Советские формулы вышли на старт

На Moscow Raceway состоялся второй этап Чемпионата классических автомобилей. В соревнованиях сразились 44 экипажа, стартовавшие в 25 классах
news

На Moscow Raceway состоялся второй этап Чемпионата классических автомобилей. В соревнованиях сразились 44 экипажа, стартовавшие в 25 классах автомобилей. После долгого периода на трек вышли и советские формулы, восстановленные руками энтузиастов.

Советские формулы «Эстония-15М» и «Эстония-21М» почти 20 лет пылились в гаражах бывших спортивных клубов. Наконец до них дошли руки реставраторов, и машины получили вторую жизнь. Их заезды по асфальту трека Moscow Raceway ознаменовали новый тренд для ценителей спортивной техники.

«Эстонию-15М» вывел на старт мастер спорта международного класса по автоспорту, призер чемпионата СССР Игорь Ташаев. Автомобиль одолел только тренировочный заезд и, ввиду небольшой поломки, отправился в боксы для ремонта. Между тем, его появление произвело фурор среди публики.

Спортивный болид «Эстония-15М» некогда был мечтой миллионов мальчишек и самым массовым спортивным автомобилем взрослых «Формул» после юношеского картинга. Сконструирован он для начальной «Формулы 4», которую в СССР называли «Молодежной».

Рижские инженеры Вельбри и Лооритс, взявшиеся за проектирование в 1966 году, старались сделать машину дешевой и простой в эксплуатации, чтобы небогатые автоклубы могли закупать ее для юношеских соревнований.

В основу болида положена пространственная рама из хромансилевых труб диаметром 28 мм. Кузовные панели были выполнены из стеклопластика. Двигатель объемом 350 куб. см. и мощностью в 32 л.с., а так же коробка передач позаимствованы от серийного мотоцикла «Иж-Юпитер». Привод на задние колеса цепной, а дифференциал отсутствовал. Из-за легкой конструкции максимальная скорость приближалась к 150 км/ч.

Всего за 9 лет производства на заводе ТОАРЗ была собрана 221 «Эстония 15» и 15М, которые участвовали в соревнованиях вплоть до исключения молодежной серии из чемпионата СССР в 1983 году.

До настоящего времени в частных руках сохранилось несколько спорткаров. В сентябре 2010 г. три «Эстонии-15М» побывали на ретро-соревнованиях «Янтарная Волга» на рижском треке Бикерниеки.

В этом году на Moscow Classic Grand Prix побывала еще одна формула, а именно «Эстония-21М». Восьмидесятилетний ветеран отечественного автоспорта Эдгард Линдгрен на «Эстонии-21М» проехал всю дистанцию по треку Moscow Raceway и показал отличный результат в классе «Формула-1300». Его машина была собрана в 1981 году, и повидала на своем веку множество заездов в бытность существования «Формулы-Восток».

Этот автомобиль стал по-настоящему культовым, так как был первым советским спорткаром, в котором использовался так называемый «граунд-эффект», позаимствованный из «Формулы 1».

Как утверждается, инженер Сарап взял за основу аэродинамическую схему кузова «Lotus-81». Под днищем были проложены воздуховоды, а низ боковых понтонов позади радиаторов имел профиль в форме перевернутого крыла. При протекании воздуха создавалось разрежение, прижимавшее автомобиль к дороге. По периметру кузова навешивалась эластичная»юбка», помогающая создавать антидавление. В начале 80-х «граунд-эффект» был запрещен FIA, однако, в советских формулах использовался до 90-х.


Автомобиль строился для участия в гонках «Формулы-Восток» и имел стандартный спортивный двигатель объемом 1294 куб. см., построенный на базе мотора от ВАЗ-21011. Двигатель раскручивался до 8000 оборотов и выдавал 110 л.с.! При весе в 450 кг. автомобиль имел неплохую динамику. 4-ступенчатая коробка передач могла настраиваться под конкретную трассу за счет быстрой смены шестерен и подбора наилучшей комбинации передаточных чисел. Эта же машина прошла через радикальную модернизацию в 1985 году для участия в международных гонках «Формулы 3». На нее был более мощный мотор и аэродинамические крылья.

На данный момент восстановление отечественных «Формул» только начинается и, возможно, в ближайшие годы будет проведен полноценный этап среди советских спортивных автомобилей с открытыми колесами.