Охота с вертолета. Наш спецкор с воздуха разглядел трассу уникальной гонки

Во время второго этапа ралли Старая Русса – Вязьма наш корреспондент в течение 8 часов наблюдал за гонкой гигантов с высоты птичьего полета. Позади пять взлетов и посадок и 20-минутный отрезок полета в кромешном тумане. В общем зачете гонки грузовиков ли
news

РАЛЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ-2010»
СЕРИЯ ДАКАР: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СОЧИ

Во время второго этапа ралли Старая Русса – Вязьма наш корреспондент в течение 8 часов наблюдал за гонкой гигантов с высоты птичьего полета. Позади пять взлетов и посадок и 20-минутный отрезок полета в кромешном тумане. В общем зачете гонки грузовиков лидируют три экипажа российской команды «КамАЗ-мастер».

Поеживаясь от утренней свежести, директор проекта «Серия Париж – Дакар» молодцеватый француз Фредерик Лекен проводит жесткий инструктаж.

– От штабного вертолета во время стоянок не отходить, быть в зоне досягаемости. Никто журналиста ждать не будет.

Да кто ж побежит от теплого вертолета после трех часов ночлега в сырой от дождя палатке?

ЛОПАСТИ В ТУМАНЕ

7.37. Штабной вертолет ралли «Шелковый путь» с аэродрома в Старой Руссе взял курс на деревню Любино – к точке старта спецучастка второго этапа ралли (Тверская область).

На борту пятеро – Лекен, Семен Якубов, директор «Шелкового пути», соотечественница Лекена многоопытная доктор Паскаль, ваш корреспондент и чудо-пилот вертолета АS-350 «Еврокоптер» Сергей Салтыков (за его плечами 32 года на Ми-8, Афган…).

«Ретушер» (позывной авиадиспетчера Старой Руссы) взлет разрешает», – раздается в наушниках.

Вслед за нашей «Дельтой» в воздух поднимаются «Фокстрот» и «Ромео». Но вскоре возвращаются на исходную. Низкая облачность. Со ста метров пилот нашей «Дельты» спускается на 50, едва не шаркая по кронам деревьев. Видимость – молоко.

В течение 20 минут «Дельта» молочко взбивает в масло на безопасной высоте в 750 метров, двигаясь к цели по приборам. Отважный Лекен опасливо поглядывает на пилота: ну как там?

А Якубов спокоен – ресница не шелохнется. Когда «молоко убежало» и мы нырнули в просвет облаков, он подмигивает: мандражировали?

Из-за погодных условий Якубов прямо в штабном вертолете принимает решение перенести начало гонки на час вперед.

«НАМ НУЖЕН ОПЫТ ФРАНЦУЗОВ»

Довольный исходом приключения в тумане, Фред Лекен на первом сиденьи направляет пилота по маршруту. Я – сзади, почти прикован ремнями безопасности к легендарному Якубову.

– Семен Семеныч, зачем привлекли французов для реализации глобального российского проекта? – задаю Якубову вопрос в лоб.

Кто еще не знает, руководитель команды «КамАЗ-мастер» Семен Якубов – воплощенная мудрость настоящего русского мужика, но со знанием французского.

– А ты анекдот слышал, – мгновенно парирует лауреат Госпремии. – «Я в школу не пришел, потому что папа просил отвести корову к быку». «Так пусть бы папа и отвел», – выговаривает учительница. А тот: «Разве у папы получится лучше быка?»

Нам нужен опыт французов. Вся спортивная составляющая на них – промер трассы, техобеспечение. Скажем, две трети проекта решаются российской стороной, одна треть задач возложена на французов, которым мы платим. Хозяева гонки – мы. Французы сами заинтересованы в развитии российского ралли.

«ЖАЛКО БРОСАТЬ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

— По словам главы Минспорта Виталия Мутко, примерная смета «Шелкового пути-2010» – около полумиллиарда рублей.

— Виталий Мутко знает, что говорит. Дистанция ралли «Шелковый путь-2010» лишь в два раза короче ралли Париж — Дакар, но дешевле в несколько раз. Нам помогают главы регионов, где проходит гонка. Многие волонтеры работают за идею. Но костяк ответственных за ралли «Шелковый путь» – из Набережных Челнов. Самые сложные задачи могу поручить лишь тем, кому доверяю.

— Архитектор Монферран строил Исаакий всю жизнь, считая его венцом своего творения. Ваш венец организатора – «Шелковый путь»?

– Важно, чтобы окружающие поняли – лучше тебя любой проект, за который ты берешься, никто не реализует. А «Шелковый путь» жалко бросать. Создана масса ценнейших наработок. Но нет гарантий, что проект станет вечным.

Идем на посадку в Любино. Для деревенской ребятни, впервые увидевшей стальную стрекозу, Якубов – добрый волшебник из вертолета, с пачками сока в подарок, с улыбкой Деда Мороза.

«КамАЗ» ЧАГИНА – ПОД МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

Во время короткой стоянки продолжаем беседу с Якубовым.

В Набережных Челнах руководитель команды «КамАЗ-мастер» — царь и бог?

– Я – нормальный. А звездная болезнь не лечится. Поймал человек симптомы такой болезни – пиши пропало. Слетит с пьедестала – сопьется.

– В «КамАЗ-мастере» сухой закон?

– Нет. Выпить можно, но не до дна бутылки.

– Лидеры «КамАЗ-мастера» Чагин и Кабиров по жизни дружны?

– Во время гонок их экипажи друг другу помогают. Это – факт. Остальное – домыслы. В команде нельзя по-другому – мы вместе конструируем, создаем.

– Однако на ралли «Шелковый путь-2010» новый супергрузовик обкатывает Чагин. Сколько, кстати, машина стоит?

– Цена «КамАЗа» шестикратного чемпиона ралли Париж – Дакар Владимира Чагина – 25 миллионов рублей. Но трудно оценить боевую машину. Вот победитель одного из Дакаров голландец Ганс Стэйси выставил на торги свой «Манн» за миллион евро. Никто его не купил. «КамАЗ» Чагина мы продали бы дороже. Чагин – это мировой бренд!

Владимир свой класс подтверждает. По итогам второго этапа Старая Русса – Вязьма Чагин – третий и первый в общем зачете (отрыв от экипажа Кабирова – 1,34 минуты). Лучшее время на этапе у экипажа «КамАЗ-мастера» Евгения Николаева – 1.41,32.

В классе автомобилей в общем зачете лидирует победитель второго этапа – экипаж испанца Карлоса Сайнца. Следом идет пилот Насер Алатия из Катара с отставанием 1,07 секунды.

Впереди третий этап гонки «Шелковый путь» Вязьма — Липецк (протяженность этапа 617 км).