Америка против «Королевы»

«Индикар» открыл для себя Россию, получив первого в собственной истории русского гонщика – Михаила Алешина. А мы открыли для себя «Индикар». Корреспондент «Совспорта/Weekly» слетал в Америку, чтобы понять – почему именно эта формульная серия (а вовсе не 
news

«Индикар» открыл для себя Россию, получив первого в собственной истории русского гонщика – Михаила Алешина. А мы открыли для себя «Индикар». Корреспондент «Совспорта/Weekly» слетал в Америку, чтобы понять – почему именно эта формульная серия (а вовсе не «королева автоспорта») за океаном по популярности считается номер один.

ПОПУЛЯРНОСТЬ

В мире есть три главные гонки – «Гран-при Монако», «24 часа Ле-Мана» и «500 миль Индианаполиса». На трибунах и улочках Монте-Карло во время этапа «Формулы-1» собирается несколько десятков тысяч зрителей – преимущественно с тугими кошельками. Во время главного заезда чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) – уже более 200 000! Увидеть «Майбах» или «Ролл-Ройс» с разбитой у холеного багажника палаткой в лагере-кемпинге возле трассы в Ле-Мане – плевое дело. Даже миллионеры не всегда могут снять номера в переполненных отелях небольшого городка на время проведения марафона.

Наконец в Индианаполисе на трибунах и свободных зонах «Старой кирпичницы» (официальное название – «Мотор Спидвей») собирается до 400 000 человек! У входов на трек не протолкнуться уже в 8 утра (притом что гонка стартует в полдень). Овал длиной 4 с лишним километра и вдоль всего периметра (а также внутри трассы) – толпы народа. Сюда можно впихнуть все население Мальты при желании! И ни один из этих людей не равнодушен к гонкам. Надо ли говорить, насколько такая атмосфера впечатляет?

ДЕМОКРАТИЯ

На отдельных этапах «Формулы-1» с журналистов требуют по 150 евро… за пароль от вай-фая в пресс-центре на три дня уик-энда. На подступах к «Старой кирпичнице» перед гонкой бесплатно раздают пиво и хот-доги! Хочешь – можешь опустить пару банкнот в ящик для пожертвований местного фонда. Хотя это и не обязательно – в напитках и еде все равно не откажут. И так здесь во всем.

Бюджеты команд «Формулы-1» – это десятки, сотни миллионов долларов. В «Индикаре», где не надо тратиться на разработки собственных машин (все соревнуются на одинаковых шасси), расходы на сезон составляют не больше 7 миллионов. В паддоке «королевских гонок» сверкают полированными боками роскошные моторхоумы команд, каждый – стоимостью с виллу на Лазурном побережье. Персонал «конюшен» «Индикара» вполне комфортно себя чувствует в простых бетонных гаражных боксах дизайн-проекта «Как у дяди Васи», а механики коротают время на пластиковых креслах а-ля «Шашлычная в Сокольниках». Ничего общего с грозящей лопнуть от пафоса «Формулой-1».

При этом, чтобы попасть на пит-лейн гонки «Индикара» за полтора часа до старта, нужно заплатить пару десятков долларов. Чтобы получить пропуск в паддок «Формулы-1» – несколько тысяч!

 

КОНКУРЕНЦИЯ

Чемпион «Формулы-1»-2013 Себастьян Феттель в прошлом сезоне выиграл 13 гонок (из них 9 заключительных – подряд). Победитель серии «Индикар» того же года, новозеландец Скотт Диксон – всего 4.

Мы попрощались с гегемонией немца из «Ред Булл» лишь для того, чтобы смириться с тотальным превосходством «Мерседеса». За океаном в этом сезоне в последней гонке за титул бились пятеро гонщиков из четырех команд.

«Индикар» – квинтэссенция борьбы, где почти каждый участник пелотона в отдельной гонке имеет шанс попасть на подиум. Вот почему американцам скучно следить за «паровозиками» из болидов «Формулы-1», где каждый болид-»вагончик» в большинстве случаев едет на заранее предсказуемой позиции. В «королевских гонках» мы точно знаем, что «Ред Булл» и «Уильямс» поборются за подиум, «Мерседес», видимо, оформит победный дубль, а «Маруся» разыграет с «Катерхэмом» последние места. В «Индикаре» такой расклад просто немыслим, а постоянная смена лидеров по ходу гонки готова вскружить голову любому.

ПИЛОТЫ

По праву ли Феттель считается чемпионом мира? Или бразилец Хелио Кастроневеш, взявший четыре титула в «Индикаре», заткнет немца за пояс в очной борьбе? Спор, где пилоты лучше – в «королевских» или «американских» гонках, – длится уже полвека. И точного ответа не даст никто.


 

Одно известно точно – в «Формуле-1» большая часть успеха зависит от машины, и даже Суперсеб не стал бы чемпионом за рулем «Маруси». В то время как в «Индикаре» судьбу титула решает в первую очередь талант спортсмена. Однако есть и объективные примеры. Эмерсон Фиттипальди и Найджел Менсэлл, став лучшими в «Больших призах», потом доминировали и за океаном. В то время как легенды «Индикара» Майкл Андретти и Алекс Занарди в «Формуле-1» откровенно провалились. А четырехкратный чемпион Себастьян Бурдэ в Европе выглядел настолько плохо, что был уволен даже из «Торо Россо». Успехи Марио Андретти, Жака Вильнева или Хуана-Пабло Монтойи выглядят скорее исключением из правил.

В целом ясно одно – если пилот не потерялся в «королевских гонках», то он добьется успеха и в «Индикаре». В обратную сторону правило действует не всегда.

БОЛИД НА БОЛИД

По чистой скорости болиды в «Индикаре» дадут фору своим аналогам из «Формулы-1». В 2000 году Жиль де Ферран на одном из этапов американской серии проехал круг со средней скоростью 388 км/ч. А Пол Трейси в далеком 1996‑м на треке в Мичигане и вовсе развил «максималку» в 413 км/ч! Аналогичный рекорд в «королевских гонках» принадлежит Хуану-Паблу Монтойе, датирован сезоном-2005 и составляет «черепашьи» 372,2 км/ч…

Само собой, все упирается в мощность двигателей. Современные болиды «Индикара» комплектуют 6‑цилиндровыми моторами объемом 2,2 литра, с двумя турбинами и отдачей 700–750 л.с. В «Формуле-1» с этого года на машины ставят 1,6‑литровые «движки» с одной турбиной и мощностью около 600 «лошадок» (плюс временную прибавку в 162 л.с. дает система рекуперации ERS).

Однако скорость – не главное качество спортивного автомобиля. Ключевую роль играет аэродинамика. Вот тут-то «индикары» «формульным» болидам не соперники. Когда в 2002‑м обе серии провели этапы в Монреале (разумеется, в разное время), внезапно выяснилось – американские машины, гоняйся они в чемпионате мира, не прошли бы даже квалификацию! Настолько разнились времена, показанные пилотами обеих серий, – разумеется, не в пользу «Индикара».

АВАРИИ

Можно сколько угодно ратовать за безопасность гонок, но… Кто смотрит бокс ради тусклых ударов на протяжении всех отведенных раундов и постоянных обнимашек в клинче? Большинству зрителей нужны нокдауны, нокауты и кровь на ринге!

Конечно, аварии случаются и в «Формуле-1» – редкий этап пройдет без инцидентов. Притом в большинстве случаев все ограничится разворотом, вылетом с трассы, проколотой покрышкой… Скукота. Другое дело – «Индикар»! Что ни заезд – то обязательно случится «месиво», которое тут же соберет 100 000 просмотров на Youtube и заставит вашу девушку непроизвольно взвизгнуть от ужаса. За примером далеко ходить не надо – достаточно вспомнить аварию Алешина на заключительном этапе этого сезона под Лос-Анджелесом. После вечерней практики наш парень вместо отеля отправился в больницу. На медицинском вертолете.


 

Да, каждая авария – риск для жизни. И если в «Формуле-1» последний эпизод со смертельным исходом для гонщика случился 20 лет назад (когда на «Гран-при Сан-Марино»-1994 разбился Айртон Сенна), то в «Индикаре» относительно недавно – в 2011‑м в Лас-Вегасе в массовом завале погиб бывший чемпион серии британец Дэн Уэлдон. И все же, как ни цинично это звучит, рядовой американский зритель включает трансляцию очередного этапа серии в надежде увидеть что-нибудь подобное – с десятком искореженных болидов, всполохами пламени и воем сирен медицинских машин. Конечно, без смертельного исхода. Но вовсе без аварий – неинтересно. А в «Индикаре» они сплошь и рядом – следствие плотной конкуренции и невероятной скорости машин.

НАШ В АМЕРИКЕ

«Сумасшедший русский» – так под занавес последнего сезона прозвали за океаном Михаила Алешина. Первый наш гонщик, попавший в «Индикар», настолько поразил мастерством местных болельщиков (да и соперников уровня Жака Вильнева – тоже), что мгновенно завоевал авторитет. Неравный бой с Карлосом Муньосом за звание лучшего новичка был проигран – все-таки колумбиец отдельные этапы «Индикара» ездил и раньше, так что опыта у него было на порядок больше. Но первый блин комом не вышел, пилот программы SMP Racing уже успел попасть на подиум (в Хьюстоне), а в будущем году наверняка поборется и за победы.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

«Индикар» можно считать старейшим в мире кольцевым чемпионатом – первые гонки на машинах с открытыми колесами в США провели в 1902 году. А в 1916‑м был образован турнир под эгидой ААА (Американская автоспортивная ассоциация), который и стал прообразом «Индикара».

Во второй половине 50‑х после нескольких трагедий (включая страшную аварию на «Ле-Мане»-1955, повлекшую гибель 83 человек) за океаном набрала силу кампания против автоспорта, и ААА отказалась от проведения гонок. Выход был найден быстро – владелец «Старой кирпичницы» Тони Халмен создал USAC (Автогоночный клуб Соединенных Штатов). И следующие два десятилетия главный чемпионат за океаном проводился под его эгидой.

В 1978 году недовольные руководством USAC владельцы многих «конюшен» создали свой турнир, назвав его CART (Чемпионат автогоночных команд). Не без приключений (в частности, участников новой серии пытались не допустить на ключевую гонку «500 миль Инди»), но CART (также известный как «Чемкар») мало-помалу набирал обороты и превратился в главную формульную лигу США.

Однако и ей не удалось избежать кризиса. В середине 90‑х наметился очередной раскол. Возмутителем спокойствия выступил внук Халмена, Тони Джордж, которому по наследству досталась «Старая кирпичница». Пытаясь продвинуть свои идеи среди боссов CART, он натолкнулся на стену непонимания и в итоге организовал собственную серию – IRL (Гоночная серия Инди). Тем временем руководство CART пыталось осваивать новые рынки (Европу, Азию и Южную Америку), и этот подход ей вышел боком. Спонсорам и владельцам команд были невыгодны ни дальние поездки, ни сами гонки за пределами Штатов.

Началось великое переселение – ключевые пилоты, «конюшни», спонсоры и даже поставщики моторов переметнулись из CART в IRL. В конечном счете все привело к тому, что в 2008 году две серии объявили о слиянии. Правда, вернее назвать это поглощением, поскольку Champcar, несмотря на все усилия своих руководителей, стал банкротом. А Indy Racing League, оставшись единственной и главной формульной лигой Америки, вдовесок получила право на название IndyCar.