Владимир Карпец: А разве я в сборной? Обладатель белой майки «Тур де Франс» до сих пор не уверен, что едет в Афины
ВЕЛОШОССЕ
Мужская велосипедная сборная России не торопится называть окончательный олимпийский состав. Место в заветной пятерке участников групповой шоссейной гонки не гарантировано даже лучшему молодому гонщику «Тур де Франс» Владимиру Карпецу.
Володя Карпец – человек неразговорчивый. Высокий и худой, как Холстомер, он разговаривает протяжно, нараспев. Вырываясь из его могучих 8-литровых легких (норма – 4,5 литра) слова успевают слиться в песню. Звучит она красиво, будто баллада. Такую речь когда оценишь, тогда только поймешь, что имеешь дело с человеком незаурядным. Да и может ли быть заурядным велосипедист, умеющий с ростом под два метра легко ехать в самую крутую гору? Разве может быть неинтересной биография гонщика, проделавшего путь из чистого трековика (в 2000 году на Олимпиаде в Сиднее он стартовал в командной и индивидуальной гонках преследования) в элитного шоссейника, которого в его нынешней профессиональной команде «Балеарс-Банесто» прочат ни много ни мало в наследники великого Мигеля Индурайна?
БУКВЫ НА БЕТОНЕ
Володе повезло с местом рождения. Родился он в городе на Неве. А значит, оказался в знаменитом интернате «Локосфинкс» – одном из немногих, сумевших выжить в 90-е годы. В 17 лет Карпец стартовал в первых профессиональных гонках, а в 22 имел репутацию самого талантливого российского велосипедиста и даже второго Вячеслава Екимова.
Для того чтобы заработать такую репутацию, Карпецу пришлось «пахать» восемь лет под началом заслуженного тренера СССР и России Александра Кузнецова, а это – фундамент на долгую и успешную карьеру в велоспорте.
Мое первое основательное знакомство с Карпецом состоялось в 2002 году в тренировочном лагере команды (тогда она называлась «ИТЕРА») в испанской Тортосе.
В своей прежней жизни база была птицефермой. Под нужды велоспорта молодые ребята приспосабливали ее собственными руками. На одной из бетонированных дорожек надпись – КАРПЕЦ-98. Распорядок дня спартанский. Подъем в 7.00. Работа на станке (велосипед ставится на ролики и гонщик в течение полутора часов крутит педали, не двигаясь с места), обязательное взвешивание, завтрак (сосиски, спагетти, салат с оливковым маслом, джем, чай, кофе), 100-километровая тренировка на шоссе, обед, вечером еще одна шоссейная тренировка («закатывание»). И так изо дня в день, с периодическими выездами на гонки. Тренер все время рядом – от утреннего взвешивания до вечерней «закатки». Глядя на то, как «умирают» ребята, редкий человек не задавался вопросом: ради чего?
ЦАРЬ ГОРЫ
Ответ дала гонка. Подобных соревнований в Володиной биографии было, наверное, немало. Я видел одну – престижную семидневку «Вуэльта Каталония». От команды первого дивизиона многого не ждали. Считалось, если по пиренейским дорогам в Барселону доберутся хотя бы четверо российских велосипедистов, конюшню следует похвалить за стойкость. Но молодые ребята (самым опытным был 23-летний призер двух Олимпиад Алексей Марков), соперничая с 15 сильнейшими профессиональными командами, заняли в итоге 6-е место. Владимир Карпец произвел фурор – 6-е место на горной разделке. Именно после той гонки о Карпеце заговорили как о мастере горных гонок. Именно тогда интерес к нему проявила испанская группа «Банесто».
К СВОБОДЕ СЛОЖНО ПРИВЫКАТЬ
«Банесто» – команда со славным прошлым. Все пять побед легендарного Мигеля Индурайна на «Тур де Франс» в 1991–1995 годах связаны именно с этой конюшней. И в новом веке успехи «Банесто» выглядели весьма солидно, однако гонщики калибра Индурайна – товар штучный. Искать новых звезд испанцы решили в России.
— К чему было сложнее всего привыкнуть после долгих лет работы в коллективе соотечественников? – наш разговор с Владимиром состоялся незадолго до старта «Тур де Франс»-2004, после «Вуэльты Каталонии», где Карпец был в шаге от победы в генеральной классификации, заняв в итоге второе место.
— Сложнее всего… было привыкнуть к неожиданно появившейся свободе. Никто над тобой не стоит, никто тебе ничего не указывает, ничему настойчиво не учит. С другой стороны, слишком многое приходится решать самому. Как раз этой привычки у меня и не было. В профессиональной команде важно показывать результат, а подготовка мало кого интересует. Тренировки общие, конечно, есть, и медицинские обследования ведутся регулярно, но все это имеет второстепенное значение. Главное – результат.
«ЕДУ ГОНКУ, НИ О ЧЕМ НЕ ДУМАЮ…»
«Тур де Франс» – главная гонка в жизни любого уважающего себя велосипедиста. Однако в этом году «Большая петля» имела для российских гонщиков дополнительное значение – практически все ее участники (а всего наших на гонке было шестеро) имели шанс попасть по ее итогам в состав олимпийской сборной. Вячеслав Екимов, Сергей Иванов, Денис Меньшов, Евгений Петров, Александр Бочаров в один голос заявляли, что участие в Олимпийских играх для них – главная цель сезона. Все, но не Карпец.
За неделю до старта «Тура» Володя попросту перестал отвечать на звонки. Телефон «проснулся» лишь по окончании «Тура». Обладатель белой майки лучшего молодого гонщика, самый успешный из российских участников ехал домой и… даже не думал про Афины.
— Мне пару раз позвонили, пригласили приехать на сбор в Италию. Спросил: «Я в составе сборной?» Мне ответили: «Приезжай, посмотрим». В общем, я так ничего и не понял… Денису Меньшову еще до «Тура» твердо сказали, что он в сборной, а с моей персоной никакой определенности, похоже, нет. В команде поинтересовались, еду ли я на Олимпиаду. Ничего определенного им ответить не смог. Так что сейчас поеду две гонки по Испании, а дальше… не знаю.
«БИЛЕТ КАРПЕЦА У МЕНЯ В СТОЛЕ»
С вопросом об олимпийских перспективах одного из героев нынешнего сезона корреспондент «СС» обратился к главному тренеру шоссейной команды Равилю Латыпову.
— За Карпецом, как и за Меньшовым, я внимательно слежу. После «Тура» мы все созванивались и приняли решение, что эту неделю ребята участвуют в двух испанских гонках, а 8-го числа мы окончательно называем состав на групповую гонку в Афинах. Впрочем, шестерку тех, кого мы хотим видеть на Олимпиаде, я могу назвать вам уже сейчас. Это Екимов, Меньшов, Карпец, Колобнев, Петров и Конышев. В гонке примут участие пять человек, но в Афины в любом случае должны отправляться шестеро. Не дай бог, кто-то получит травму или еще что-то случится. А пять фамилий я назову не раньше 11-го числа – нормальная практика.
Еще более жизнеутверждающим звучал ответ президента Федерации велосипедного спорта России Александра Гусятникова.
— Билет Карпеца лежит у меня в столе. Я с самого начала настаивал на том, чтобы этот гонщик ехал на Игры. Однако диктовать тренерам, что им делать, не собираюсь. Кого они решат поставить запасным, тот и будет лишним. Я лично очень люблю как гонщика и как человека Дмитрия Конышева. Но если тренер скажет, что Конышев ему не нужен, – я не стану давить.