Иван заказал бутылку водки. Бельгийский автофан назначил встречу спецкору «Советского спорта» через год на том же месте
СОБЫТИЕ ДНЯ. АВТОГОНКИ
«24 ЧАСА ЛЕ-МАНА»
Как в уик-энд собрать в пригороде небольшого французского города 350 тысяч человек со всей Европы? Вариант Вудстока не проходит – такой популярности, как в 60-е годы, у рок-музыки уже не будет. Ответ, как убедился ваш корреспондент, прост: нужно организовать суточные кольцевые автогонки. В минувшие выходные пилоты «24 часов Ле-Мана» уже в 79-й раз разрывали ночную тишину оглушающим ревом мощнейших моторов болидов, каких не встретишь и в «Формуле-1»!
Легких решений в сфере хай-тека не бывает. Я побывал только на одной – пусть и самой легендарной – автогонке, но даже это короткое свидание буквально потрясло меня. Будто на другой планете очутился – планете машин и всего, что так или иначе с ними связано. И сколько же людей заняты тем, чтобы наши седаны и мини-вэны, купе и кабриолеты были еще безопаснее, экономичнее, комфортнее! С какой тщательностью и скрупулезностью они готовят на «Ле-Мане» свои болиды, в которых закладываются и отрабатываются технологии будущего.
14 ПОБЕД «МИШЛЕНА»
Взять, казалось бы, такую элементарную вещь, как шины. От обилия телерекламы различных фирм, восхваляющих свою резину, голова кругом идет. Но это слова, а есть факты. На «24 часах Ле-Мана-2011» 38 из 56 автомобилей использовали продукцию «Мишлен». Что неудивительно: с 1998 года 14 гонок подряд, включая нынешнюю, выиграли болиды, «обутые» ведущей французской компанией. Кстати, ее девиз – «С трека – на дорогу».
– Одна из наших главных задач – решения, найденные для спортивных шин, запустить в серию для массового выпуска, – поясняет директор спортивного подразделения «Мишлен-груп» Ник Шоррок. – Если обобщить, ситуация для автолюбителя выглядит так: машина, шина, дорога. Для любого производителя превыше всего – безопасность, на что напрямую влияет давление в шинах. В чем отличие нашей компании? Упор на баланс характеристик. Мы никогда не пойдем на улучшение одного компонента в ущерб другому. Здесь речь идет, помимо безопасности, о надежности, долговечности, топливной экономичности. И еще очень важный момент. У нас 72 завода в разных странах. Есть один и в России, под Орехово-Зуевом. Так вот, качество сделанных на них шин абсолютно одинаковое!
58 ЕВРО ЗА УЛЫБКУ
Чем же привлекают толпы народа автогонки во французской глубинке?
Прежде всего – программа «Ле-Мана» намного шире чисто спортивной. Один грандиозный четырехчасовой ретропарад по центру города всевозможных средств передвижения – от грузовиков, автобусов до детских «болидов» и реальных триумфаторов петли Сатре 20–30- и даже 80-летней давности чего стоит!
А сколько развлечений ждет болельщиков на самом автодроме! Разнообразные тренажеры и плей-стейшн, магазинчики от спонсоров с атрибутикой и аксессуарами, книгами, видеодисками, картинами, кружками и прочей всякой всячиной. Модели престижных авто прошлого и будущего. И тут круглосуточно рекой льется пиво и шампанское!
Накануне Второй мировой войны организаторы заметили, что ночью зрители стали скучать. И что они придумали? Устроили парк аттракционов! Вы не поверите: в ночь с субботы на воскресенье я минут 15 стоял в очереди на колесо обозрения.
Но все это взгляд со стороны. А что думают сами завсегдатаи «Ле-Мана»?
– Я четвертый год сюда приезжаю из Парижа, останавливаюсь в гостинице, – рассказывает Мари. – Сейчас взяла с собой сынишку. Ему здесь очень нравится! И гонки, и атмосфера вокруг них, и луна-парк. На это никаких денег не жалко.
– А я каждый день мотаюсь туда и обратно на скоростном поезде, – вступает в разговор Винсент. – От Парижа за час добираюсь. Для меня «Ле-Ман» – в первую очередь традиция. Не представляю, как можно пропустить эти соревнования! Со мной теперь путешествует и герлфренд из Лаоса. Не скажу, что это – дешевое удовольствие. Однако оставить здесь за уик-энд 600 евро на двоих я могу себе позволить. К тому же мне моя девушка помогает экономить. Улыбнулась сегодня парню из Англии, и тот купил ей входной билет за 58 евро.
Хватает на «Ле-Мане» и экстремалов, ночующих в палатках. А сколько тут домиков на колесах! Забираюсь в один из них. За столом, уставленным батареей бутылок из-под вина и пива, два мужика средних лет.
– Мы из Брюсселя, – сообщает один из них. – На пятницу взяли отгул, а в понедельник у нас в Бельгии государственный праздник. Уже 14-й год тут тусуемся. Красота! На часик-другой выдвинемся на трибуны, потом возвращаемся в трейлер – расслабляемся, смотрим заезды по телевизору, подкрепляемся домашними запасами. Ведь нам надо в бюджет – 800 евро на двоих – уложиться. А все началось случайно. В 1998-м друг из японской автофирмы сюда пригласил. И я сразу втянулся. В середине июня даже мой любимый футбол отходит на второй план.
На прощание Иван, а именно так зовут словоохотливого бельгийца, предлагает через год встретиться на этом же месте: «Мы всегда здесь останавливаемся, – и добавляет: – Только не забудь ядреной русской водки с собой захватить!».
Я пообещал. В крайнем случае передам с кем-нибудь. Эти ребята, как и десятки тысяч европейцев, ежегодный визит на «Ле-Ман» не променяют ни на что.
Ну а Гран-при, как и в прошлом году, достался команде немецкой «Ауди». Лишь на 14 секунд (это около 700 метров) отстали, к огорчению местной публики, пилоты французского «Пежо».
Всего из 56 экипажей до финиша добралась ровно половина. Три машины разбились вдребезги. Жертв нет.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
ЧТО ТАКОЕ «24 ЧАСА ЛЕ-МАНА»
Старейшая в мире автогонка на выносливость впервые состоялась в 1923 году. Соревнования проходят у города Ле-Мана на кольцевой трассе Сатре длиной 13 629 метров. Стартуют около 50 машин. Побеждает экипаж, за 24 часа (с 15.00 субботы до 15.00 воскресенья) преодолевший наибольшее расстояние. В прошлом году установлен рекорд – 397 кругов и 5405 километров. Это на полторы тысячи километров больше, чем расстояние от Москвы до Красноярска!
Средняя скорость на трассе – около 240 км/ч. На пяти участках лидеры ускоряются далеко за 300 км/ч. Рекорд – 405 км/ч (1988 г.).
В каждом экипаже – три пилота. До 50-х годов их число не регламентировалось. Хотя с самого зарождения «24 часов Ле-Мана» почти все команды использовали двух водителей, в 1952-м Пьер Левег решил сэкономить время на смене пилотов и ехал в одиночку. Однако на 22-м часе гонки он заснул, что едва не обернулось катастрофой. Тогда и закрепили правило двух пилотов, а в конце 80-х – трех. С именем Левега связана самая страшная трагедия в истории автоспорта. В 1955 году Пьер на полном ходу врезался в трибуну. Погибли 82 зрителя и сам гонщик.