Особенности национальной французской погони
ВЕЛОШОССЕ
Лэнс Армстронг в пятый раз завоевал титул победителя «Тур де Франс». Последняя попытка помешать легендарному американцу сохранить желтую майку была предпринята немцем Яном Ульрихом в гонке с раздельным стартом. Когда зрителям уже стало казаться, что Ульрих может совершить невозможное, велосипед немца заскользил на вираже, и гонщик оказался на асфальте.
В воскресенье на Елисейских полях в Париже финишировал «Тур де Франс». За сто лет существования супермногодневки эта картина стала практически канонической, подобно вручению Нобелевской премии или «Оскара». Даже достаточно далекие от спорта люди многократно видели эту картинку — июль, Елисейские поля, пестрый караван катящихся по ним гонщиков и Лэнс Армстронг в неизменной желтой майке победителя. За последние пять лет публика успела настолько привыкнуть к техасцу, что кажется, он все сто лет колесит по дорогам Франции именно в этом наряде.
Решать судьбу генеральной классификации на последнем этапе — не в правилах «Большой петли». Развязка наступает обычно двумя-тремя днями раньше, превращая последний этап в своего рода мемориальный велопробег, где решается лишь один вопрос: кто выиграет финиш. Разборки спринтеров, которым до последнего дня есть за что бороться, и есть главное действо заключительного дня. И здесь случается всякое. Шесть лет назад Джамолидин Абдужапаров, отчаянно спуртуя, устроил один из самых массовых завалов в финишном коридоре Парижа.
Немало падений было и на нынешнем «Туре». В завалах, притом самым непосредственным образом, побывали практически все герои нынешней «Большой петли»: Тайлер Хамильтон, Хосэбо Белоки, Лэнс Армстронг. Последнего стоит признать самым удачливым из упавших. Хамильтон заканчивал «Тур» со сломанной ключицей, Белоки вовсе сошел. Армстронгу повезло больше остальных. На последнем из альпийских этапов он счастливо увернулся от столкновения с Белоки, а на тяжелейшем подъеме в Пиренеях смог не только быстро подняться, но и победить. После той победы догнать Армстронга мог только Ян Ульрих. Попытка для того, чтобы сделать это, немцу давалась одна-единственная — в субботней гонке с раздельным стартом. Памятуя о полутораминутном «нокауте» на первой разделке, нанесенном сопернику, Ульрих вполне мог рассчитывать на повторный успех, тем более что от лидера его отделяла лишь одна минута и пять секунд.
Все любители велоспорта хорошо знают — Ульрих любит жаркую погоду, Армстронг предпочитает прохладу и даже дождь. В субботу небеса в очередной раз сыграли за американца. Жаркое июльское солнце закрыли дождевые облака, и выжженный асфальт стал в один миг мокрым и скользким. Для того чтобы «давать результат» в таких условиях, Ульрих обязан был рисковать. Он понимал это до старта и еще более остро стал понимать после прохождения 35-километровой отметки. К этому времени лидер группы «Бьянчи», несмотря на все усилия, опережал Армстронга лишь на три секунды. Понимая, что этого мало, «вечно второй» пошел ва-банк и… разделил судьбу фаворитов, оказавшись на асфальте. Падение произошло на довольно коварном вираже, где часом раньше упал один из сильных раздельщиков (тоже, кстати, немец) Уве Пешель. Оптимисты могли бы сказать, что по сравнению со сломавшим ребро Пешелем Ульриху даже повезло. Он сел в седло через 15 секунд и даже сумел показать общее четвертое время. Однако сам Ульрих так не считал.
— Жаль, что у велосипедистов нет специальной резины для дождя, как у гонщиков «Формулы-1», — сказал раздосадованный велосипедист после финиша. — Не думаю, что чрезмерно рисковал сегодня — просто поскользнулся… Иногда мне не помешало бы иметь немного удачи. Я не смог выиграть «Тур» в этом году, но считаю свое выступление нормальным.
Конечно, Армстронг тоже мог упасть, но «железный Лэнс» — не из тех людей, что дважды наступают на грабли.
— Какими будут последние 10 километров, я знал. Мои товарищи по команде Хинкапи, Екимов и Пена предупреждали меня о коварных поворотах. Когда Ульрих упал, мне тут же сообщили об этом. В этот момент я сказал себе: «Успокойся, Лэнс! Тебе не нужен этот этап — тебе нужен «Тур»!» и поехал более осторожно.
«ТУР ДЕ ФРАНС». ГРАНД-ТУР
18-й этап (Бордо – Сен-Миксан). 203,5 км. 1. Ластрас (Испания, «Ибанесто») – 4:03.18. 2. Да Круз (Франция, «ФДЖю»). 3. Нарделло (Италия, «Телеком») – у всех время победителя. 4. Канада (Испания, «Квик Степ») – отставание 0.04. 5. Лелли (Италия, «Кофидис») – 0.19. 6. Фликингер (Франция, «Превоянс») – то же время…9. Гуиди (Италия, «Бьянчи») – 0.35…17. Робби МакЮэн (Австралия, «Лотто») – 24.05. 18. Цабель (Германия, «Телеком»). 19. Кук (Австралия, «ФДЖю»)…24. Ульрих (Германия, «Бьянчи»)…29. Хамильтон (США, КСК). 30. Састре (Испания, КСК)…32. Зубельдиа…39. Майо (оба – Испания, «Эускалтель»)…45. Армстронг (США, «Ю. Эс. Постал»). 46. Винокуров (Казахстан, «Телеком»)…53. Бассо (Италия, «Фасса Бортоло»). 54. Моро (Франция, «Креди Агриколь»). 55. Екимов (Россия, «Ю. Эс. Постал»)…61. Мансебо (Испания, «Ибанесто»)…66. Бочаров (Россия, «Превоянс»)…80. Меньшов…112. Петров…129. Карпец (все – Россия, «Ибанесто») – у всех то же время.
19-й этап (Порник – Нант). Гонка с раздельным стартом 49 км. 1. Миллар (Великобритания, «Кофидис») – 54.05. 2. Хамильтон – отставание 0.09. 3. Армстронг – 0.14. 4. Ульрих – 0.25. 5. Бодроги (Венгрия, «Квик Степ») – 0.26. 6. Екимов – 0.56…13. Моро – 1.43…16. Винокуров – 1.56. 17. Зубельдиа – 2.02. 18. Петров – 2.07. 19. Майо – 2.08…22. Бассо – 2.16…35. Меньшов – 2.47. 36. Састре – 2.49…38. Карпец – 2.58…63. Мансебо – 3.37…95. Бочаров – 4.40..