Драма на обочине. Жизнь испанцу спасли шлем и опыт погибших гонщиков

«Советский спорт» продолжает знакомить читателей с героями и нравами супермногодневки, набирающей ход.
news

ВЕЛОСПОРТ
«ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ»

«Советский спорт» продолжает знакомить читателей с героями и нравами супермногодневки, набирающей ход.

3-й ЭТАП. СЕКУНДА СЛАБОСТИ – НОЧЬ В РЕАНИМАЦИИ

Первые (в особенности равнинные) этапы любой супермногодневки, как правило, изобилуют завалами. Необходимо несколько дней, чтобы пелотон «успокоился», устоялся, чтобы определились сильнейшие и отсеялись слабые. Но пока слабый или неопытный еще рвется вперед, жди беды.

Нынче она грянула на третьем этапе.

Под занавес не по-майски жаркого марш-броска длиной 210 км усталый и потерявший концентрацию Альберто Лопес де Мунайн из Euskaltel-Euskadi «притерся» к колесу впереди идущего гонщика. Руль выбило из рук, и баск рухнул на железный отбойник, подступавший вплотную к полотну шоссе.

Механик и тренер бросились к спортсмену и остановились в нерешительности. Неестественная поза, в которой застыл гонщик, заставляла предположить наихудшее. Всем мгновенно вспомнились самые печальные моменты в новейшей истории велоспорта: гибель итальянца Фабио Казартелли на «Тур де Франс» в 95-м году и казахстанца Андрея Кивилева на «Париж – Ницца» в 2003-м. Оба в момент падения были без шлемов. После трагедии с Кивилевым ношение защитных головных уборов сделали обязательным для профессионалов. Недовольные голоса звучат в пелотоне и по сей день: мол, некомфортно, особенно в жару.

Но в этот день мы увидели, как Андрей, пусть косвенно – ценой своей жизни, спас жизнь еще одному коллеге.

Итальянские доктора действовали четко: освободили травмированные дыхательные пути спортсмена и, подав кислород, восстановили дыхание; затем эвакуировали парня в больницу, которая, к счастью, оказалась всего в километре от места драмы. Всю ночь менеджер команды Мигель Мандарьяга провел в реанимации рядом со своим гонщиком. А вчера утром в пелотон начали поступать обнадеживающие известия. Да, переломы серьезные, и восстанавливаться спортсмену придется долго. Но самое главное – состояние стабильное, и сканирование показало отсутствие черепно-мозговой травмы. «Если бы не шлем…» – покачал головой доктор, делавший обследование. «И если бы не мастерство врачей...» – добавим мы.

В разгар своей любительской карьеры, в мае 1934 года, великий Джино Бартали упал на финишной прямой, получив тяжелые повреждения лица. Но уже меньше чем через месяц он выиграл традиционную кубковую гонку в окрестностях Флоренции. Еще один великий, Йохан Мюзееу, самые яркие победы в своей карьере одержал после тяжелой травмы. Падения – увы! – вечные спутники велогонок. Но гонщики, как никто, умеют подниматься и терпеть. И продолжать свой путь.

Вот только не всегда это понимают болельщики.

БЕЗЗАЩИТНЫЕ РЫЦАРИ ТРАСС

Окрестности Эболи. Подъем свечой уходит в безоблачное небо. Уж лучше иной альпийский серпантин, чем эта высотка с цифрой 483 над вершиной. Все выше и выше… Постоянный уклон, высасывающий остатки сил. Группа начинает растягиваться, впереди – сильнейшие…

И вдруг из кустов на обочине выскакивают неопрятно одетые долговязые молодые люди и начинают метаться под колесами, принимая вратарские стойки. Велогруппа рассыпается, кто-то из гонщиков грозит кулаком непуганым идиотам, и тогда один из них пытается заехать ногой в колесо Паоло Беттини

Подобными сценами сопровождается любая гонка. «Наш вид – единственный, в котором зрители находятся так близко от спортсменов, – напоминал Лэнс Армстронг. – Трудно сказать, хорошо это или плохо». Американец знает, о чем говорит. Ему самому доставалось неоднократно, особенно во Французских Альпах и Пиренеях. Усталый, измотанный бесконечным подъемом и жарой велосипедист – легкая добыча для неумного болельщика. Самого Каннибала Эдди Меркса поклонники его соперников оплевывали и забрасывали камнями, упиваясь безнаказанностью: гонщику не до выяснения отношений, ему нужно стремиться к финишу, а маршалы гонки, разбросанные по всему каравану, не всегда реагируют оперативно.

Иной раз возмездие наступает незамедлительно. На 14-м этапе полной скандалов «Джиро»-2001 горячий Владимир Белли, идя третьим в общем зачете, был доведен до точки кипения чрезмерно рьяными болельщиками лидера Джильберто Симони. В результате один из тиффози получил прицельный удар по физиономии. Но чувство возмездия переполняло Белли недолго – после финиша он был дисквалифицирован за неспортивное поведение.

Помимо лишенных тормозов фанатов и случайных зрителей, у которых, попросту говоря, не все в порядке с головой, есть и третья, довольно массовая категория нарушителей спокойствия – мотивированных политически или социально. Но такие до «Джиро» добираются редко, предпочитая разворачивать деятельность на «Тур де Франс» или «Вуэльте». В последние годы дебоширят антиглобалисты. По обе стороны Пиренеев каждый год устраивают демонстрации баскские сепаратисты, к счастью, не прибегая к экстремистской тактике ЭТА, ограничиваясь лозунгами, самостийными флагами и облекая все в форму «боления» за свою команду Euskaltel-Euskadi.

Периодически блокируя дороги и останавливая гонку, выходят на шоссе бастующие разных категорий – от шахтеров до театральных артистов (!). Они надеются, что огромная популярность и гигантская аудитория профессиональных гонок помогут привлечь внимание к их проблемам.

Этих людей можно понять, но и им не мешало бы осознать: спортсмены работают, рискуя жизнью, в чем мы еще раз убедились на третьем этапе «Джиро». Стоит ли делать их работу еще опаснее?

СРОЧНО В НОМЕР

Джиро д‘Италия

Супермногодневка серии «Про-Тур» по дорогам Италии (20 этапов)

4-й этап. Джиффони Валле Пиана – Фрозиноне (211 км).

1. Маццанти (Италия, Керамика Панария-Навигаре) – 5:10.09. 2. Чьони (Италия, Ликигас-Бьянки). 3. Скарпони (Италия, Либерти Сегурос-Вюрт Тим). 4. Беттини (Италия, Квик Степ) – у всех время победителя. 5. Челестино (Италия, Домина Ваканце) – отставание 0.02. 6. Поццато (Италия, Квик Степ) – 0.04. 7. Цабель (Германия, Т-Мобайл). 8. Ди Лука (Италия, Ликигас-Бьянки). 9. МакЮэн (Австралия, Давитамон-Лотто). 10. Морении (Италия, Квик Степ). 11. Кунего (Италия, Лямпре-Кафита)… 13. Гардзелли (Италия, Ликигас-Бьянки)… 20. Петакки (Италия, Фасса-Бортоло). 21. Бассо (Италия, СиЭсСи)… 26. Симони (Италия, Лямпре-Кафита)…46. Гончар (Украина, Домина Вакансе)… 49. Петров (Россия, Лямпре-Кафита) – у всех то же время… Колобнев (Россия, Рабобанк) – 0.35... Карпец (Россия, Иль Баллеар) – 0.43…

Общий зачет. 1. Беттини – 20:19.44. 2. Ди Лука – отставание 0.13. 3. Мадзанти – 0.16. 4. Чиони – 0.19. 5. Кунего – 0.21. 6. Гардзелли – 0.27…10. Симони – 0.37. 11. Гончар. 12. Бассо – то же время… 30. Петров – 1.10. 31. Колобнев – 1.13… 33. Карпец – 1.19.

Новости. Велоспорт