Запас карман не тянет. Зачем Range Rover Evoque 9 ступеней в коробке?

news

В конце прошлого года Land Rover представил Discovery Sport взамен старого Freelander, а одноплатформенный Evoque прошел через процедуру обновления. Кросcовер получил первый в мире 9-ступенчатый автомат 9НР, с которым мы и познакомились поближе.

За последние пару лет Evoque здорово примелькался на московских улицах, поэтому обновление ему к лицу. Заниженная крыша уже не кажется сплющенной на фоне появившихся футуристических конкурентов из «страны восходящего солнца». Все познается в сравнении и некогда смелый дизайн уже превратился в классику жанра.

Появление 9-ступенчатой коробки стало возможным благодаря бензиновым и дизельным 2,2-литровым двигателям с турбиной и впрыском. Пик крутящего момента у них начиная от 1750 об, тем самым оптимальное соотношение динамики и экономии топлива попадает на зону до 2500 об. Чтобы удерживать стрелку тахометра в этих значениях на всем диапазоне разрешенных правилами скоростей и была придумана немцами из ZF коробка 9НР.

Прямо скажем, задача у немцев стояла не из легких. Большинство среднеразмерных кроссоверов имеют компоновку с поперечным расположением мотора внутри моторного отсека, которые закреплены над передней осью. Там тесно, а коробка мала, и как, спрашивается, впихнуть в ограниченный корпус дополнительный блок планетарного ряда? Выходило, что никак. Немцы пошли на радикальные меры и полностью перебрали коробку, изменив ее конструкцию. Четыре планетарных ряда в ней размещены не последовательно, а друг над другом. Тем самым, изменился принцип варьирования передаточного отношения, потребовались дополнительные валы и блоки многодискового сцепления «dog clutch», однако, размер коробки не намного превысил привычные 6-ступенчатые агрегаты. Кроме того, двухвальная конструкция позволила быстрее менять степени, отчего скорость ее работы увеличилась, а алгоритм напоминает 7-ступенчатый робот DSG.

При езде коробку 9HP не спутаешь ни с чем. Если пересаживаться с автомобиля, вооруженного 8-ступенчатым автоматом, к примеру с большого Range Rover, на 9-ступенчатый Evoque, то разница очевидна. Кроссовер ведет себя резко, по-спортивному сухо и динамично. Безмятежный ритм разбивается частыми рваными рывками. Смены ступеней заметны, в особенности, если автомат сбрасывает их вниз. Происходит это быстро и по-спортивному резко. Время обработки сигнала нового блока управления приближается к 150 мс, а время переключения ступеней - 450 мс. В итоге, Evoque даже со старыми моторами ощущается помолодевшим.

И в городе и на трассе обороты двигателя, действительно колеблются вокруг 2 тыс, лишь изредка на разгонах подбираясь к 3 тыс. Коробка старается удерживать общее передаточное число в 9,84. К примеру, на девятой степени на 120 км/ч частота вращения двигателя составляет 2170 об/мин, а с 6-ступенчатой АКП — 2890 об/мин. В итоге. машина почти на 16% умеряет аппетит. Так можно кататься до бесконечности, экономя топливо и деньги.

Наиболее сбалансированным по части экономии и динамики является дизель SD4, объемом 2,2 л. у которого пик характеристик приходится на эту зону тахометра. Момент в 420 Нм. доступен при 1750 об. и отлично переваривается гидромеханикой, потенциал которой прописан в 480 Нм. Тем самым, электроника не сбрасывает лишний момент, что добавляет водителю адреналина. Ну а потребление топлива в комбинированном цикле составляет 6,3 л., а в загородном 5,4 л. На одном баке можно проехать более тысячи километров.

Бензиновый агрегат тоже дружит с коробкой, но его потребление сразу подскакивает до 10 л. Кроме того, он дороже. Однако на больших скоростях свыше 120 км/ч за счет мощности в 240 л.с. он ведет себя спортивнее.

Останавливаюсь на перекрестке и вижу, как стрелка тахометра падает на ноль. Ага, значит, активировалась система «старт-стоп». Посмотрим, как она запустит мотор. Убираю, ногу с педали, и машина чуть вздрагивает. У коробки отобрали вспомогательный масляный насос для ускорения запуска и передали его функции другим системам. В итоге, время активации сократилось. Хотя добавившиеся милисекунды задержку скрашивают не намного. «Старт-стоп» хочется отключить.

В общем, 9-ступенчатый автомат начал свое победное шествие по миру. Evoque лишь первая ласточка, и за ним уже следуют другие. К 9-ступенчатому переднеприводному автомату присматриваются бренды попроще, и вскоре можно ожидать снижения цены и установки коробки на простонародный С-сегмент. Ну а ZF уже огласила планы по разработке 10-ступенчатой коробки для машин с продольным расположением двигателя.