневки, набирающей ход.
И вновь просчитались велосипедные оракулы. В победители 4-го, преимущественно равнинного, этапа «Джиро д’Италия» (организаторы не нашли ни единого подъема, достойного горной премии) прочили кого-то из чистых спринтеров – Цабеля, О’Грейди, МакЮэна, а скорее всего – Алессандро Петакки: от него буквально требуют успеха многочисленные поклонники. Но длинная (211 км) дистанция и жара лишили «тяжелую кавалерию» свежести.
После того как группу разорвал в клочья на последнем подъеме (слишком трудном для признанных финишеров) лидер общего зачета Паоло Беттини, на колесе у него удержался лишь Бейден Кук. У австралийца была великолепная позиция, достаточно было взять вправо и совершить «слип-стрим». Но вместо этого тяготеющий к контактной борьбе Кук попытался на высочайшей скорости протиснуться слева. И тогда олимпийский чемпион из Италии жестко «захлопнул калитку», нарушив прямолинейность движения. А проще говоря, подрезав конкурента.
Такого в исполнении корректного и дружелюбного Сверчка мы не видели ни разу – вот что делает с человеком желание одержать вторую победу на «Джиро» и укрепить лидерство в общем зачете! Австралиец падает на асфальт, зацепившись за рекламные щиты, но, к счастью, удачно сгруппировавшись: серьезных повреждений нет. Беттини вскидывает руки в победном салюте, но без радости на лице – он чувствует, что выиграл некорректно. МакЮэн финиширует без велосипеда, пешком, сразу за чертой к нему подъезжает Беттини, протягивает руку, извиняется. Австралиец отказывается подать в ответ свою руку и принять извинения…
Судьи долго совещаются. Беттини нервно ходит по финишному городку. Итальянец явно не в своей тарелке. Через несколько минут его лишат почестей, признав победителем финишировавшего вторым Лука Маццанти. Паоло получит четвертое место на этапе, сохранив розовую майку лидера. Жестокий и справедливый приговор: Беттини нарушил не только прямолинейность движения, но и неписаные правила гонки.
Правила, заметим, не столь уж категоричные. Дискуссия о том, достойно ли гонщику подрезать в финишном коридоре своего преследователя, периодически вспыхивает с новой силой. Упоминавшийся выше МакЮэн не далее как несколько дней назад произнес следующие слова:
– Велоспорт – не легкая атлетика с размеченными беговыми дорожками. Идеальной прямой вообще не существует.
Со словами победителя второго этапа «Джиро» трудно не согласиться. Гонки на шоссе разительно отличаются от состязаний на треке, где перекрывать соперникам коридор для атаки строжайше запрещено. Поле для судейского субъективизма в этом смысле действительно не ограничено ничем, кроме финишной черты.
Вспомнился случай произошедший здесь же, на «Джиро», несколько лет назад с испанцем Анхелем Висиосо. Анхель был даже не безобидным, но беззащитным спринтером. Взрывной и маленький (болельщики звали его «Карманной ракетой») Висиосо был легкой добычей для мощных спринтеров, которые просто затирали щуплого испанца. На финише одного из спринтерских этапов, оказавшись в нужный момент на острие атаки, он, стремясь помешать итальянцу Сильвио Мартинелло, стал теснить его в сторону точно так же, как Беттини. Судьи долго колебались в своем решении. Победителя успели наградить, но через несколько часов дисквалифицировали.
В то же время многим любителям велоспорта памятна неповторимая манера Джамолидина Абдужапарова, который шел на финиш, раскачиваясь на 45 градусов. Судьи, руководствуйся они лишь соображениями безопасности, могли дисквалифицировать его в любой день. Однако не делали этого, понимая, что имеют дело не с нарушением, а с манерой педалирования.
Отвечая на вопрос, виноват Беттини или нет, я вспомнил слова одного старого советского тренера, повторявшего своим ученикам: «Едешь прямо – ехай прямо». Судьи наверняка припомнили Сверчку его прошлогодний финиш в гонке Милан – Сан-Ремо, где, тесня Петакки, он финишировал почти по диагонали. Так что «по совокупности» наказание Беттини было вполне справедливым.