«Здесь нет ни одной персональной судьбы…». Тотальный успех «КамаЗА». Наш спецкор встретил на биваке российской суперкоманды
РАЛЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ-2010»
СЕРИЯ «ДАКАР»: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СОЧИ
На пятом этапе ралли под названием «Пустыня Каспия» между Волгоградом и Астраханью (594 км) четыре первых места заняли экипажи российской команды «КамАЗ-мастер». Победитель этапа Владимир Чагин опередил Фирдауса Кабирова и сократил разрыв в общем зачете от главного конкурента до 8 минут 23 секунд. Ученик Чагина – восходящая звезда «КамАЗа» Эдуард Николаев – третий. Четвертый – многоопытный Ильгизар Мардеев.
ЧАГИН: ДА ЭТО ПРОСТО «ДАКАР»!
На первом же песчаном этапе «Шелкового пути» преимущество Фирдауса над Владимиром начало таять. Чагин отыграл у лидера 4 минуты 22 секунды.
– Выходит, гонка только начинается. Успеете за три оставшихся этапа достать Кабирова? – интересуюсь у Чагина на биваке «КамАЗа» после непременного получасового восстановительного ритуала легендарного гонщика на «Шелковом пути». На скамейке под открытым шатром Чагин прямо в гоночном комбинезоне отрешенно вкушает вяленую магаданскую корюшку (и это в Астрахани, на родине воблы!), запивая рыбку энергонапитком от титульного спонсора.
– Нет, гонка началась пять этапов назад, – усмехается Чагин. – А этап по пескам Астрахани – просто «Дакар». На первой сотке километров я достал Кабирова у «кошарника» – там, где бараны пасутся. Дорог от него – в разные стороны – голова кругом. Мой штурман сориентировался быстрее конкурента, и я «даванул». В России есть участки – «Дакар» проводить можно. Пожалуйста – в Астрахани…
Только ни с астраханским арбузом, ни с осетром сниматься не буду. Это – гонка, а не выезд на пикник, – упреждает Чагин, памятуя о своей «фотосессии» со стейком в «Советском спорте». – А вот с Эдиком Николаевым сфотографируюсь с удовольствием. Вырос парень из механика в серьезного пилота.
ШКОЛА ЖИЗНИ: ИЗ МЕХАНИКОВ В ПИЛОТЫ
Пример Николаева типичен для команды «КамАЗ-мастер». До 16 лет Эдуард занимался картингом в Набережных Челнах под присмотром своего отца Валентина Николаева – восьмикратного чемпиона мира по багги. Руководитель «КамАЗа» Семен Якубов заметил талантливого парня и взял в команду в подмастерья. О чем тот мечтал пуще всего в своем детстве.
Семь лет Николаев осваивал дело в качестве механика, «чтоб с закрытыми глазами мог собрать-разобрать гоночный грузовик». Попутно окончил автомеханический институт.
На следующий «Дакар» Николаев отправится как пилот самостоятельной боевой единицы молодежного экипажа «КамАЗ-мастера». Заслужил. Нынче на втором этапе «Шелкового пути» Эдуард стал первым, обойдя своего учителя.
– Я два «Дакара» прошел в экипаже Чагина как механик. Один раз серебро взяли, в 2010-м – золото. А в чемпионатах России участвовал в качестве пилота. У Чагина всему учился. Теперь говорят, что у нас стиль вождения схожий, – уверенно рассуждает 26-летний водитель-испытатель пятого разряда Эдик Николаев.
– Что за особый стиль вождения?
– Как в поворот входить. Есть еще нюансы… У Чагина манера лучшего гонщика в мире. Спросите у Ильгизара Ахатовича Мардеева, он лучше объяснит. А мне на массаж пора. За рулем ведь по полтыщи километров в сутки…
МАРДЕЕВ – КОМАНДНЫЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ
Если судьба Эдика Николаева пока уместится в заметку для рубрики «Незнакомая звезда», то служение «КамАЗу» 52-летнего Ильгизара Мардеева – сюжет для очерка.
Мардеев-старший – пилот экипажа своеобразной «технички», которая выступает на ралли-рейдах как боевая единица. Все свои спортивные дороги, что по «Дакарам», что по «Шелковому пути», машина Мардеева – «скорая помощь», мастерская на колесах для лидеров «КамАЗа» – экипажей Чагина и Кабирова. Вес «технички» Мардеева на тонну тяжелее VIP-грузовиков «КамАЗ-мастера». А надежный Ильгизар все равно умудряется приводить свою «груженую баржу» к четвертому месту на «Дакаре».
– Мой звездный час случился в 2007 году. Тогда перед гонкой разбился экипаж Владимира Чагина. Сказали, вваливай, Ильгизар, твой шанс. Но я стал только серебряным на «Париже – Дакаре».
А я ведь тоже за год до того серебряного «Дакара» развинтился – четыре месяца лежал обездвиженный в Кургане, в институте Елизарова. Якубов тогда сказал мне: «Ты вернешься и снова будешь пилотом «КамАЗ-мастера». И слово свое сдержал. Но после «Дакара-2007» лидеры вернулись в строй. А я – человек команды.
Да, не особо тщеславный, амбиций лидерских не хватает… Дай бог, чтоб у сына Айрата карьера пилота сложилась поудачливее. Сейчас он – пилот «КамАЗ-мастера». Правда, меня пока не доставал на этапах. Когда это произойдет – буду самым счастливым человеком в жизни. А уж если сын выиграет «Дакар»…
– Если, не дай бог, произойдут две поломки грузовиков экипажей Кабирова и Чагина, к кому из лидеров в первую очередь направится ваша «техничка»?
– Такого еще ни разу не было, чтобы одновременно. Помогу тому, кто окажется ближе.
– Так что за стиль вождения у Чагина, к которому стремятся Николаев и остальные гонщики?
– Я по следам протекторов на песке могу определить, кто проехал. Стиль вождения Чагина – очень агрессивный, атакующий, на поворотах не тормозит, спрямляя ход грузовика. Володя так дубасит по трассе – не опишешь. Кабиров менее агрессивен, он грамотный гонщик.
Да вы угощайтесь корюшкой, нам ее друзья команды прислали из Магадана, – предлагает мне Мардеев-старший. А кружку кваса под корюшку предлагает отец пилота Николаева. Дружная семья «КамАЗ-мастера» готовилась к следующему этапу «Шелкового пути».
СТАТИСТИКА
Грузовики
5-й этап. Волгоград – Астрахань (15 сентября). 1. Чагин – 5:30.32. 2. Кабиров – отставание – 4.22. 3. Николаев (все – Россия, «КамАЗ») – 5.14.
6-й этап. Астрахань – Элиста (16 сентября). 1. Николаев – 4:20.13. 2. Эштер (Германия, «МАН») – 7.57. 3. Лопрайс (Чехия, «Татра») – 35.06.
Положение после 6 этапов:
1. Николаев – 19:10.29. 2. Кабиров – отставание – 33.03. 3. Чагин – 43.36. 4. Эштер – 1:06,15. 5. Лопрайс – 1:30,19. 6. Каргинов (Россия, «КамАЗ») – 2:14,38.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
«КамАЗ-МАСТЕР» НА «ШЕЛКОВОМ ПУТИ»:
7 боевых машин
5 машин-техничек
55 человек – численный состав российской команды