Гонщики плачут, но едут. В Сочи возрождается старейшая российская многодневка
ВЕЛОШОССЕ
52 года понадобилось традиционной сочинской велогонке, чтобы занять место в международном календаре. В этом году ее призеры впервые в истории получат рейтинговые очки Международного союза велосипедистов (UCI).
На крутых дорогах сочинской гонки выросли многие наши сильные велосипедисты. Здесь побеждали Виктор Капитонов, Гайнан Сайдхужин, Александр Гусятников, Николай Горелов, Юрий Баринов, Петр Угрюмов, Денис Меньшов. А вот в мире эту гонку вряд ли кто воспринимал всерьез. Ситуацию надо было менять. Но как? Спорт, в котором 70 процентов успеха зависит от заинтересованности спонсоров, не имел шансов выжить в провинциальном городке. Пять последних лет гонка существовала исключительно за счет усилий Федерации велосипедного спорта России. Ее президент Александр Гусятников побеждал здесь в 1973 году, а вице-президент Юрий Кучерявый неоднократно участвовал. Но дело не в одной только ностальгии.
ЮЖНАЯ КАТОРГА
– Сколько крови мы себе попортили с этой гонкой в последние годы – нет слов! – говорит Юрий Кучерявый, сидя за рулем «технички». Мы несемся вслед каравану, карабкающемуся в гору по дороге в Лоо. – Здесь же несколько лет никому ничего не надо было. В местную федерацию велоспорта звонишь, спрашиваешь, готовятся ли к гонке. Они в ответ: «Вези деньги!». Приезжаешь за две недели до старта – тут еще и конь не валялся. И начинается! Городские власти, ГАИ, гостиницы, транспорт… Я из Сочи каждый год уезжал, как с каторги.
– Стоило ли продолжать упираться? Не проще было махнуть на все рукой? Вон в Европе целая индустрия подобных соревнований. Да и большинство наших велосипедистов давно уже катаются исключительно по европейским дорогам.
– Не скажите! «Профики»-то катаются, а вот где молодым опыта набраться? Что у нас есть в России? Сочинская гонка, «Пять колец Москвы» да национальный чемпионат. Все! И как с таким багажом удерживать место в десятке мирового национального рейтинга? Да потеряй мы сочинскую гонку – завтра даже десяти российских велосипедистов для элитных профессиональных команд не наскребем.
Хорошо, хоть с этого года дела в Сочи пошли на лад. Новый глава местной федерации Роберт Абрамян – на редкость энергичный человек. Сумел на пустом месте найти трех спонсоров. Да и новый мэр города Колодяжный оказался настоящим энтузиастом. Что говорить – впервые за многие годы три этапа из пяти проходят по магистралям города. Это с сочинскими-то пробками!
Юрий Андреевич совершенно прав. Гонка действительно вернулась в Сочи. Правда, из всех ее участников к известным велосипедистам можно отнести чемпиона мира среди юниоров украинца Дмитрия Гробовского и наших Алексея Шмидта (чемпион Европы-2003 на треке), Александра Хатунцева и Олега Гришкина. А из крепких профессиональных команд здесь одно только московское «Динамо-Омнибайк».
Привычные для Европы ограждения размещены пока лишь на небольшом участке трассы рядом с Драматическим театром – больше не требуется. Население самого известного российского курорта к гонке пока относится равнодушно. Более того – перекрытая в течение нескольких часов дорога на гору Ахун вызвала бурю негодования у дачников, которые в субботний день не смогли вовремя добраться до своих участков. Но организаторы, вопреки этому, верят, что уже в ближайшем будущем участие в «Гран-при Сочи» станет престижным и для маститых велопрофи.
– На Западе, для того чтобы организовать гонку 2-й категории, как «Гран-при Сочи», необходимо собрать около миллиона евро, – продолжает Кучерявый. – Мы же обходимся 600 тысячами рублей. Здесь и призовой фонд, и оцепление, и размещение-питание участников. Живут все в комфортабельном адлерском санатории «Южное взморье», который без труда разместил более 300 участников, тренеров и судей. Со временем рассчитываем увеличивать бюджет, но сейчас и это хорошо. Важно дать почувствовать гонщикам, что сочинские трассы ничуть не хуже дорог на Пиренеях или в Альпах.
И еще. В Сочи можно заработать те же рейтинговые очки при совсем иных затратах. Ведь, чтобы выезжать куда-то, надо ж еще найти деньги! А теперь есть возможность гоняться дома. Это должно оживить наши спортшколы.
КРУТОЙ МАРШРУТ
За победу в нынешнем «Гран-при» сражаются не многие. Молодые еще. В основном не старше 19 лет. Но как бьются они уже за то, чтобы просто проехать все пять этапов многодневки! Ведь на крутых перевалах Северного Кавказа сделать это весьма непросто. 10 километров «разделки» на гору Ахун, 15-процентный финишный уклон в гору у поселка Каштаны (неподалеку у хорошо известного курорта Кудепста), Мамайский перевал…
Стоя на верхней точке этого перевала лично наблюдал, как вчерашние юниоры из Украины, Казахстана, Ижевска, Самары, стиснув зубы, почти пешком карабкаются вверх.
– Сойди уже! – кричит тренер щуплому пареньку из Донецка.
– Нет, я доеду, – хрипит гонщик и с отчаянием камикадзе старается нагнать караван, укативший от него минут уже на десять.
Не так ли и наш велоспорт по-прежнему упрямо «крутит педали»? Растеряны со времен «Велогонки мира» почти все традиции проведения многодневных соревнований, утрачен зрительский и коммерческий интерес. А он все едет! И, возможно, уже в скором времени он подтянется к каравану лидеров: Франции, Италии, Испании, Бельгии.
Алексей Шепилов, за которым я наблюдал на перевале, кстати, сумел финишировать, уложившись в лимит времени.
ГРАН-ПРИ СОЧИ
Многодневная гонка 2-й категории по дорогам России (5 этапов).
1-й этап. Гонка с раздельным стартом на гору Ахун (10 км). 1. Хатунцев (Россия, Национальная команда) – 23.21.16. 2. Фирсанов (Россия, Санкт-Петербург) – отставание 0.10. 3. Гробовский (Украина, Национальная команда) – 0.34.
2-й этап. Сочи (58,8 км). 1. Шмидт – 1:25.12. 2. Колесников (оба – Россия, Динамо-Омнибайк). 3. Ковелев (Россия, Национальная команда) – у всех время победителя. 4. Гробовский – отставание 1.28… 37. Хатунцев – то же время.
3-й этап. Гора Мамайка – Лазаревское – Солох-аул (130 км). 1. Шмидт (Россия, Динамо-Омнибайк) – 3:43.59. 2. Рудасков (Россия, Сочи). 3. Миронов (Россия, Санкт-Петербург) – у всех время победителя. 4. Колесников (Россия, Динамо-Омнибайк) – отставание 1.06… 8. Хатунцев (Россия, Национальная команда) – 1.52.
4-й этап. Кудепста – Мыс Видный – Кудепста (127,8 км). 1. Хатунцев (Россия, Национальная команда) – 3:00.56. 2. Лазаревский (Россия, Санкт-Петербург) – отставание 0.08. 3. Гробовский (Украина, Национальная команда) – 0.15… 5. Колесников – 0.32…14. Шмидт (оба – Россия, Динамо-Омнибайк) – 0.52.
Общий зачет. 1. Шмидт – 8:35.48. 2. Хатунцев – отставание 0.50. 3. Колесников – 0.53.