Командовать парадом буду я!
ВЕЛОШОССЕ. «ТУР ДЕ ФРАНС»
Евгений ПЕТРОВ, гонщик команды «Саеко»
ВЗГЛЯД ИЗ ПЕЛОТОНА
РИШАР ВИРАНК, ПОБЕДИВ НА САМОМ ДЛИННОМ ЭТАПЕ, ПОЗДРАВИЛ ФРАНЦУЗОВ С ДНЕМ ВЗЯТИЯ БАСТИЛИИ
Выиграть этап на «Тур де Франс» 14 июля, в День взятия Бастилии, – дело чести для французских велосипедистов. Помешать вчерашнему празднику не должны были ничто и никто. Бельгиец Аксель Меркс, было, попробовал, да сил не хватило.
14 июля для французов – святой день. С утра по телевизору только и говорят, что про национальный праздник. Репортажи с Елисейских полей, марширующие гвардейцы, бесконечные флаги на улицах. Зрители и на этап-то сегодняшний съехались, как в СССР, бывало, на майскую демонстрацию. Все, конечно, ждали, что Виранк пойдет в атаку. Ну и в караване этого ждали тоже. Ришар по складу однодневщик. Многодневные гонки не для него – тем более такие, как «Большая петля». Он здесь и на разделках из года в год проваливается, да и нестабилен. Больше одного этапа никогда не выигрывал. Однако во Франции сегодня другого гонщика, способного выиграть, что называется, «по заказу» просто нет. А Виранк может.
Не хочу сказать, все были согласны с тем, что он сегодня победит. Напротив – со старта пелотон рванул так, что дух захватило. 50 км/ч в горах – это очень высокая скорость. Попытки уехать предпринимали многие, но оторвался именно Виранк. Километре на 30-м, еще задолго до первого серьезного подъема, встал на педали и пошел работать. Зацепиться за него сумел только Аксель Меркс (сын великого бельгийца Эдди Меркса – пятикратного победителя «Тура». – Прим. ред.), но он, как показала гонка, явно не рассчитал силы. Все гонщики знают: когда Ришар «при ноге», тягаться с ним в одиночку практически бесполезно. Только группой – и то не всегда удается. Вот сегодня, скажем, группа работала с полной выкладкой – и что?
Из 170 человек до финиша компактно добрались человек 50, а француза не догнали, только разрыв с 10 до 5 минут сократили. Немудрено, что на самой высокой горе бельгиец «капнул» и до финиша добрался с большим трудом. А Виранк сделал то, чего от него ждали все болельщики, включая директора гонки Жан-Мари Леблана. Не случайно ведь он за Ришаром почти всю дорогу в «техничке» ехал. Здесь, на «Туре», свои сценаристы и свои режиссеры. Хотя Виранк, бесспорно, герой.
Я сегодня работал с нашим лидером – Джильберто Симони. После того как Леблан своим единоличным решением выгнал с «Тура» Касагранде, дел у меня прибавилось. В принципе отработал хорошо, но в самом конце немного отстал. Неправильно питался.
Правильное питание в такую жару, да еще и в горах, многое решает. Есть нужно регулярно, даже когда кажется, что не хочешь. При высокой общей скорости делать это трудно. За питанием надо ездить к «техничкам», а потом возвращаться в группу. На сегодняшних скоростях возникало желание «потерпеть». Надеешься в такие моменты на то, что какое-то время протянешь, а потом, при удобном случае, свое доберешь. Чаще всего эти эксперименты заканчиваются тем, что на очередном подъеме начинается самое натуральное голодание организма. Мало ведь просто проглотить пищу. Она должна усвоиться. Быстрее всего усваиваются маленькие булочки с джемом и различные батончики, однако и эту пищу нужно употреблять регулярно. А мне сегодня этого не удалось. Жара заставляла много пить. Я лично выпил 8 или 9 фляжек (около 5 литров). Состав напитка составляется индивидуально. В основном напитки энергетические: сахар, глюкоза, минералы. Мне больше подходят сладкие, а некоторым такого наводят, что нормального человека наизнанку вывернет, если попробует.
Когда пьешь, то кажется, что есть не очень и хочется. А на последних километрах подъезжать к своей «техничке» даже за питанием и вовсе страшно – вдруг рывок чей-нибудь пропустишь. В общем, свои 30 секунд я на таких вот расчетах и потерял. Головка группы выкладывалась, а я уже не мог.
Устал ужасно. Очень надеюсь, что завтра этап будет идти преимущественно под спуск и получится отдохнуть. Слишком много работы впереди – нужно следить за своим состоянием.
НАША СПРАВКА
Виранк на сегодняшний день совладелец рекорда «Тура» по количеству побед в зачете лучшего горного гонщика. На счету самого известного из ныне действующих французских велосипедистов их 6. Столько же у испанца Федерико Бахамонтеса и бельгийца Люсьена Ван Импе, покорявших горные вершины соответственно в 50–60-х и 70–80-х годах.
Примечательно, что Виранк имеет на сегодняшний день 7 этапных побед на «Туре» (больше одного этапа он ни в один год не выигрывал) и 6 маек лучшего горного гонщика.
СТАТИСТИКА
10-й этап. Лимож – Сен-Фло (237 км). 1. Виранк (Франция, Квик Степ) – 6:00.24. 2. Клоден – отставание 5.19. 3. Цабель (оба – Германия, Т-Мобайл). 4. Мансебо (Испания. Балеарс-Банесто). 5. Веклер (Франция, Бриошь ла Болонжер). 6. Армстронг (США, Ю.Эс. Постал). 11. Майо (Испания, Ю. Эс. Постал)… 15. Ульрих (Германия, Т-Мобайл) – у всех то же время. 16. Меньшов (Россия, Балеарс-Банесто) – 5.26… 19. Симони (Италия, Саеко)… 23. О’Грейди (Австралия, Кофидис)… 26. Хэмилтон (США, Фонак)… 28. Касар (Франция, ФДЖэ)… 34. Карпец (Россия, Балеарс-Банесто) – у всех то же время… 53. Пиил (Дания, КСК) – 5.41… 62. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – 5.44…64. Петров (Россия, Саеко) – то же время… 71. Меркс (Бельгия, Лотто) – 6.18… 121. Екимов (Россия, Ю. Эс. Постал) – 24.24… 134. Иванов (Россия, Т-Мобайл) – то же время.
Общий зачет. 1. Веклер – 42:42.14. 2. О’Грейди – отставание 3.00. 3. Касар – 4.13. 4. Виранк – 6.52. 5. Пиил – 7.31. 6. Армстронг – 9.35. 7. Цабель – 9.58…10. Мансебо – 10.18…11. Хэмилтон – 10.18…17. Ульрих – 10.30…29. Петров – 12.00…40. Симони – 13.04…46. Меркс – 13.50. 47. Карпец – 14.20. 48. Меньшов – 14.28…63. Бочаров – 21.58…78. Екимов – 29.31…112. Иванов – 34.20.
Горная классификация (зеленая майка). 1. Виранк – 73 очка. 2. Меркс – 57. 3. Беттини (Италия, Квик Степ) – 36…9. Меньшов – 11.
Зачет самого активного гонщика (белая майка в красный горох). 1. МакЮэн (Австралия, Лотто) – 195 очков. 2. Цабель – 185. 3. Хусховд (Норвегия, Креди Агриколь) – 177. 4. О’Грейди – 175.
Зачет лучшего молодого гонщика (белая майка). 1. Веклер – 42:42.14. 2. Касар – отставание 4.13. 3. Скарпони (Италия, Домина Ваканзе) – 12.22…6. Карпец – 14.20.