Евгений Новиков: Своими результатами мы пытаемся поднять, развить и популяризировать ралли в России
Самый молодой автогонщик и первый россиянин, сумевший подняться на подиум по итогам этапа
чемпионата мира по ралли (WRC) Евгений Новиков в интервью «Советскому спорту» рассказал о том, как попал в ралли, возможно ли добиться такого же результата как Себастьян Лёб, а также о том, чем занимается в свободное от гонок время.
- Как проходило становление гонщика Евгения
Новикова? Ваш отец (Максим Новиков) достаточно известный автогонщик. Вы с детства пошли по его стопам?
- В автоспорт я попал скорее не по своей воле, а по
наставлению отца. Он сам занимался гонками, начиная с 1999 года. Я начал в
2000-м, когда мне было 10 лет. Всё началось с картинга. Я часто ездил болеть за
отца, часто бывал на тестах, на тренировках, много катался в раллийном
автомобиле и всегда мечтал о ралли. И как только мне исполнилось 16 лет, я сразу же
пересел.
- Есть ли яркие, запоминающиеся моменты из ранних выступлений? Когда вы вообще впервые сели за руль?
- Чемпионат Европы по картингу, наверное. Когда был
финальный звезд, а в финал попасть непросто, у нас не завелась машина, было
очень обидно.
- Расскажите, как вы попали в WRC. Сложно ли это было? Вчера вы смотрели гонки по телевизору, а сегодня на равных соревнуетесь с лучшими раллийными гонщиками мира.
- В 2008 году мы проехали Чемпионат мира на машине
группы N, и стоял вопрос по поводу следующего года. Либо сохранить бюджет и
проехать на этой же машине ещё два сезона, либо бросить деньги, рискнуть и
поехать в WRC, но не на все этапы. Мы приняли решение рискнуть и вложить все
деньги в WRC. Проехали восемь или девять этапов в 2009 году, а потом пришел
кризис, и так сложилось, что я взял паузу на один год.
- Помните свою первую гонку в WRC?
- Первую гонку, конечно, помню. Это было ралли
Норвегии в 2009 году. На машине Citroen C4. Было
очень сложно, честно говоря. Приехали с большими амбициями. Думали, можно всё и
сразу, оказалось вовсе всё не так просто.
- Дальше все мы видели ралли Португалии в 2012
году. Первый подиум, первый российский подиум. Как это было?
- Мы к этому очень долго шли. Приятно за всю команду, приятно за российское ралли. Своими результатами мы пытаемся поднять,
развить и популяризировать ралли в России.
- Вы приехали третьим, а в итоге
стали вторым. Какие ощущения?
- Были смешанные чувства. С одной стороны, жалко Микку Хирвонена. Но с другой, спорт есть
спорт, правила есть правила.
- Изменились ли эмоции, отношение к ралли с тех
пор, как вы впервые попали в WRC?
- Чем опытнее становится человек, тем больше корректирует свой взгляд. Теперь на многие вещи смотрю по-другому.
Спокойно и взвешенно.
- В 2010 году вы принимали участие в четырех
гонках чемпионата России по ралли. Можете сравнить уровень чемпионата России и
WRC?
- Даже сравнивать незачем. Это две разные планеты,
которые находятся далеко друг от друга – целую вечность.
- А вообще о российском автоспорте что думаете?
- Ничего хорошего, если честно. Во-первых,
он очень слабо развит, можно сказать, вообще не развит, к сожалению. Люди,
которые возглавляют организацию не очень инициативные, скажем так. Они думают
больше о своих личных интересах. Мы пытаемся вносить свой вклад. Не просто говорить,
что всё плохо, а что-то делать. Наша команда создала Монокубок с
максимально доступными одинаковыми машинами для начинающих раллистов. Он возьмет старт со следующего года.
- В 2010 году вы объявили о завершении карьеры. В чем была причина такого
решения? Тяжело ли было вернуться?
- Это был переходный момент. Мы не нашли
бюджет, деньги закончились. Я решил попробовать себя в чем-то другом. У меня были
сомнения, правильно ли я поступаю, поэтому пошел работать в офис. Попробовал, понял, что это не мое. Благо, была возможность вернуться обратно в
гонки. У меня
теперь нет сомнений. Понимаю, что решение правильное, и я иду
правильной дорогой.
- Вернемся к WRC. Себастьян Лёб – восьмикратный
чемпион мира. Сейчас он уверенно идёт к своему девятому титулу в карьере. В чем
его секрет? Возможно ли в будущем добиться такого же результата?
- Боюсь, что никто уже не перебьет результат Лёба. В
ближайшем будущем точно. Также как и результат
Михаэля Шумахера в «Формуле-1» – он семикратный чемпион. Секрет успеха прост –
совокупность всего: талант, команда, автомобиль.
- За свою карьеру вы сменили много штурманов.
Сейчас работаете с одним из самых опытных штурманов WRC – Дени Жироде. Каково
работать с иностранцем?
- Английская стенограмма проще для восприятия.
Какие-то слова легче воспринимаются. Мы долго пытались
найти русского штурмана, но так и не смогли. Даже тесты устраивали отдельные,
приглашали всех заинтересованных, но не нашли. Ситуация была простая: кто-то
достиг хорошего результата в чемпионате России и сразу же поймал звезду.
Штурман пожил, штурман знает. А нечему учить на самом деле. Мы пытались, но не смогли найти опытных, талантливых,
адекватных людей. Наверняка они есть, не хочу отрицать, но, к сожалению, они
нам не попались. В связи с чем мы вынуждены были обратиться к штурманам, у
которых есть опыт выступлений на чемпионате мира. Сначала был австралиец Дейл Москетт, но он боялся.
Самое плохое, когда штурман боится. Если он боится, то сразу начинает сбиваться
и уже не может правильно работать в ритме. Со Стефаном Прево была та же
история. Дени Жироде, несмотря на свои 56 лет,
– не боится, чему я очень удивляюсь. Честно говоря, когда я ещё с отцом ездил, мне было страшно. Как они сидят – не знаю. Плюс у него
очень большой опыт. В каких-то форс-мажорных обстоятельствах он быстро
находит выход из проблемы и принимает решение. Он хорошо диктует и записывает
стенограмму. Да и просто приятный человек. Умеет держать дистанцию, что
немаловажно.
- Не возникает проблем с языком в общении?
- Нет, он француз, а я русский. Общаемся на
английском языке.
- В этом сезоне вы примете участие во всех этапах
WRC?
- На 95 процентов уверен, что проедем все этапы.
- 22 июня будет проходить следующий этап WRC –
ралли Новой Зеландии. Какие задачи ставите перед собой?
- Приехать в пятерке и показать наиболее благоприятный
результат. Проехать гонку без ошибок. Это задача максимум.
- На каком дорожном покрытии вам комфортнее всего
выступать? Есть ли у вас любимая трасса?
- Нравится каждая гонка и каждое покрытие. Вся фишка ралли в том, что оно разнообразное. Всегда что-то новое и всегда
какой-то вызов. Чуть больше нравится асфальт, его мало в чемпионате, но вообще все покрытия
люблю: и снег, и гравий.
- Для многих пилотов «Формулы-1» Гран-при Монако
является чем-то особенным…
- Монте-Карло - необычная и
сложная гонка в силу своих погодных условий. Часть трассы внизу, часть в горах, здесь
может быть сухо, там может быть лёд. Нужна специальная резина.
- Как вы физически переносите гонки?
- Тяжело, но, во-первых, все поддерживают свое
физическое состояние регулярно, ходят в тренажерный зал. А
во-вторых, организм уже подстраивается под нагрузки.
- За свою карьеру вы поездили и на Subaru, и на
Mitsubishi, и на Citroen. В данный момент вы выступаете на Ford. Что можете
сказать о преимуществах / недостатках этой машины?
- Более корректно сравнивать Ford и Citroen, потому
что это машины одного уровня. Уровень Subaru и Mitsubisi – ниже. Ford –
универсальная машина, к ней быстрее
привыкнуть. Citroen – машина со сложным подходом, у неё намного больше
вариантов для настройки. Её можно сделать мягкой, жесткой, какой угодно. С точки зрения комфорта, Citroen – более
продуман: дисплей, кнопки. Ford попроще.
- Глядя на ваши выступления складывается ощущение, что
Ford быстр, но ненадежен…
- На самом деле у заводской команды Ford очень
хороший двигатель, и это большой плюс. Ford менее надежен, чем тот же Citroen,
но гигантской разницы, я думаю, нет. Тем не менее, стоит работать над
надежностью. Это одна из проблем.
- То есть работа над ошибками ведется?
- Ведется, но не такая усиленная, как нам хотелось бы.
Проблема в том, что команда постоянно пытается найти всякие объяснения. Они не
хотят работать над ошибками. С чем это связано? Боюсь отвечать на этот вопрос. Может быть очень много разных причин. Начиная от людей и заканчивая
финансированием. Понятно, что каждый будет защищать свое, для них это бизнес.
- У вас довольно агрессивный стиль вождения.
Подходит ли Ford для такой езды и не расходится ли это с командной тактикой?
- Не думаю. Мне кажется, что если мы показываем
неплохие результаты, то едем не медленно. По поводу тактики – тоже нет. Мы с
Дени со своей стороны делаем всё возможное, выполняем свою работу. У команды,
конечно, много недочетов в техническом плане… Ралли Аргентины – мы упустили
четвертое место точно, хотя могли даже за подиум бороться. В Греции опять
упустили железное четвертое место, поэтому команде следует больше делать акцент
на надежности автомобиля.
- В отличие от многих своих соперников вы впервые
проходите многие трассы. Можете назвать плюсы и минусы новой трассы?
- Минусов много, плюсов нет. Когда ты ездил уже по трассе, тем более не один раз, уже визуально какие-то комбинации, связки и повороты помнишь. Плюс у тебя есть стенограмма, которую ты на следующий год корректируешь. А когда ты едешь первый раз, вероятность ошибки намного больше,
потому что едешь ближе к пределу. Буквально на сантиметр шире где-то из
поворота вышел, не притормозил и вылетел с трассы.
- Чемпион «Формулы-1» Кими Райкконен, перейдя в
ралли, не смог показать никакого результата. Как вы думаете, с чем это связано?
- Это говорит о том, что ралли один из самых сложных
видов автоспорта. И всё не так просто, как кажется.
- То есть перейти из ралли куда-то намного проще?
- Конечно, таких примеров очень много. Взять того же
Себастьяна Лёба. Он также выступает на гонке «24 часа Ле-Мана».
- Вас никогда не звали на Гонку чемпионов?
- Пока что нет. Если позовут, то, конечно, поеду.
- А вы не хотели бы попробовать себя где-нибудь
ещё?
- Я всегда открыт
для каких-то новых экспериментов. Ралли-рейд – очень интересно.
- А если выбрать что-то одно?
- Классическое ралли, однозначно. То, чем я занимаюсь
и что я люблю.
- Если бы у вас была возможность изменить одно
правило в регламенте WRC, что бы вы поменяли, добавили?
- Вопрос на засыпку, конечно. Мое дело простое –
водить машину. Наверное, возможность большего ознакомления с трассой. Там есть
только два предварительных прохода. Либо как вариант, чтобы сервис был чаще. В старые времена сервис, грубо говоря, был после каждого
допа. Была реальная борьба. Даже если что-то случится, можно было что-нибудь
сделать, а сейчас больше решает тактика.
- В 2013 году в WRC вернется Wolksvagen. Как вы
думаете, он сможет составить конкуренцию?
- Конкуренцию составит однозначно. Не с первой гонки,
но они быстро войдут в темп, машина будет очень скоростной.
- Следите ли за выступлениями россиян в автоспорте?
- Конечно. Слежу, смотрю, интересуюсь.
- Расскажите о своих увлечениях помимо автоспорта?
- На самом деле практически всё связано с
автомобилями. Люблю разные автомобили. Постоянно слежу за своим.
- На чем сейчас ездите?
- Сейчас на Mercedes-Benz W140. Машина стильная, для понимающих, тех,
кто старше. Полностью перешита, перекрашена, музыка стоит. Мои ровесники не понимают, что я в ней нашел. Ещё есть красный Porsche 993 1998 года выпуска, 430 лошадиных
сил, никаких систем стабилизации, полный привод, очень опасная.
- А на каких машинах до этого ездили?
- Много машин поменял. Ездил на Murcielago, на Galardo, на GT-R, на Turbo S, на 599 GTO, на
430 Scuderia. Все по своему
хорошие, но у меня есть мечта, честно скажу – Mercedes-Benz G-Class
Gelandewagen - T65 RS. Понимаю, что с точки зрения управляемости машина
никакая, но мне она нравится визуально, нравится звук, плюс она не медленная.
Кто-то любит Ferrari или Porsche, но мне этого хватает. Я ездил на
всех этих машинах, они прикольные, но не настолько спортивные, как
машины ралли. Я понимаю разницу - небо и земля. Для меня она не комфортная, не
спортивная на столько, как я привык её видеть. Хотя отмечу Lamborghini. Это
самая жесткая машина, поэтому люди не понимают, как на ней ездить.
- Спортбайки не пробовали?
- Нет, я если честно, очень боюсь. Четко осознаю, что
может произойти, если я упаду или меня кто-то подрежет. Шансов мало. И
самое плохое, что я не понимаю, как им управлять. Когда что-то не знаешь, лучше
не браться. В машине я всё знаю и могу контролировать ситуацию. Спортбайк –
нет. Опыта нет, желанием не горю.
- На личную жизнь времени хватает?
- Да, конечно. Здесь ничего особенного говорить не
буду. Я точно так же, как и все могу отдохнуть. Много времени пожирает спорт. В
свободное время хочется выспаться, фильм какой-нибудь посмотреть. Фильмы люблю разные, зависит от настроения. В
последнее время стараюсь не смотреть картины, где есть негатив и надо
задумываться. Я их достаточно уже посмотрел, они не настраивают на хороший лад.
Такие фильмы как, например, «Груз 200» или «Морфий» Балабанова. Это
суперфильмы, но позитива тебе не добавляется после их просмотра. И так много
негатива в жизни. Люблю какие-то жизненные фильмы. Любимые актеры – Кевин
Спейси, Джек Никлсон, Роберт де Ниро. Периодически играю в покер в Москве. Не ради денег, а для удовольствия. Три раза прыгал с парашютом на Кубинке. Очень
понравилось. Второй раз было страшнее, чем в первый, потому что понимал, что меня ждет. Когда ты подходишь к краю, то понимаешь, что не так все
просто. Думаешь, что смелый, но это вовсе не так. Стрелять люблю, в тир иногда
езжу. Стараюсь быть разносторонним.
- А в музыке какие предпочтения?
- Не очень люблю тяжелый рок, хотя есть хорошие вещи у той же
Metallica, AC/DC. Слушаю всё, начиная от шансона и
заканчивая джазом.
- Вам приходится много путешествовать по миру.
Удается ли посмотреть какие-нибудь страны, города, в которых проходят этапы
WRC?
- На гонках не так часто, но за свою жизнь, благо
была возможность, очень много путешествовал. Мне понравилось в США. Был в
Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, во Флориде. Наверное, на сегодняшний день, это моя любимая страна. Если
представится возможность, однозначно перееду. Вероятность - 90 процентов.
Если честно, в России оставаться не планирую.
- В ралли на приставке не играете? Бывает ли
полезно такое времяпрепровождение?
- Видеоигры мне надоедают минут через 5-10. Многие
спрашивают – нет, ничего схожего. Ни по управлению, ни по трассам. Может они и
похожи визуально, но реально повороты там другие. Точно не во вред, но и
никакой положительной стороны.
- За другими видами спорта следите? Сейчас чемпионат Европы по футболу проходит, потом Олимпиада.
- Честно, не очень. С уважением отношусь ко всем
видам спорта, но к футболу совершенно равнодушен.
- Вы родились в Москве. Вообще, часто дома
бываете?
- Москву, если честно, не
люблю. У нас нигде нет культуры, и люди ни во что не верят,
пытаются думать только о своем благе. Как волки грызутся. Это
запрограммировано на подсознательном уровне.
- Что необходимо молодому гонщику, чтобы заявить о
себе?
- Талант и деньги. Но если плохо ездишь, только за счет
финансирования не выедешь.
- Есть ли у вас какой-нибудь лозунг, который
отражает жизненную позицию.
- Какая там поговорка есть… Надейся на лучшее, ожидай
худшего? Как-то так. Рассчитываю только сам на себя и верю в удачу.
- Вы создаете впечатление человека, который не
болеет звездной болезнью…
- Я такой же как и все, простой парень.
Досье:
Имя: Евгений
Фамилия: Новиков
Возраст: 21 год
Команда: ALM RUSSIA
Машина: Ford Fiesta RS WRC
Этапы WRC 2012:
Монте-Карло - 8-е место
Швеция - 5-е место
Мексика - не финишировал
Португалия - 2-е место
Аргентина - 8-е место
Греция - не финишировал
Турнирная таблица:
1. Себастьян Лёб - 119
2. Микко Хирвонен - 89
3. Мадс Отсберг - 80
4. Петтер Сольберг - 73
5. Яри-Матти Латвала - 45
6. Евгений Новиков - 43
Михаил Алешин: Уверен, если попаду в «Формулу-1», смогу добиться результата
Даниил Мове: Если все будет хорошо, в следующем году ждите меня в «Формуле-1»