Британский гонщик стал абсолютным чемпионом на «Москвиче». Нереальная статистика побед!
Советские автомобили были далеко не самым популярным экспортным товаром, однако отдельные модели всё же находили признание за рубежом. Одним из таких автомобилей стал «Москвич-412», на котором английский пилот Тони Ланфранки установил очень крутое достижение. Британцу даже не приходилось напрягаться, чтобы побеждать в гонках!
Невиданная мощность
В 1967 году Московской завод малолитражных автомобилей (МЗМА) представил новую модель — «Москвич-412». Назвать машину принципиальным прорывом в плане дизайна было нельзя: внешне она почти полностью копировала своего предшественника — «Москвич-408». Зато ходовые характеристики были гораздо интереснее, причём не только в рамках продукции завода, но и всего советского автопрома тех лет.
Прыжок от безысходности. Почему трагически погиб знаменитый русский гонщик?
Тогдашние автомобили эстетически были очень привлекательны (60-е — расцвет автодизайна во всём мире), но далеко не всегда функционально отвечали требованиям новой дорожной реальности. Например, 21-я «Волга» была чересчур громоздкой и разгонялась крайне медленно, что доставляло определённые неудобства в оживлённом транспортном потоке города. То же самое можно было сказать о предыдущих моделях «Москвичей». 412-й стал своего рода революцией.
Небольшой вес и скромные габариты в сочетании с довольно мощным полуторалитровым двигателем делали «Москвич» весьма маневренным автомобилем. Он быстро разгонялся и неплохо входил в повороты. Неудивительно, что 412-й быстро стал любимым автомобилем советских пилотов. При этом машина в гоночной комплектации была даже мощнее: 75 лошадей под капотом превращались в 125, а максимальная скорость доходила до 145 км/ч. Невесть что даже по меркам 60-х, но удобство в управлении и продвинутая для тех лет система безопасности компенсировали все недостатки.
В ограниченных количествах 412-й даже отправляли на экспорт. По сравнению с другими автомобилями своей категории на Западе «Москвич» продавался по очень доступным ценам. В Великобритании его можно было купить менее чем за 600 фунтов. Тогда-то советский жеребец и приглянулся одному из английских гонщиков. Тони Ланфранки увидел в машине потенциал для больших побед — и не прогадал.
Хитрый ход
Ланфранки, родившийся в 1935-м в Брэдфорде, никогда не был топовым пилотом. Он успел поучаствовать и в Формуле-1, и в Формуле-2 и в гонке «24 часа Ле-Мана», однако нигде больших успехов не добился. Впоследствии Тони стал соревноваться в гонках так называемого Британского тура, где принимали участие автомобили, изначально не предназначенные для трека. Но и там особых достижений не было. Пока не появился «Москвич».
В Британском туре машины делили на классы не по ходовым характеристикам, а по цене. Узнав о 412-м, Ланфранки внезапно осознал: в своей ценовой категории эта пташка непременно будет превосходить крохотные «Хонды» и «Мини-Куперы». Он связался с компанией-дистрибьютером «Москвичей» в Британии и заказал для себя машину.
«Я спросил у них: «Вы хоть понимаете, что продаёте машину, которая выиграет чемпионат?» Они ответили: «Не дури — эта тачка не для гонок». Я сказал: «Поверьте, я знаю, о чём говорю». «Ну хорошо, мы дадим тебе автомобиль», — сказали мне, — делился Ланфранки с изданием Motor Sport.
В следующие годы Ланфранки доказал всей Британии, что был совершенно прав. Его критиковали за продвижение советского бренда в разгар Холодной войны, но Тони просто наслаждался победами. На 412-м он выиграл 28 из 29 гонок, в которых принял участие, и стал абсолютным чемпионом в итоговом рейтинге соревнований. По собственному признанию, ему даже не приходилось напрягаться, чтобы обходить конкурентов, выступавших на гораздо менее мощных автомобилях. Ланфранки включал во время гонок радио и держал руль всего одной рукой, спокойно создавая себе отрыв на прямых участках трассы.
«Люди смеялись и указывали мне на то, что у этой машины даже нет дисковых тормозов. Но кому нужны дисковые тормоза, если ты не разгоняешься выше 90 км/ч?» — говорил Ланфранки.
Тони также посоветовал «Москвич» нескольким своим друзьям-гонщикам, и они тоже одержали на нём несколько побед. Впрочем, англичанин использовал 412-й не только как инструмент для добывания побед в категории, где равных ему просто быть не могло. Ланфранки настолько полюбил машину, что даже ездил на ней просто по городу.
Гонщик победил с переломом. Подлый соперник сразу после старта переехал ему ногу
На волне успеха в британской серии гонок «Москвич» стали пробовать некоторые раллийные пилоты. Однако на грунте советский автомобиль уже не показывал таких крутых результатов. В конце концов, его сила, использованная Ланфранки, заключалась лишь в слабости конкурентов, которые хотя и стоили столько же, но сильно уступали в мощности. Когда же 412-й оказывался против соперников из той же весовой категории, то откровенно терялся. Сошёл на нет и кратковременный бум экспорта «Москвичей», отчасти спровоцированный тем же Ланфранки: прогресс автопрома на Западе не стоял на месте.