Розовая. Пурпурная. Зеленая… Три престижные майки – главные призы стартующей сегодня шоссейной супермногодневки

Сегодня в итальянском местечке Реджо-ди-Калабрия стартует 88-я супермногодневка «Джиро д’Италия». В ближайшие три недели любителей велоспорта ожидает потрясающий спектакль с участием 208 актеров-гонщиков, финал которого назначен на 29 мая в Милане. Именн
news

ВЕЛОСПОРТ
«ДЖИРО Д,ИТАЛИЯ»

Сегодня в итальянском местечке Реджо-ди-Калабрия стартует 88-я супермногодневка «Джиро д’Италия». В ближайшие три недели любителей велоспорта ожидает потрясающий спектакль с участием 208 актеров-гонщиков, финал которого назначен на 29 мая в Милане. Именно здесь по традиции награждаются обладатели трех главных трофеев: розовой майки – победителя общего зачета, пурпурной – лучшего спринтера и зеленой – лучшего горного гонщика.

В Италии священное отношение к велоспорту. Велосипед здесь – одна из муз, имя которой, по странному стечению обстоятельств, до сих пор не дано. На улицах итальянских городов вы не увидите бесконечного потока велосипедистов на дедовских двухколесных развалинах, как в Китае или Голландии. Зато, беседуя где-нибудь в Тоскане за завтраком с хозяйкой маленькой гостиницы, услышите от нее о том, что «русские – крепкие ребята, жаль, Берзин слишком быстро сошел после успеха 1994 года; а вот Тонков (последний из «неитальянцев», праздновавший успех на «Джиро» в 1996 году. – Прим. ред.) и сейчас, если стартует, без красивой горной победы домой не уедет». Душа велоспорта живет в Италии, говорят жители Апеннин.

В этом же году их убежденность разделят многие. Медленно, но верно гонка возвращает себе статус, каким обладала во времена поединков Эдди Меркса и Феличе Джимонди. Одни лишь декорации этого великолепного спортивного спектакля – снежные Доломитовые Альпы, приморские холмы, заросшие виноградниками, – достойны восхищения. Но куда важнее актерский состав. Уделим же внимание каждому из амплуа.

ОБЩИЙ ЗАЧЕТ – РОЗОВАЯ МАЙКА

В главной номинации все предвкушают дуэль Ивана Бассо и Дамиано Кунего. Тиффози обожают то, что называют «polemica» – спор совершенно разных по натуре и стилю спортсменов. Эталоном считается противостояние великих Фаусто Коппи и Джино Бартали в предвоенные и послевоенные годы. Кунего и Бассо тоже, безусловно, антиподы. Белобрысый потомок норманнов, малыш Дамиано непредсказуем, порывист, в прошлом году к его блестящим импровизациям и умению оказаться на острие атаки в самый нужный момент опытные соперники оказались попросту не готовы.

Долговязый брюнет Иван, напротив, великий трудяга, аналитик, его спортивные дневники дадут фору иной высоколобой диссертации.

 Кунего без ума от неврастенического рока The Doors, фотография Джима Моррисона с детства висит у изголовья его кровати; Бассо же млеет от сладких звуков итальянской группы Mango и в прошлом году мечтал о том дне, когда после финиша французского «Тура» отправится в путешествие по стране – следом за музыкантами. У Кунего ветер в голове, а Бассо уже давно свил семейное гнездышко и воспитывает дочку. Кунего надеется на затяжной рывок в гору и реактивный финишный спурт, Бассо убежден, что далеко его не отпустит (сумел же в прошлом году на перевалах «Tур де Франс» усидеть на колесе у самого Лэнса Армстронга), а в раздельном старте, без сомнения, отыграет свое.

Одно лишь отравляет ожидание любителям всякого рода потасовок в духе боксеров-супертяжеловесов: дуэлянты на трассе – хорошие приятели вне ее. Первым, кто прислал Ивану Бассо SMS-сообщение со словами поддержки перед решающим этапом «Тур де Франс», был именно Дамиано. А Иван отчаянно болел за Кунего во время телерепортажей с «Джиро-2004». Но им никогда раньше не приходилось делить большой куш. Выдержит ли дружба такое испытание?

СПРИНТ – ПУРПУРНАЯ МАЙКА

Здесь дуэльная пара распалась. Хотя если бы дуэль все же состоялась, скорее всего, превратилась бы в очередное избиение стареющего Марио Чиполлини тоже отнюдь не юным, но гораздо лучше сохранившимся Алессандро Петакки. 38-летний Чипо, обладатель 42 побед на Corsa Rosa (так называют итальянскую многодневку за цвет майки лидера – розовый), буквально за полторы недели до старта объявил об уходе из гонок. Половина женской аудитории заливается слезами. Кого теперь противопоставить Джентльмену (это не определение, а одно из прозвищ) Петакки? Эрика Цабеля, рекордсмена «Тур де Франс» по количеству зеленых маек, едущего первую в жизни «Джиро»? Это будет конфликт из раннего советского кинематографа – между положительным и сверхположительным. Если же забыть о личностных качествах и обращать внимание только на спортивные успехи, получится картина, для немца не слишком обнадеживающая.

Але-Джет (еще одно прозвище Петакки) выиграл в этом году уже 16 стартов – больше, чем кто-либо. Эрик же на днях одержал свою первую после очень долгого перерыва победу. Так что одному ему с Петакки не справиться. На лучшего из ныне действующих спринтеров «навалятся всем миром». Благо есть кому – эстонец Яан Кирсипуу, бельгиец Том Стеелс, австралийцы Робби Мак Юэн, Стюарт О’Грейди, Бейдэн Кук – такого наплыва мастеров финишного спурта «Джиро» не видела давно. В одиночку 15-кратный победитель этапов супергонки, пожалуй, не выстоял бы. Но его будет «раскатывать» на финиш подавляющая своей мощью команда – Fassa Bortolo.

ГОРЫ – ЗЕЛЕНАЯ МАЙКА

Зеленую майку мог бы «между делом» прихватить и Кунего, только вряд ли он станет размениваться на второстепенные задачи и собирать очки на горных финишах в середине этапов. Зато этим непременно займется команда Panaria, получившая заветную wild card. У спортивного директора Бруно Ревербери (к слову, бывшего тренера Петакки) в буквальном смысле слова заоблачные цели, если он одновременно выставляет бывших «горных королей» «Джиро»: мексиканца Альберто Переса Куапио (заплатившего за зеленое одеяние передними зубами, выбитыми в завале), колумбийца Фредди Гонсалеса и своего любимца – восходящую звезду Эмануэле Селлу. Селла, начинавший свой путь в профи, выступая бок о бок с Кунего, может замахнуться и на общий зачет, но о призовой тройке, как сам признает, мечтать рановато.

И, наконец, особая категория.

РУССКАЯ ИТАЛИЯ

«Джиро» всегда была самой успешной из супермногодневок для наших спортсменов, что неудивительно: многие росли как профи именно в Италии. Здесь добился первых серьезных успехов абсолютный чемпион мира среди «андеров» (гонщиков до 23 лет) 2000 года сибиряк Евгений Петров. Выступая нынче в команде Кунего и Симони, Петров должен будет позабыть о собственных амбициях. Но если дела у Lampre пойдут не слишком хорошо, право солировать может получить и Евгений.

Александр Колобнев, нынешний обладатель весьма престижной в профессиональном мире майки чемпиона страны, будет более свободен в выборе тактики. Его Rabobank привез состав без ярких звезд, у них вообще долгое время была кризисная ситуация со специалистами многодневок. Пока единственный такой специалист – Денис Меньшов – готовится к «Тур де Франс», его соотечественник Колобнев вместе с напарниками будет «охотиться» за этапами.

Лучший молодой гонщик «Тур де Франс»-2004 питерец Владимир Карпец также поедет «под лидером» – Унаем Осой. Других ярких личностей на этой «Джиро» у Illes Balears нет. Поэтому, если третий призер итальянской многодневки 2001 года застрянет на одном из многих перевалов, настанет черед Карпеца. Он очень талантливый многодневщик, настоящий универсал.

Итак, нам известны актеры и место действия. Что касается сценария… Ну кто и когда мог предсказать сценарий «Джиро»?!

88-Я СУПЕРМНОГОДНЕВКА «ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ»

7 мая. Пролог – Реджо-ди-Калабрия (1,15 км) – ТТ.
8 мая. 1-й этап – Реджо-ди-Калабрия (208 км) – СП.
9 мая. 2-й этап. Кантандзаро Лидо – Санта-Мария- дель-Чедро (177 км) – СП.
10 мая. 3-й этап. Диаманте – Джиффони Валле Пиана (210 км) – СП.
11 мая. 4-й этап. Джиффони Валле Пиана – Фрозиноне (197 км) – СП.
12 мая. 5-й этап. Челано – Л’Акуила (215 км) – ММ.
13 мая. 6-й этап. Витербо – Марина-ди-Гроссето (154 км) – СП.
14 мая. 7-й этап. Гроссето – Пистоя (205 км) – ММ.
15 мая. 8-й этап. Лампорекьо – Флоренция (гонка с раздельным стартом на 41,5 км) – ТТ.
16 мая. 9-й этап. Флоренция – Равенна (139 км) – СП.
17 мая – выходной.
18 мая. 10-й этап. Равенна – Россано Венето (212 км) – СП.
19 мая. 11-й этап. Маростика – Дзольдо Альто (150 км) – НМ.
20 мая. 12-й этап. Аллеге – Роверто (178 км) – ММ.
21 мая. 13-й этап. Маццокорона – Ортизеи (217 км) – НМ.
22 мая. 14-й этап. Эгнья – Ливиньо (210 км) – НМ.
23 мая. 15-й этап. Ливиньо – Лиссоне (207 км) – СП.
24 мая – выходной.
25 мая. 16-й этап. Лиссоне – Варацце (207 км) – СП.
26 мая. 17-й этап. Варацце – Лимоне Пьемонте (194 км) – НМ.
27 мая. 18-й этап. Кьери – Турин (гонка с раздельным стартом на 31 км) – ТТ.
28 мая. 19-й этап. Савигльяно – Сестриере (190 км) – НМ.
29 мая. 20-й этап. Альбезе кон Кассано – Милан (121 км) – СП.
Всего – 3 498,150 км.

ТТ – 3 гонки с раздельным стартом –
СП – 10 равнинных этапов.
ММ – 3 «среднегорных» этапа.
НМ – 5 высокогорных этапов.

 

Новости. Велоспорт