Рекордсменка мира Елена Исинбаева: Этот рекорд как первый
Корреспондент «Советского спорта» оказалась единственной представительницей прессы, которой удалось разыскать Елену Исинбаеву в московском аэропорту сразу после возвращения из Стокгольма. В Швеции Исинбаева в ночь с 23 на 24 февраля установила свой 28‑й мировой рекорд, прыгнув на 5,01 м, и накануне зимнего чемпионата мира в Стамбуле расставила все точки над «и» в вопросе, вернется ли она на былой уровень.
КАК НАЙТИ «ДЕВУШКУ С ШЕСТАМИ»?
– Лена, вот ты вроде разумная девочка, умничка. Ну почему ты раздаешь всем журналистам номер своего мобильника?! – лет пять назад ваш корреспондент стала свидетелем такой беседы между Еленой Исинбаевой и ее тогдашним менеджером Андреасом Метцлером. С тех пор Елена сменила менеджера, тренера и место жительства, но наставлениям Метцлера следовала строго. Не делая исключений, Исинбаева в ответ на просьбу вашего корреспондента оставить хоть какой-то контактный номер только отрицательно качала головой.
Следствием этой непреклонности стало то, что, несмотря на давнее знакомство, связь с Еленой мы держали только через ее тренера Евгения Трофимова. А когда он после стокгольмского рекорда вдруг перестал отвечать на телефон, задача найти Исинбаеву и вовсе оказалась почти невыполнимой.
В московском аэропорту «Шереметьево» одновременно находятся тысячи людей. Не зная даже номера рейса и точного времени прибытия, какова была вероятность встретить там рекордсменку мира?
Решаюсь действовать напролом. И просто спрашиваю всех подряд, не видели ли они «девушку с шестами». Ведь палки высотой больше трех метров так просто не спрячешь… Удача улыбается на входе в ВИП-зал.
– Знаю-знаю, я сейчас вас к ней провожу, – неожиданно гостеприимна официантка.
Мы поднимаемся на второй этаж, где Исинбаева с Трофимовым за кофе коротают время в ожидании рейса в Волгоград. Мы с Леной встречаемся глазами – немая сцена…
– Ты что здесь делаешь?! – первой «отмирает» наша чемпионка. – Ты как вообще меня нашла? Интервью я сейчас давать не планировала, но после такого чуда, конечно, не откажу.
ИСИНБАЕВА: РЕКОРД – БОЛЬШОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ
– Лена, правда, что эмоций после этого 28‑го мирового рекорда в Стокгольме было столько же, как в самый первый раз?
– А этот, шведский, рекорд для меня действительно первый. Первый, который мы установили вместе с тренером Евгением Трофимовым после моего возвращения в Волгоград. Это значит, что год нашей работы принес свои плоды. Причем даже быстрее, чем мы планировали.
– Трофимов рассказывал, что пять метров на тренировке вы впервые преодолели еще в декабре в Волгограде…
– Да, это правда. Но там были другие условия – мы используем специальную дорожку, по которой легче бежать. Но Евгений Васильевич все равно сказал тогда: «Раз ты взяла 5,01 на тренировке, на соревнованиях ты можешь прыгать гораздо выше!».
– Тогда что мешало использовать этот потенциал с самого старта сезона? Ведь до вчерашнего дня вам даже не принадлежал лучший результат сезона в мире.
– Не хватало соревновательной практики и, как мы говорим, «напрыганности». Все-таки тренировки – это одно, а соревнования – совершенно другое. Перед Стокгольмом я сделала три предварительных старта, мы с Евгением Васильевичем проанализировали ошибки, и я поняла, что готова прыгать высоко. Готова психологически, физически – и все получилось!
– Почему вы решили выступать в Стокгольме, а не на проходящем в эти же сроки в Москве чемпионате России?
– Сразу предупредила руководство сборной, что выступать на чемпионате страны не буду. Считаю, что достойна того, чтобы выступать на чемпионате мира без отбора. К тому же мы с Евгением Васильевичем пообещали нашему главному тренеру Валентину Маслакову, что до Стамбула я прыгну на лучший результат сезона в мире, чтобы снять все вопросы. Большое облегчение, что это получилось. И я очень ценю то доверие, которое оказывают мне Маслаков и президент нашей федерации Валентин Балахничев. Подвести их я просто не имела морального права.
– После очередной неудачи летом на чемпионате мира в Дэгу вы пообещали, что не будете опускать рук. Но такого быстрого «воскрешения», пожалуй, не ждал никто.
– После Дэгу я многое изменила в своей жизни. Что именно – говорить не стану, это дело мое и тренера.
– Подавляющее большинство своих зимних мировых рекордов вы установили на турнире «Звезды шеста» в Донецке. Почему в этот раз вы отправились в Стокгольм, а в Донецк и вовсе не приехали?
– Так сложился турнирный график, что мне удобнее был Стокгольм. Да и зрителей из других городов тоже надо радовать.
– Вашему мировому рекорду добавляет ценности то обстоятельство, что в Стокгольме вы обыграли в очной борьбе всех своих более молодых конкуренток – англичанку Холи Блисдэйл, кубинку Ярислей Силва?
– Это неважно, в секторе у меня нет соперниц. Моя единственная соперница – это я сама.
ТРОФИМОВ: ПЕРЕУЧИВАТЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ УЧИТЬ
Если Елена Исинбаева приветлива и невозмутима, словно ничего особенного накануне в Стокгольме не произошло, то ее наставник Евгений Трофимов безуспешно прячет улыбку под шикарными усами.
– Евгений Васильевич, теперь вы счастливы?
– Естественно! У Лены были недоброжелатели, люди, которые сомневались, не верили. Но я с самого начала ей говорил: «Леночка, не волнуйся, у тебя все будет хорошо! Просто нужно поэтапно решить все проблемы, которые накопились».
– Какая из проблем была самой главной?
– Говорят, чтобы научить движению – нужно сделать тысячу повторений, а чтобы переучить – десять тысяч. Восемь лет я учил Лену делать один прыжок, но затем она уехала в Италию, попала в другую систему. После ее возвращения в Волгоград мы стали вспоминать нашу технику. Было очень непросто. Но у Лены отличная мышечная память, это очень помогло.
– Сейчас техникой прыжка Исинбаевой вы полностью довольны?
– Судя по прыжку на 5,01 м – да. Рекордные высоты так просто не берутся. Она была готова прыгать мировой рекорд еще в начале сезона, сама чувствовала это, но не могла совладать с эмоциями. Сейчас Лена справилась с собой, а для нее это – самое главное.
– Теперь у вас остались опасения за результат ученицы на чемпионате мира в Стамбуле?
– У тренера всегда есть опасения, судьба наша такая. Спортсмены ведь для меня как дети… Я дам Лене всего пару дней на отдых, а затем мы в Волгограде приступаем к подготовке к чемпионату мира. Дай бог здоровья, а с остальным мы справимся.