Расследование «СС». Забирова – жертва государственной политики. Чему научит нас потеря олимпийской чемпионки?

В середине февраля на стол президента Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) Александра Гусятникова легло короткое заявление. Его автор – олимпийская чемпионка, чемпионка мира, победитель и призер множества престижных соревнований Зульфия Забирова.
news

ВЕЛОШОССЕ

В середине февраля на стол президента Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) Александра Гусятникова легло короткое заявление. Его автор – олимпийская чемпионка, чемпионка мира, победитель и призер множества престижных соревнований Зульфия Забирова. После десяти лет, проведенных под флагом сборной России, спортсменка намерена переехать в Казахстан и выступать за эту страну.

В самом факте намерения некоего российского спортсмена уровня национальной сборной поменять гражданство и продолжить спортивную карьеру в другой стране, увы, ничего из ряда вон выходящего нет. И все же поступок Забировой уникален. Обычно желание попытать счастья под флагом другой страны обнаруживают спортсмены, испытывающие по тем или иным причинам проблемы с отбором в российскую сборную (из свежих примеров – биатлонист Владимир Драчев или лыжница Светлана Нагейкина). На этот раз от нас уходит топ-атлет, чье место в первой команде не подлежит сомнению. За последние три года Забирова неизменно завоевывает медали на чемпионатах мира, а ее неудача на Играх в Афинах считается чуть ли не главным разочарованием Олимпиады.

 В настоящее время спортсменка находится в швейцарской Лозанне, где уже много лет живет и тренируется. Зуля (как привычно называют ее во всем мире) до сих пор не принимает участия в официальных соревнованиях, дожидаясь на это лицензии от Казахстана. Ее, в отличие от гражданства, велосипедистка до сих пор не получила, а выступать с имеющейся российской Забирова принципиально не хочет. Заявленная неделю назад на престижную однодневку «Тур Фландрии», Зуля так и не вышла на старт.

БЫТЬ БЛИЖЕ К РОДИНЕ

Комментировать свое решение Забирова сейчас явно не расположена. Даже исключение для «СС» она сделала с большой неохотой.

– Мне нужно тренироваться, получить официальное разрешение, выступить на соревнованиях, показать достойный результат. Тогда и придет время давать интервью…

– Что послужило главным мотивом вашего переезда в Казахстан?

– Тоска по своим близким и родственникам. Все десять лет, которые я выступала за Россию, они оставались на моей родине, в Ташкенте. А там много проблем, начиная с того, что в этом городе чрезвычайно сложно найти работу. В Узбекистане живет моя мама, которая уже в годах и неважно себя чувствует. Но не могу регулярно ездить так далеко, чтобы навестить ее. В Казахстане же эти проблемы решили очень быстро. Некоторые мои родственники уже переехали туда, им помогли найти работу. В принципе я уже давно не могу четко сказать, где живу. У меня квартира в Москве, но большую часть года провожу в Швейцарии. Я представляла на соревнованиях Ростов-на-Дону, но все мои родственники живут в Узбекистане. А в течение сезона путешествую по всему миру. Так что под чьим флагом выступать, для меня не имеет принципиального значения. На соревнованиях я защищаю главным образом свое имя и репутацию. Казахстан смог помочь мне стать ближе к родине и при этом обеспечить нормальные условия для тренировок и работы.

ПРЕЦЕДЕНТ ИЛИ НАЧАЛО ПРОЦЕССА?

Все прошлые переходы российских спортсменов в другие страны изначально не таили в себе серьезных опасностей для потенциала наших сборных команд. А когда наши спортивные эмигранты завоевывали медали на крупных соревнованиях уровня чемпионата мира, они «не отнимали» их у своей экс-родины. Случай же с Забировой особый. Ее потенциал все еще огромен, и в шоссейных разделках она по-прежнему является одной из сильнейших в мире. Что уж говорить о России, где Зуле уже много лет нет равных.

Никто из работников ФВСР с Забировой до сих пор серьезно не беседовал. А президент Александр Гусятников, перенесший в январе серьезную операцию на сердце, сможет полноценно вернуться к работе лишь в начале следующей недели. Впрочем, в мире велосипедистов-профессионалов от мнения национальной федерации мало что зависит. Если у спортсменки нет материальных долгов, вопрос решается автоматически. Проволочка здесь может продлиться не более месяца, но шансов как-то повлиять на решение гонщицы переехать в соседнюю страну нет никаких.

– Самой большой опасностью в переходе Забировой для нас является то, что за ней могут потянуться молодые, – говорит вице-президент ФВСР Юрий Кучерявый. – Да, наш велоспорт переживал почти десятилетний кризис. Но выращивать перспективных гонщиков мы не разучились. Однако если этому примеру последуют другие, все наши усилия могут пойти прахом. Россия потеряет поколение молодых велогонщиков. Скрытая опасность этого прецедента существует не только для велоспорта. Вот, например, в бобслее у нас есть пилот Александр Зубков. Где гарантия, что после Игр в Турине какая-нибудь европейская страна не сделает ему предложения, а на Олимпиаде в Ванкувере он будет выступать уже за другую сборную? Случай с Забировой может перерасти в тенденцию.

ДУМАТЬ ДОЛЖНО ГОСУДАРСТВО

Поразительная рисуется картина. Накануне каждой Олимпиады в России едва ли не на уровне правительства делается прогноз, сколько медалей завоюет национальная сборная и как мы будем выглядеть на фоне успехов американцев, китайцев, немцев, норвежцев… При этом все оставшееся время олимпийского цикла умы этих же самых чиновников словно поражает амнезия. Этому, увы, всячески способствуют Олимпийский комитет и Госкомспорт (независимо от того, как он на данный момент времени называется). Своими бодрыми докладами об очередных найденных внебюджетных источниках финансирования наши спортивные руководители словно говорят: мол, не волнуйтесь, господа, мы уж тут сами как-нибудь. При этом совершенно забывается то, что спонсоры выделяют средства в основном на такие соревнования, как Олимпийские игры или чемпионаты мира. А кто профинансирует юниоров, детей? Во времена, когда легендарный Виктор Капитонов создавал «Красную машину», календарь внутренних соревнований составлял более 20 000 км. Сейчас же ФВСР невероятными усилиями обеспечивает календарь на 7000 км. В командах «Про-тур» в настоящее время заявлены 10 наших велосипедистов, и поверьте, при желании перекупить всех их с потрохами это не составит никаких проблем. Компания ИТЕРА, уже столько лет поддерживающая наш велоспорт, делает очень много. Но она не может тягаться с велосипедной индустрией таких стран, как Италия, Франция, Испания, Бельгия. И тем не менее российские гонщики по-прежнему завоевывают олимпийские награды. Сколько их было в Афинах? Многие, уверен, уже не помнят. Два золота, два серебра и бронза. А теперь задумайтесь, на что мы сможем рассчитывать в Пекине, если пример Забировой окажется заразительным.

ВЯЧЕСЛАВ ЕКИМОВ

(двукратный олимпийский чемпион, самый титулованный отечественный велосипедист):

– Про решение Забировой выступать под флагом другой сборной узнаю от вас, и для меня эта новость, честно говоря, большой сюрприз. Что я могу сказать по этому поводу? Думаю, что причинами переезда спортсменки такого уровня в другую страну могут быть только принципиальные разногласия с руководством национальной федерации. Местная ростовская федерация ли тому виной или ФВСР не смогло удовлетворить ее нужды, судить не берусь. Знаю лишь одно: гонщица ее уровня еще многого может добиться в карьере. И раз ее не смогли удержать в России, значит, невнимательно к чему-то отнеслись, не посчитали нужным вникнуть в суть проблем. Спортсмен-профессионал всегда ищет, где лучше. Для того, чтобы росли результаты, нужно серьезно относиться к своей подготовке, ничто не должно отвлекать. Видимо, в Казахстане нашли путь к диалогу с Зулей, а в России не смогли.

Новости. Велоспорт