Май. Труд. Спринт!
ВЕЛОСПОРТ
«ДЖИРО Д,ИТАЛИЯ»
Великолепные финишные спектакли – главная интрига равнинных этапов супермногодневки.
1-й ЭТАП. ОТВАЖНЫЙ ПОБЕГ СВЕРЧКА БЕТТИНИ
– В наши дни на шоссе спринтеров нет, – сказал мне как-то один очень известный в недалеком прошлом велогонщик. – И спринта настоящего – тоже! Особенно у профессионалов.
Тема в среде ветеранов велоспорта пользуется неизменной популярностью. Да, были времена, когда голландец Ян Поль Ван Поппель имел право заявить: «Раздумывать и планировать в спринте некогда, этим он и хорош. Тут нужно чутье. Я не смогу объяснить, как я выигрываю».
Лавина гонщиков во всю ширину шоссе несется к финишной черте со скоростью 70 км/ч. И вдруг один из них, демонстрируя невероятный велосипедный слалом, находит единственную лазейку, вырывается из толпы, «садится» на колесо своему главному конкуренту, потом выходит из «воздушного мешка» за его спиной и бросает машину вытянутыми руками на финишную черту. Преимущество – обод колеса. Судьи еще изучают пленку фотофиниша, а он уже празднует успех, чувствуя, что выиграл. Он не подавил всех своей мощью, оказавшись лишь на долю секунды расторопнее и чуть смелее всех остальных. Вот что такое, по мнению многих, настоящий спринт. Ему невозможно научиться, тут нужен талант, который подвергается дальнейшей огранке.
Итальянские гонщики всегда представляли собой благодатный «материал для обработки». Но именно они уже десяток лет диктуют моду на совсем иной, «интеллектуально-стратегический», спринт. Когда, изучив карту маршрута этапа, возможно, еще за месяц до старта, спортивный директор команды (он же, по нашей привычной терминологии, главный тренер) решает: это будет наш день, мы будем контролировать ситуацию, «раскатим» самого быстрого из наших ребят, привезем его на подиум. Вся команда выстраивается впереди «поездом» по одному, каждый работает на первой позиции на износ и держит такую скорость, что никто из соперников даже не пытается уйти в отрыв. Ну а затем, за сотню метров до черты, берет слово лидер, которого весь этап прятали от ветра… Игры, импровизации нет и в помине. Так штамповал свои победы Супер-Марио Чипполини, так сейчас выигрывает Алессандро Петакки, Але-Джет, «реактивный самолет».
8 мая. Умопомрачительно красивая прибрежная дорога. Группа монолитом несется по окраинам древнего города Тропеа. Впереди – непобедимый «серебряный экспресс» Алессандро Петакки, Fassa Bortolo. За полкилометра до финиша дорога вдруг встает на дыбы и начинает метаться из стороны в сторону крутым серпантином. Гвардия 15-кратного победителя этапов «Джиро» останавливается как вкопанная, не успев переключить передачи на более легкие. И в этот момент из группы выпархивает маленький человечек в золотистом шлеме. Олимпийский чемпион, двукратный (и, возможно, последний в истории шоссейного велоспорта) обладатель Кубка мира Паоло Беттини.
Вот он, истинный спринтерский рывок – невероятная частота педалирования, яростный порыв и вместе с тем абсолютная собранность и уверенность в себе: раздумывать, оглядываться поздно. Всех будто ветром сдувает, а он птицей взлетает в 12-процентный подъем (Петакки третий, но на этапе многодневки это означает второй среди проигравших, и не более). Первая победа Беттини на любимой «Corsa Rosa»! Позабыты невзгоды, последствия вирусной инфекции, подтачивавшие силы всю весну. «Не зря я сюда в пятницу приезжал посмотреть этот бугорок, – задыхаясь, объявляет Паоло. – Ну и спасибо, конечно, Fassa – ребята отлично поработали, догоняя отрыв и взвинчивая темп, а я, да простят меня, воспользовался их услугами».
«Аксакалы» в VIP-ложе одобрительно кивают головами. Пусть формально это был не классический групповой спринт – и пригорок слишком крутой, и преимущество Сверчка (прозвище Беттини – очень меткое, кстати) целых 4 секунды. Но ведь как переиграл, хитрец! Красота поединка – вот о чем они тосковали. На фоне великолепных пейзажей скалистого Тирренского побережья Беттини подарил всем зрелище. И при чем здесь строгости терминологии?
2-й ЭТАП. АВСТРАЛИЙСКАЯ «КОРОБОЧКА» ПРОТИВ ПЕТАККИ
Итальянские болельщики пребывали в недоумении. Алессандро Петакки, насупившись, бурчал в микрофон слова оправдания. Стартовые этапы «Джиро» прошли совсем не по сценарию Fassa Bortolo. Доместикам команды (от итальянского domestico – слуга, этот термин существует у профессионалов испокон веков, и ничего обидного в нем нет) не в чем себя упрекнуть. Они все делали, как обычно – выстроились на самом острие атаки и последние пару километров дистанции держали скорость за 60 км/ч, не давая конкурентам проявить себя. Более того, в середине этапа высокорослым и мощным гренадерам практически не пришлось заниматься черновой работой, догонять отрывы – в ситуации gruppo compatto, «все вместе», были заинтересованы и другие команды, в чьих составах идут сильные спринтеры, и, разумеется, Quick Step, капитан которой, Беттини, ехал в розовой майке лидера и отдавать ее не очень-то хотел.
Но на длинной и широкой финишной прямой в Санта-Мария-дель-Чедро произошло то, что обязано было произойти давно. Атакующие построения команды «железного сержанта» Джанкарло Ферретти были разрушены до основания. Работая локтями и корпусом, как в парной гонке на треке, могучие атлеты Ян Кирсипуу и Бейден Кук попросту разобрали «серебристый экспресс» на отдельные вагоны. Петакки остался один против целого мира (именно эту ситуацию «Советский спорт» предсказывал в материале, предварявшем гонку). И дрогнул, просто побоялся прорываться через толпу, рискуя упасть на высочайшей скорости.
После финиша раздосадованный, по-детски обиженный Петакки обвинит в заговоре Кирсипуу и Робби МакЮэна. При внимательном просмотре видеозаписи становится ясным, что итальянца и в самом деле взяли в «коробочку», только эстонец в этом не участвовал. Перед Петакки «закрыли шлагбаум» вышеупомянутый МакЮэн и его соотечественник Бейден Кук. «Броуновское движение» во время группового спринта происходит всегда, а потому наличие предварительной договоренности доказать невозможно. Но «австралийский след» в описанных событиях просматривается отчетливо.
Десант Зеленого континента, высадившийся на Апеннины, внушителен как никогда: 11 человек, почти десятая часть пелотона. Чемпионы страны, мира, Олимпийских игр… Но, заметьте, – на треке! Стюарт О’Грейди – чемпион Афин в мэдиcсоне, Бретт Ланкастер – обладатель золота в командной гонке преследования (а заодно и рекордсмен мира в этой дисциплине). А выступления на 250-метровом овале, без тормозов и с единственной передачей, развивают уникальные качества – умение пройти короткий отрезок с предельным напряжением и максимальной скоростью, способность выбрать позицию и «растолкать» соперников на финишной прямой.
Программа подготовки трековиков поставлена в Австралии на серьезную научную основу, централизована и проходит под контролем Института спорта (получая к тому же солидную государственную поддержку). Тяжелые сборы на Апеннинах – непременная часть подготовки. Но Робби МакЮэн всегда держался в большой компании особняком. У него был свой путь, он не раскатывал вместе с трековой сборной по лигурийскому побережью, начав карьеру с ВМХ – экстремальных кроссовых гонок на крохотных велосипедиках. С тех пор крепко сбитый малыш (рост 171 см) не знает страха на финишной прямой. Награда за смелость и филигранную технику – майка лидера. На том самом этапе, где ее просто обязан был взять Алессандро Петакки.
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Супермногодневка серии «Про-Тур» по дорогам Италии (20 этапов)
3-й этап. Диаманте – Джиффони Валле Пиана (210 км). 1. Ди Лука (Италия, Ликугас-Бьянчи) – 5:24.17. 2. Кунего (Италия, Лямпре-Каффита). 3. Гарзелли (Италия, Ликугас-Бьянчи). 4. Челестино (Италия, Домина Ваканце). 5. Вентосо Альберди (Испания, Сонье Дюваль). 6. Беттини (Италия, Квик Степ)...10. Саволделли (Италия, Дискавери)...18. Симони (Италия, Лямпре-Каффита)...20. Гончар (Украина, Домина Ваканце)... 22. Бассо (Италия, КСК)... 24. Карпец (Россия, Ильс Балеарс)... 29. Колобнев (Россия, Рабобанк)... 49. Петров (Россия, Лямпре-Каффита) – у всех время победителя... 55. Цабель (Германия, Т-Мобайл) – отставание 1.02... 61. Петакки (Италия, Фасса Бортоло)...69. МакЮэн (Австралия, Давитаймон-Лотто) – у обоих то же время.
Общий зачет. 1. Беттини – 15:09.35. 2. Ди Лука – отставание 0.09. 3. Кунего – 0.17. 4. Гарзелли – 0.23. 5. Саволделли – 0.26. 6. Гарате (Испания, Сонье Дюваль) – 0.30... 9. Симони – 0.33. 10. Гончар – то же время...12. Карпец – 0.36... 14. Бассо – 0.36... 16. Колобнев – 0.38...37. МакЮэн – 0.58...45. Петров – 1.06...49. Петакки – 1.18.
ВЕЛОШОССЕ
Классика Интернасьональ
Алькобендас
Многодневная гонка 1-й категории по дорогам Испании (3 этапа).
1-й этап. Алькобендас – Пуэрто-де-Навасеррада (170 км). 1. Тонков (Россия, ЛПР) – 3:55.54. 2. Гомес Марчанте (Испания, Сонер Дюваль) – отставание 0.08. 3. Перес (Испания, Миланеза Майа) – 0.13. 4. Мартин Пердигуэро (Испания, Фонак) – 0.19. 5. Мансебо (Испания, Ильс Балеарс) – 0.22. 6. Гонсалес (Испания, Ильс Балеарс) – 0.26... 25. Зинченко (Россия, Миланеза Майа) – 3.11... 58. Конышев (Россия, ЛПР) – 9.30.
2-й этап. Колладо Вильабла (78,4 км). 1. Эрреро (Испания, Эускалтель-Эускади) – 1:44.45. 2. Хантер (ЮАР, Фонак). 3. Дель Рио (Испания, Андалусия-Поль Версан). 4. Кемпс (Австрия, Либерти Сегурос). 5. Эдо (Испания, Сонер Дюваль). 6. Мартин Пердигуэро... 25. Тонков – у всех время победителя... 33. Конышев – отставание 0.10... 34. Зинченко – то же время.
3-й этап. Алькобендас (гонка с раздельным стартом на 14,2 км). 1. Санчес (Испания, Либерти Сегурос) – 17.10. 2. Иван Гутиерес (Испания, Ильс Балеарс) – отставание 0.08. 3. Джордж (ЮАР, Барловорлд) – 0.14. 4. Хантер – то же время. 5. Де Корт (Голландия, Либерти Сегурос) – 0.22. 6. Гомес Марчанте – 0.24... 10. Тонков – 0.33... 33. Зинченко – 0.57... 75. Конышев – 2.34.
Общий зачет (итог). 1. Тонков – 5:58.12. 2. Гомес Марчанте – отставание 0.03. 3. Мартин Пердигуэро – 0.19... 24. Зинченко – 3.55... 56. Конышев – 11.51.
Россиянин Павел Тонков одержал первую победу после двухгодичного перерыва. Триумфатор «Джиро д’Италия»-1996 в очередной раз доказал, что способен выигрывать у самых сильных соперников. Увы, его нынешняя команда (итальянская ЛПР) не получила «уайлд-кард» для участия в «Джиро»-2005, которая стартовала в субботу.
Вячеслав Екимов, получивший около десяти дней назад перелом грудной клетки во время тренировки в Америке, через неделю планирует начать занятия на велотренажере, сообщает из Санкт-Петербурга корреспондент «СС» Александр ЛУКЬЯНОВ.
— Потихоньку иду на поправку. Показал рентгеновские снимки, сделанные американскими врачами, специалистам в родном Петербурге. Те сказали, что в ближайшие пару недель какие-либо восстановительные процедуры делать еще рано. Нужно принимать витамины, специальный медицинский препарат и как можно меньше нагружать травмированные кости, – признался Екимов корреспонденту «СС».
Тем не менее на выходных Екимов принял участие в награждении победителей детских соревнований, которые прошли в Питере на стадионе имени Кирова и носят его имя. А уже через неделю гонщик собирается приступить к тренировкам на велотренажере.
— Риска упасть с закрепленного велосипеда нет никакого. Пользы же от таких занятий много. Если хочешь как можно быстрее вернуться в спорт, терять время и долго не тренироваться противопоказано. Поэтому и делаю все, чтобы поддерживать форму, несмотря на травму, – отметил Екимов.
Как уже сообщал «СС», из-за травмы Екимов не сможет принять участие в «Тур де Франс»-2005. Вернуться в спорт спортсмен планирует в начале осени.