Стрельба шрапнелью

Грядет самая масштабная в мире отзывная компания автомобилей. Причиной тому некачественные подушки безопасности японской фирмы Takata.
news

Грядет самая масштабная в мире отзывная компания автомобилей. Причиной тому некачественные подушки безопасности японской фирмы Takata. Как утверждается, с 2004 года японцы выпустили несколько миллионов айрбегов, способных покалечить своих владельцев. Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) США выяснила, что они установлены почти на 35 млн. автомобилей по всему свету.

Компания Takata удерживает лидерство по производству деталей машин и, по данным Bloomberg, занимает почти 22 % мирового рынка запчастей, отчего история, начавшаяся вокруг бракованных подушек, затрагивает многих.

В 2004 году компания разработала новые айрбеги, отличающиеся легкостью, быстротой срабатывания и конкурентной ценой. В них впервые применена химическая смесь нитрата аммония, взрывающаяся с получением большего объема газа, что позволило снизить размеры гильзы. Пиропатрон выстреливал столь же быстро и надувал оболочку за 20 мс., но был заметно компактнее, чем пиропатроны на нитрате гуанидина, как у конкурентов. Новая технология пришлась по вкусу автопроизводителям, которые охотно покупали маленькие айрбеги, помещавшиеся в тесных пространствах в рулевом колесе и во внутренних полостях пластмассовых панелей.

Подушки Takata пошли на конвейер Honda, Nissan, Fiat-Chrysler, Toyota, BMW, Mazda, Ford, General Motors, Subaru и Mitsubishi. Больше всего компактные айрбеги полюбились Honda. С этой же маркой приключились первые неприятности.

В некоторых случаях подушки срабатывали некорректно. Пиропатрон попросту взрывался, разлетаясь на мелкие куски. Осколки пробивали обшивку, и айрбег лопался, как воздушный шарик.

Информация о подобных происшествиях стала поступать в Honda и в Takata, и в 2008 году Honda предприняла первый отзыв машин. К тому времени, осколками, как шрапнелью были покалечены люди и зафиксированы смертельные случаи.

После серии сервисных акций японцы заявили, что справились с неисправностью и продолжили производство. Неисправность посчитали несистемной и надежность подушек никто не ставил под сомнение, пока число пострадавших не приблизилось к полутора сотням человек. По официальным данным, погибло уже 4 водителя и ранено еще 139 человек.

В общем, за дело взялась NHTSA и выяснилось, что причина кроется в конструктивных особенностях айрбега. Взрывчатая смесь хранится в твердых таблетках. Однако при встряске таблетки разрушаются и частично превращаются в порошок, который произвольно повышает мощность взрыва. Кроме того, в странах с влажным климатом металлическая конструкция айрбега окисляется, что приводит к потере жесткости гильзы. В итоге, пиропатрон при выстреле в ряде случаев разрывается на кусочки. Вероятность такого исхода мала, но американские следователи считают, что необходимо устранить даже мизерную вероятность разрыва подушки.

Летом 2009 года Honda отозвала еще 500 тыс. машин. В 2010 и 2011 годах после ряда взрывов подушек было отозвано еще 2 млн. Весной 2013 года к Honda присоединились BMW, Toyota, Nissan и Mazda, заменив айрбеги у 4 млн. авто. Но скандал не утихал, и осенью 2013 года Takata вновь была обвинена в гибели водителя.

В конгрессе США была сформирована специальная комиссия для оценки правомочности действий японского производителя автокомпонентов. Злые языки утверждали, что руководство компании понадеялось на авось и вовремя не оценило последствий от внедрения спорной конструкции пиропатрона. В итоге, по оценкам главы Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) Марка Розкинда, мировая автопромышленность столкнулась с необходимостью провести самый масштабный отзыв в своей истории. Под сервисную акцию рискуют попасть 34 млн. машин, выпущенных с 2004 года одиннадцатью разными концернами.

Как должна осуществляться сервисная акция не знает никто. Слишком большое количество машин носит подушки Takata. Конечно, это не «пушки с шрапнелью», и в подавляющем большинстве случаев айрбеги работают качественно и надежно, но у Takata оказалось слишком много соперников, готовых использовать скандал для захвата ее рыночных позиций. Takata грозит в США штраф в 35 млн. долл. и, по данным аналитиков агентства Valiant Market Research, Takata рискует потерять к 2020 половину завоеванной доли рынка. На ее место готовится прийти основной конкурент - Daicel Corp.