Люди перестанут погибать в авариях к 2020 году

Как сделать транспорт безопасным? Над непростой задачей бьются инженеры крупных мировых брендов. Заявляется, что к 2020 году люди будут настолько хорошо защищены в автомобиле, что удастся полностью избежать их гибели в результате ДТП.
news

Как сделать транспорт безопасным? Над непростой задачей бьются инженеры крупных мировых брендов. Заявляется, что к 2020 году люди будут настолько хорошо защищены в автомобиле, что удастся полностью избежать их гибели в результате ДТП.

Такая цель ставится программой Vision Zero, принятой шведским парламентом в 1997 году. С тех пор в Швеции удалось вдвое сократить число летальных исходов при ДТП, превратив дороги и транспорт в самые безопасные в Европе. Заявляется, что к 2020 году люди в Швеции совсем перестанут получать смертельные травмы в автомобилях. К опыту скандинавов присматриваются в континентальной Европе, в США и теперь в России. В начале июня в Санкт-Петербурге прошла конференция, организованная Генеральным консульством Швеции, где и рассматривались основные положения концепции Vision Zero. Каким образом предлагается максимально обезопасить дорожный транспорт?

На данный момент наиболее тяжелые ДТП происходят по трем причинам: съезд с дороги, боковой удар и лобовое столкновение. Проблемы здесь решаются в комплексе, за счет увеличения систем активной и пассивной безопасности в автомобилях, наращивания дорожной инфраструктуры и при помощи электронных облачных комплексов управления трафиком.

«Дело в том, что сейчас не каждая модель проходит испытания на весь спектр распространенных видов ДТП, - рассказывает директор Центра безопасности Volvo Cars в Гетеборге Сесилия Ларссон. - Поколение назад многие ограничивались фронтальным краш-тестом. Сравнительно недавно стали делать боковой удар. А вот моделированием ряда ДТП, к примеру, имитацией съезда машины с дороги в кювет не занимался почти никто. Однако эта разновидность происшествий очень травмоопасна и распространена».

При вылете с трассы автомобиль скачет по кочкам, ударяясь о бугры. По кузову идут динамические волны, которые способны травмировать человека. Чтобы избежать этого, необходимо вовремя просчитать сценарий съезда и зафиксировать тело, попутно смягчая удары со стороны днища.

Такая система была внедрена Volvo. Камеры и датчики положения кузова распознают момент вылета в кювет до соударения с землей и с помощью специальных пиропатронов фиксируют тело ремнями со скоростью в 1 мм/мс. Тем самым, за 0,1 сек. ремень подтягивается на 100 мм. Кроме того, конструкция кресла способна гасить вертикальные удары.

Между тем, наращиванием средств пассивной и активной безопасности целей Vision Zero не достигнуть. Слишком высоки скорости и никакие металлические каркасы кузова не выдержат лобовых ударов свыше 100 км/ч. Поэтому, как отмечает представитель Шведской транспортной администрации, один из создателей Vision Zero доктор Андерc Лие, главным направлением развития концепции является предотвращение нештатных случаев на дорогах.

К примеру, как избежать столкновения, если водитель в панике крепко держит руль. Ответ очевиден, через изменение конструкции рулевого вала. Этим и заняты сейчас японцы, французы и англичане из трансконтинентального концерна Nissan. Рулевое колесо выполняет роль джойстика, а функции драйвера переданы электрическому исполнительному механизму. В этом случае электроника всегда готова взять управление на себя и выполнить лосиный маневр, то есть резкое уклониться от встречного препятствия и остановиться у обочины, чтобы водитель сумел перевести дух.

Между тем, управляющий робот без полноценного автопилота бесполезен. А значит комплексы камер, лидаров, всевозможных дальномеров, должны уметь хорошо видеть на сотни метров вокруг. В теории автопилот поможет и вовремя затормозить, если увидит, что сбоку на перекрестке на мигающий желтый летит очередной лихач.

Конечно, сейчас автопилот выглядит белой вороной. Каждый старается прощупать его на прочность. Компания Google недавно отчиталась, что во время экспериментов в Неваде и Калифорнии ее роботизированные машины попадали в аварии 11 раз. И все по вине засмотревшихся на них водителей. Нередко люди просто не могли понять логику автопилота. Машины-роботы вели себя, как неумелые ученики автошколы. Между тем, электроника совершенствуется, и число роботизированных машин будет со временем возрастать. Чем чаще люди начнут отдавать им управление, тем быстрее изменится режим трафика. Поток систематизируется и станет возможным то, о чем мечтали фантасты, а именно глобальный управляющий центр городским движением. Для поездки человеку потребуется только нажать кнопку на приборной панели, и автомобиль превратится в «каплю» большого транспортного потока.

Отдельные части такой глобальной системы уже готовы к внедрению. К примеру, облачная сеть Volvo способна получать информацию от множества машин и составляет карты состояния дорог по срабатываниям электронных систем в автомобилях. Такими участками могут быть места образования «черного льда» или крупные весенние ямы, грозящие повреждениями покрышкам. Далее данные о проблемных участках передаются всем участникам движения, и в первую очередь тем, кто приближается к ним.

Но дело не ограничивается только электроникой. Огромную роль в достижении Vision Zero играет и обычная дорожная инфраструктура.

В Швеции с момента реализации программы было построено 12 600 безопасных пешеходных переходов, мостов и «зебр» со световой сигнализацией и с «лежачими полицейскими». Многие двухполосные дороги были превращены в трехполосные и получили разделительные барьеры и с чередующимися карманами для обгонов.

Именно эти нехитрые мероприятия позволили снизить в Швеции смертность в ДТП вдвое. Ну а электронные системы автомобилей пусть не к 2020 году, как утверждается, но хотя бы к 2030 году, позволят свести ее на нет.