Евгений Новиков: Своими результатами мы пытаемся поднять, развить и популяризировать ралли в России

Самый молодой автогонщик и первый россиянин, сумевший подняться на подиум по итогам этапа чемпионата мира по ралли (WRC) Евгений Новиков в интервью «Советскому спорту» рассказал о том, как попал в ралли, возможно ли добиться такого же результата как Себа
news

Самый молодой автогонщик и первый россиянин, сумевший подняться на подиум по итогам этапа чемпионата мира по ралли (WRC) Евгений Новиков в интервью «Советскому спорту» рассказал о том, как попал в ралли, возможно ли добиться такого же результата как Себастьян Лёб, а также о том, чем занимается в свободное от гонок время.

- Как проходило становление гонщика Евгения Новикова? Ваш отец (Максим Новиков) достаточно известный автогонщик. Вы с детства пошли по его стопам?
- В автоспорт я попал скорее не по своей воле, а по наставлению отца. Он сам занимался гонками, начиная с 1999 года. Я начал в 2000-м, когда мне было 10 лет. Всё началось с картинга. Я часто ездил болеть за отца, часто бывал на тестах, на тренировках, много катался в раллийном автомобиле и всегда мечтал о ралли. И как только мне исполнилось 16 лет, я сразу же пересел.

- Есть ли яркие, запоминающиеся моменты из ранних выступлений? Когда вы вообще впервые сели за руль?
- Чемпионат Европы по картингу, наверное. Когда был финальный звезд, а в финал попасть непросто, у нас не завелась машина, было очень обидно.

- Расскажите, как вы попали в WRC. Сложно ли это было? Вчера вы смотрели гонки по телевизору, а сегодня на равных соревнуетесь с лучшими раллийными гонщиками мира.
- В 2008 году мы проехали Чемпионат мира на машине группы N, и стоял вопрос по поводу следующего года. Либо сохранить бюджет и проехать на этой же машине ещё два сезона, либо бросить деньги, рискнуть и поехать в WRC, но не на все этапы. Мы приняли решение рискнуть и вложить все деньги в WRC. Проехали восемь или девять этапов в 2009 году, а потом пришел кризис, и так сложилось, что я взял паузу на один год.

- Помните свою первую гонку в WRC?
- Первую гонку, конечно, помню. Это было ралли Норвегии в 2009 году. На машине Citroen C4. Было очень сложно, честно говоря. Приехали с большими амбициями. Думали, можно всё и сразу, оказалось вовсе всё не так просто.

- Дальше все мы видели ралли Португалии в 2012 году. Первый подиум, первый российский подиум. Как это было?

- Мы к этому очень долго шли. Приятно за всю команду, приятно за российское ралли. Своими результатами мы пытаемся поднять, развить и популяризировать ралли в России.

- Вы приехали третьим, а в итоге стали вторым.
Какие ощущения?
- Были смешанные чувства. С одной стороны, жалко Микку Хирвонена. Но с другой, спорт есть спорт, правила есть правила.

- Изменились ли эмоции, отношение к ралли с тех пор, как вы впервые попали в WRC?

- Чем опытнее становится человек, тем больше корректирует свой взгляд. Теперь на многие вещи смотрю по-другому. Спокойно и взвешенно.

- В 2010 году вы принимали участие в четырех гонках чемпионата России по ралли. Можете сравнить уровень чемпионата России и WRC?

- Даже сравнивать незачем. Это две разные планеты, которые находятся далеко друг от друга – целую вечность.

- А вообще о российском автоспорте что думаете?
-
Ничего хорошего, если честно. Во-первых, он очень слабо развит, можно сказать, вообще не развит, к сожалению. Люди, которые возглавляют организацию не очень инициативные, скажем так. Они думают больше о своих личных интересах. Мы пытаемся вносить свой вклад. Не просто говорить, что всё плохо, а что-то делать. Наша команда создала Монокубок с максимально доступными одинаковыми машинами для начинающих раллистов. Он возьмет старт со следующего года.

- В 2010 году вы объявили о завершении карьеры. В чем была причина такого решения? Тяжело ли было вернуться?
- Это был переходный момент. Мы не нашли бюджет, деньги закончились. Я решил попробовать себя в чем-то другом. У меня были сомнения, правильно ли я поступаю, поэтому пошел работать в офис. Попробовал, понял, что это не мое. Благо, была возможность вернуться обратно в гонки. У меня теперь нет сомнений. Понимаю, что решение правильное, и я иду правильной дорогой.

- Вернемся к WRC. Себастьян Лёб – восьмикратный чемпион мира. Сейчас он уверенно идёт к своему девятому титулу в карьере. В чем его секрет? Возможно ли в будущем добиться такого же результата?

- Боюсь, что никто уже не перебьет результат Лёба. В ближайшем будущем точно. Также как и результат Михаэля Шумахера в «Формуле-1» – он семикратный чемпион. Секрет успеха прост – совокупность всего: талант, команда, автомобиль.

- За свою карьеру вы сменили много штурманов. Сейчас работаете с одним из самых опытных штурманов WRC – Дени Жироде. Каково работать с иностранцем?
- Английская стенограмма проще для восприятия. Какие-то слова легче воспринимаются. Мы долго пытались найти русского штурмана, но так и не смогли. Даже тесты устраивали отдельные, приглашали всех заинтересованных, но не нашли. Ситуация была простая: кто-то достиг хорошего результата в чемпионате России и сразу же поймал звезду. Штурман пожил, штурман знает. А нечему учить на самом деле. Мы пытались, но не смогли найти опытных, талантливых, адекватных людей. Наверняка они есть, не хочу отрицать, но, к сожалению, они нам не попались. В связи с чем мы вынуждены были обратиться к штурманам, у которых есть опыт выступлений на чемпионате мира. Сначала был австралиец Дейл Москетт, но он боялся. Самое плохое, когда штурман боится. Если он боится, то сразу начинает сбиваться и уже не может правильно работать в ритме. Со Стефаном Прево была та же история. Дени Жироде, несмотря на свои 56 лет, – не боится, чему я очень удивляюсь. Честно говоря, когда я ещё с отцом ездил, мне было страшно. Как они сидят – не знаю. Плюс у него очень большой опыт. В каких-то форс-мажорных обстоятельствах он быстро находит выход из проблемы и принимает решение. Он хорошо диктует и записывает стенограмму. Да и просто приятный человек. Умеет держать дистанцию, что немаловажно.

- Не возникает проблем с языком в общении?

- Нет, он француз, а я русский. Общаемся на английском языке.

- В этом сезоне вы примете участие во всех этапах WRC?

- На 95 процентов уверен, что проедем все этапы.

- 22 июня будет проходить следующий этап WRC – ралли Новой Зеландии. Какие задачи ставите перед собой?

- Приехать в пятерке и показать наиболее благоприятный результат. Проехать гонку без ошибок. Это задача максимум.

- На каком дорожном покрытии вам комфортнее всего выступать?
Есть ли у вас любимая трасса?
- Нравится каждая гонка и каждое покрытие. Вся фишка ралли в том, что оно разнообразное. Всегда что-то новое и всегда какой-то вызов. Чуть больше нравится асфальт, его мало в чемпионате, но вообще все покрытия люблю: и снег, и гравий.

- Для многих пилотов «Формулы-1» Гран-при Монако является чем-то особенным…

- Монте-Карло - необычная и сложная гонка в силу своих погодных условий. Часть трассы внизу, часть в горах, здесь может быть сухо, там может быть лёд. Нужна специальная резина.

- Как вы физически переносите гонки?

- Тяжело, но, во-первых, все поддерживают свое физическое состояние регулярно, ходят в тренажерный зал. А во-вторых, организм уже подстраивается под нагрузки.

- За свою карьеру вы поездили и на Subaru, и на Mitsubishi, и на Citroen. В данный момент вы выступаете на Ford. Что можете сказать о преимуществах / недостатках этой машины?

- Более корректно сравнивать Ford и Citroen, потому что это машины одного уровня. Уровень Subaru и Mitsubisi – ниже. Ford – универсальная машина, к ней быстрее привыкнуть. Citroen – машина со сложным подходом, у неё намного больше вариантов для настройки. Её можно сделать мягкой, жесткой, какой угодно. С точки зрения комфорта, Citroen – более продуман: дисплей, кнопки. Ford попроще.

- Глядя на ваши выступления складывается ощущение, что Ford быстр, но ненадежен…
- На самом деле у заводской команды Ford очень хороший двигатель, и это большой плюс. Ford менее надежен, чем тот же Citroen, но гигантской разницы, я думаю, нет. Тем не менее, стоит работать над надежностью. Это одна из проблем.

- То есть работа над ошибками ведется?

- Ведется, но не такая усиленная, как нам хотелось бы. Проблема в том, что команда постоянно пытается найти всякие объяснения. Они не хотят работать над ошибками. С чем это связано? Боюсь отвечать на этот вопрос. Может быть очень много разных причин. Начиная от людей и заканчивая финансированием. Понятно, что каждый будет защищать свое, для них это бизнес.

- У вас довольно агрессивный стиль вождения. Подходит ли Ford для такой езды и не расходится ли это с командной тактикой?
- Не думаю. Мне кажется, что если мы показываем неплохие результаты, то едем не медленно. По поводу тактики – тоже нет. Мы с Дени со своей стороны делаем всё возможное, выполняем свою работу. У команды, конечно, много недочетов в техническом плане… Ралли Аргентины – мы упустили четвертое место точно, хотя могли даже за подиум бороться. В Греции опять упустили железное четвертое место, поэтому команде следует больше делать акцент на надежности автомобиля.

- В отличие от многих своих соперников вы впервые проходите многие трассы. Можете назвать плюсы и минусы новой трассы?
- Минусов много, плюсов нет. Когда ты ездил уже по трассе, тем более не один раз, уже визуально какие-то комбинации, связки и повороты помнишь. Плюс у тебя есть стенограмма, которую ты на следующий год корректируешь. А когда ты едешь первый раз, вероятность ошибки намного больше, потому что едешь ближе к пределу. Буквально на сантиметр шире где-то из поворота вышел, не притормозил и вылетел с трассы.

- Чемпион «Формулы-1» Кими Райкконен, перейдя в ралли, не смог показать никакого результата. Как вы думаете, с чем это связано?

- Это говорит о том, что ралли один из самых сложных видов автоспорта. И всё не так просто, как кажется.

- То есть перейти из ралли куда-то намного проще?

- Конечно, таких примеров очень много. Взять того же Себастьяна Лёба. Он также выступает на гонке «24 часа Ле-Мана».

- Вас никогда не звали на Гонку чемпионов?
- Пока что нет. Если позовут, то, конечно, поеду.

- А вы не хотели бы попробовать себя где-нибудь ещё?

- Я всегда открыт для каких-то новых экспериментов. Ралли-рейд – очень интересно.

- А если выбрать что-то одно?

- Классическое ралли, однозначно. То, чем я занимаюсь и что я люблю.

- Если бы у вас была возможность изменить одно правило в регламенте WRC, что бы вы поменяли, добавили?

- Вопрос на засыпку, конечно. Мое дело простое – водить машину. Наверное, возможность большего ознакомления с трассой. Там есть только два предварительных прохода. Либо как вариант, чтобы сервис был чаще. В старые времена сервис, грубо говоря, был после каждого допа. Была реальная борьба. Даже если что-то случится, можно было что-нибудь сделать, а сейчас больше решает тактика.

- В 2013 году в WRC вернется Wolksvagen. Как вы думаете, он сможет составить конкуренцию?
- Конкуренцию составит однозначно. Не с первой гонки, но они быстро войдут в темп, машина будет очень скоростной.

- Следите ли за выступлениями россиян в автоспорте?
- Конечно. Слежу, смотрю, интересуюсь.

- Расскажите о своих увлечениях помимо автоспорта?
- На самом деле практически всё связано с автомобилями. Люблю разные автомобили. Постоянно слежу за своим.

- На чем сейчас ездите?

- Сейчас на Mercedes-Benz W140. Машина стильная, для понимающих, тех, кто старше. Полностью перешита, перекрашена, музыка стоит. Мои ровесники не понимают, что я в ней нашел. Ещё есть красный Porsche 993 1998 года выпуска, 430 лошадиных сил, никаких систем стабилизации, полный привод, очень опасная.

- А на каких машинах до этого ездили?

- Много машин поменял. Ездил на Murcielago, на Galardo, на GT-R, на Turbo S, на 599 GTO, на 430 Scuderia. Все по своему хорошие, но у меня есть мечта, честно скажу – Mercedes-Benz G-Class Gelandewagen - T65 RS. Понимаю, что с точки зрения управляемости машина никакая, но мне она нравится визуально, нравится звук, плюс она не медленная. Кто-то любит Ferrari или Porsche, но мне этого хватает. Я ездил на всех этих машинах, они прикольные, но не настолько спортивные, как машины ралли. Я понимаю разницу - небо и земля. Для меня она не комфортная, не спортивная на столько, как я привык её видеть. Хотя отмечу Lamborghini. Это самая жесткая машина, поэтому люди не понимают, как на ней ездить.

- Спортбайки не пробовали?

- Нет, я если честно, очень боюсь. Четко осознаю, что может произойти, если я упаду или меня кто-то подрежет. Шансов мало. И самое плохое, что я не понимаю, как им управлять. Когда что-то не знаешь, лучше не браться. В машине я всё знаю и могу контролировать ситуацию. Спортбайк – нет. Опыта нет, желанием не горю.

- На личную жизнь времени хватает?

- Да, конечно. Здесь ничего особенного говорить не буду. Я точно так же, как и все могу отдохнуть. Много времени пожирает спорт. В свободное время хочется выспаться, фильм какой-нибудь посмотреть. Фильмы люблю разные, зависит от настроения. В последнее время стараюсь не смотреть картины, где есть негатив и надо задумываться. Я их достаточно уже посмотрел, они не настраивают на хороший лад. Такие фильмы как, например, «Груз 200» или «Морфий» Балабанова. Это суперфильмы, но позитива тебе не добавляется после их просмотра. И так много негатива в жизни. Люблю какие-то жизненные фильмы. Любимые актеры – Кевин Спейси, Джек Никлсон, Роберт де Ниро. Периодически играю в покер в Москве. Не ради денег, а для удовольствия. Три раза прыгал с парашютом на Кубинке. Очень понравилось. Второй раз было страшнее, чем в первый, потому что понимал, что меня ждет. Когда ты подходишь к краю, то понимаешь, что не так все просто. Думаешь, что смелый, но это вовсе не так. Стрелять люблю, в тир иногда езжу. Стараюсь быть разносторонним.

- А в музыке какие предпочтения?

- Не очень люблю тяжелый рок, хотя есть хорошие вещи у той же Metallica, AC/DC. Слушаю всё, начиная от шансона и заканчивая джазом.

- Вам приходится много путешествовать по миру. Удается ли посмотреть какие-нибудь страны, города, в которых проходят этапы WRC?

- На гонках не так часто, но за свою жизнь, благо была возможность, очень много путешествовал. Мне понравилось в США. Был в Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, во Флориде. Наверное, на сегодняшний день, это моя любимая страна. Если представится возможность, однозначно перееду. Вероятность - 90 процентов. Если честно, в России оставаться не планирую.

- В ралли на приставке не играете? Бывает ли полезно такое времяпрепровождение?

- Видеоигры мне надоедают минут через 5-10. Многие спрашивают – нет, ничего схожего. Ни по управлению, ни по трассам. Может они и похожи визуально, но реально повороты там другие. Точно не во вред, но и никакой положительной стороны.

- За другими видами спорта следите? Сейчас чемпионат Европы по футболу проходит, потом Олимпиада.

- Честно, не очень. С уважением отношусь ко всем видам спорта, но к футболу совершенно равнодушен.

- Вы родились в Москве. Вообще, часто дома бываете?

- Москву, если честно, не люблю. У нас нигде нет культуры, и люди ни во что не верят, пытаются думать только о своем благе. Как волки грызутся. Это запрограммировано на подсознательном уровне.

- Что необходимо молодому гонщику, чтобы заявить о себе?

- Талант и деньги. Но если плохо ездишь, только за счет финансирования не выедешь.

- Есть ли у вас какой-нибудь лозунг, который отражает жизненную позицию.

- Какая там поговорка есть… Надейся на лучшее, ожидай худшего? Как-то так. Рассчитываю только сам на себя и верю в удачу.

- Вы создаете впечатление человека, который не болеет звездной болезнью…

- Я такой же как и все, простой парень.


Досье:

Имя: Евгений
Фамилия:
Новиков
Возраст: 21 год
Команда: ALM RUSSIA
Машина: Ford Fiesta RS WRC

Этапы WRC 2012:

Монте-Карло - 8-е место
Швеция - 5-е место
Мексика - не финишировал
Португалия - 2-е место
Аргентина - 8-е место
Греция - не финишировал

Турнирная таблица:
1. Себастьян Лёб - 119
2. Микко Хирвонен - 89
3. Мадс Отсберг - 80
4. Петтер Сольберг - 73
5. Яри-Матти Латвала - 45
6. Евгений Новиков - 43




Михаил Алешин: Уверен, если попаду в «Формулу-1», смогу добиться результата

Даниил Мове: Если все будет хорошо, в следующем году ждите меня в «Формуле-1»

Новиков стал самым молодым гонщиком, которому удалось подняться на подиум в WRC