Чемпионка мира Мария Савинова: Быть похожей на Семеня? Не хочу!
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Автор одной из самых красивых российских побед на чемпионате мира в корейском Дэгу бегунья на 800 м Мария Савинова вместе с мужем, также известным «средневиком» Алексеем Фарносовым, заглянули в редакцию «Советского спорта», чтобы рассказать, как на финишной прямой Мария заставила сдаться саму Кастер Семеня.
«ЖМУ ОТ ГРУДИ ШТАНГУ 45 КГ»
– Смотри – Таня Лебедева! – Савинова на правах завсегдатая (в гостях у «Советского спорта» она уже второй раз) проводит для мужа экскурсию по редакции. Фарносов кивает – уж ему, призеру чемпионата России в беге на 1500 м, конечно, известно, что улыбающаяся на фотографии девушка – олимпийская чемпионка по прыжкам в длину Татьяна Лебедева.
Смотришь на Савинову – легкую, воздушную и не понимаешь, как эта хрупкая девушка пару недель назад в Корее обыграла накачанного южноафриканского монстра Кастер Семеня.
– Маша, Семеня по габаритам больше вас минимум вдвое…
– Не хочу я быть похожей на Семеня, мне и мои габариты нравятся, – смеется Савинова. – Я сама сильно «подсушилась» за последнее время. Не думаю, что мне стоит еще больше обрастать мышцами. И так регулярно работаю в тренажерном зале. Понятия не имею, какие показатели у Семеня, но я вот жму от груди штангу весом 45 кг. Для бегуньи на средние дистанции, для моих габаритов это – хороший показатель.
– То есть рельефная мускулатура Семеня для среднего бега – не преимущество, а скорее наоборот?
– Раньше я думала, что гора мускулов – это круто, и потому побаивалась Кастер. Но сейчас убедилась, что мощным спортсменкам именно на 800 м очень сложно. Ведь чем меньше мышц – тем меньше закисления. Считается, что средневик должен быть легким. Выпуклая мускулатура и тяжелая штанга – это скорее для спринтеров.
– Как вообще к Кастер относятся в легкоатлетическом мире – ведь два года назад вы сами высказывались резко, мол, ее не стоит допускать до стартов?
– Сейчас мне абсолютно все равно. Я вынесла свой урок из той истории с Семеня: нужно больше думать о себе, а не о соперницах. Я проиграла чемпионат мира в Берлине не потому, что Семеня допустили до старта, а потому, что сама оказалась не готова – психологически и физически. К Кастер лично я отношусь ровно – просто стараюсь не заострять на ней внимания. Она такая же бегунья, как все остальные. Так же разминается, выходит на старт, бежит…
– Кстати, о беге. Семеня вот пообещала, что скоро побьет мировой рекорд, установленный аж в 1983 году чешкой Ярмилой Кратохвиловой – 1.53,28?
– На самом деле Кратохвилова мало чем отличается от Семеня, – вступает в разговор Алексей Фарносов. – Я знаю не понаслышке, моя мама выступала с ней на соревнованиях. Просто в то время не было гендерных тестов, не было соответствующего допинг-контроля. И потому сравнивать те результаты с нынешними не корректно. Пробежать за 1.53 в современных условиях – подвиг, нереальное достижение! Машины 1.55 на чемпионате мира – уже очень высокий результат.
«Я ПОДМИГИВАЛА И КРИВЛЯЛАСЬ, КАК БОЛТ»
– Маша, после своего золотого финиша вы с обалдевшими глазами говорили, что не понимаете, что произошло. Сейчас, спустя две недели, пришло осознание: вы – чемпионка мира?
– Не-а, – качает головой Савинова. – Я и предыдущие свои титулы до сих пор не могу осознать. Может быть, только в старости, пересматривая фотографии, до меня наконец дойдет: «Вот это я смогла!»
– Ваш тренер Владимир Казарин за тактическую мудрость назвал вас «шахматисткой»…
– Знаете, я так осторожно начала бег не потому, что высчитывала какой-то мудрый тактический вариант, дабы обыграть Семеня. Просто мне так удобней, на первом вираже я физически не могу разогнаться. Может быть, потому, что боюсь сделать фальстарт…
– Вы шутите? В беге на 800 м фальстартов не бывает!
– А меня трясет на линии старта! Боюсь, что перед стартовым выстрелом от нервов пошатнусь и меня снимут, как Усэйна Болта. Поэтому обычно я перестраховываюсь и выбегаю последней. Благо у меня, в отличие от Болта, есть потом время на дистанции, чтобы это отыграть.
– Вас, кстати, за харизму и стремительный финишный спурт все чаще сравнивают с Болтом. Но устраивать из забега шоу вы, в отличие от Усэйна, пока себе не позволяете…
– На старте предварительного забега в Дэгу я, кстати, и подмигивала, и кривлялась – почти как Болт! Просто в телевизионную трансляцию это не вошло. Вообще я считаю, шоу уместно, только если ты готова, как Усэйн – даже не на голову, а на три головы выше всех. Я же с возрастом стала поспокойней. Это раньше любила выделиться, поэкспериментировать с цветом волос, с одеждой… Сейчас же стремлюсь быть более женственной – на дорожке и вне ее.
– Леш, а если бы Маше поступило предложение сняться для мужского журнала – вы бы разрешили? – вопрос Фарносову.
– Думаю, она сама бы отказалась, – подмигивает жене Алексей.
– Это правда, – со смехом соглашается Савинова.
«ЗАРПЛАТУ ПОДНЯЛИ В РАЗЫ»
– Вы это не афишировали, но правда, что в Дэгу вы выступали с травмой?
– Перед самым сбором во Владивостоке у меня сильно обострился хронический подворот стопы. Четыре года все было нормально, и вот – в самый ответственный момент – получите! Если бы не золотые руки доктора из Чебоксар Надежды Смеловой, я бы если и бежала на чемпионате мира, то только на одной ноге.
– Что за чудо-доктор?
– Я познакомилась с Надеждой Святославовной через Юлю Зарипову (чемпионка мира в беге на 3000 м с препятствиями. – Прим. ред.). Смелова поднимала на ноги после травмы и Юру Борзаковского, который в Дэгу выиграл бронзу в беге на 800 м. Она вообще известный человек в Чебоксарах…
– Представляю ваше состояние накануне чемпионата мира: мало того что травма, да еще и отравились на заключительном сборе!
– Нет, не представляете! – смеется Савинова. – Сказать, что я была в панике, – это не сказать ничего. Когда во Владивостоке заболел живот и я целый день не могла тренироваться, меня спас только разговор с Лешей. Столько у меня было вопросов, сомнений, неуверенности в себе…
– О заключительном сборе команды во Владивостоке сведения самые противоречивые. С одной стороны, итоговый результат – девять золотых – говорит за себя. С другой – вы и Юлия Зарипова отравились из-за некачественного питания…
– Знаю наверняка: никто из средневиков не захочет снова вернуться в то место, где мы жили. На первый взгляд там красиво: лес, птички чирикают, бабочки размером с ладошку… Но бегать негде, так как стадиона нет, а в лесу крупные камни и нет ровной поверхности. А мне с моей травмой достаточно было хоть чуть-чуть неточно поставить ногу – и из Владивостока я бы поехала домой, а не в Дэгу.
– Решение Минспорта премировать вас семью тысячами долларов за золото Дэгу вызвало бурную дискуссию…
– Спросите любого члена команды – и мы все согласимся с Машей Абакумовой и Юрой Борзаковским, которые по этой теме высказывались. Раз нам заплатили за золото семь тысяч долларов – значит, мы столько и стоим. Хотя я не могу не отметить, что в последнее время дела с финансированием пошли значительно лучше. Нам в разы подняли зарплату, есть еще дополнительные гранты. Раньше, еще когда я выступала по юниорам, на половину сборов ездила за свой счет. Хотя на тот момент уже была призером первенства России, подавала надежды. Сейчас же я могу спокойно тренироваться, не думая, что мне нужны деньги на витамины или сборы.
– Я, конечно, понимаю, что футбол в стране – вид спорта номер один, – вступает в разговор Фарносов. – Я сам призер чемпионата России, но моя зарплата не сравнима с гонорарами футболиста даже второго дивизиона.
– Как вы сами думаете: рекордные девять золотых в Дэгу – это стечение обстоятельств или реальный подъем отечественной легкой атлетики?
– Мне кажется, стечение обстоятельств, – вздыхает Савинова. – Очень правильно, что накануне чемпионата руководство обещало всего три-четыре золотые медали. Я чувствовала, что от меня никто особо ничего не ждет. И со свежей головой просто вышла и сделала свое дело.
– А я поспорю с Машей, – вступает Фарносов. – У России в Дэгу не было ни одной случайной победы. Выигрывали люди, имевшие одни из лучших результатов в сезоне, известные, титулованные спортсмены… Возможно, они могли бы и не выиграть, но быть в медалях в любом случае были обязаны.
«НАША БАБУШКА ПРЫГАЛА ДО ПОТОЛКА»
– Алексей, как и где вы смотрели золотой забег своей жены?
– У нас был семейный просмотр дома по телевизору. Правда, ему чуть не помешал несчастный случай, – усмехается Фарносов. – Девушки вышли на старт, их начали объявлять по стадиону – и в этот момент папа решил развернуть телевизор поудобней. В результате из заднего входа вылетела антенна. У меня внутри все упало: «Папа, как же ты не вовремя!». Слава богу, успел вставить шнур, и картинка вновь появилась. А когда Маша на последней прямой обходила Семеня, наша бабушка так прыгала на диване, что ее подкидывало под самый потолок! Мы даже испугались за ее здоровье.
– Тяжело ужиться в одной семье двум средневикам, которые еще и тренируются вместе?
– Честно скажу: всякое бывает, – признается Фарносов. – Когда идут по две тренировки в день, мы оба устаем. И быть постоянно вместе иногда сложно. Хотя и преимуществ в совместной работе, конечно, масса.
– А у меня на этот счет абсолютно другое мнение, – вступает Савинова. – Мне, наоборот, легче, если Лешка рядом. Помню, еще когда мы были у разных тренеров, мне в выходные приходилось самолетом лететь к нему, через два дня возвращаться прямо на тренировку. Сейчас мне гораздо спокойней: прихожу домой – а там ждет любимый. Я уже решила: сбор во Владивостоке был последним, где Леша со мной не был. Одна я больше никуда не поеду!
– Это почему?
– Очень сложно было в одиночку пережить ситуацию с травмой и отравлением. Если бы Леша был рядом, я была бы куда спокойней.
– Почему вы не поменяли фамилию с Савиновой на Фарносову?
– Нет времени заниматься новыми документами. Лешка немного обижается, что я не меняю. Но честно – был бы у меня хотя бы месяц на бумажную работу, я бы с удовольствием стала Фарносовой.
– Меня поразило, как уверенно вы в Дэгу раздавали интервью на английском. Специально учили язык?
– Нет, еще в школе у меня была очень хорошая учительница, и базовый уровень языка остался с тех пор. Недавно пыталась английский подучить и закачала себе в плеер несколько уроков. Бегаю кросс, а сама вслух учу слова, как что называется. Даже ребята из группы хором за мной повторяли! Но я выдержала так буквально пару тренировок. Стало скучно и грустно, захотелось музыки. Хотя сейчас я вообще бегаю без плеера.
– А почему?
– Леша ругается: мол, это опасно, можно не услышать проезжающую машину, и вообще лучше слушать свой организм, чем посторонние звуки. Чемпионат мира в Дэгу стал первым крупным турниром, когда я на разминке была без наушников. Не отключалась, как обычно, от всего происходящего, а была здесь, со всеми. Это необычно: 90 процентов спорт-сменов, даже Усэйн Болт, бегают с музыкой.
Напоследок мы приготовили для Марии Савиновой и Алексея Фарносова сюрприз. Мало кто знает, что наша новая легкоатлетическая звезда Савинова до 15 лет профессионально занималась бадминтоном и дошла до звания кандидата в мастера спорта.
– Ого, супер! – восклицает Мария при виде ракеток. – Так давно не играла! Леш, давай их в отпуск возьмем, будем в Египте на пляже играть.
И Савинова с Фарносовым разыгрывают партию в бадминтон прямо в коридоре нашей редакции. Завершилась она – как и остальные многочисленные шуточные «зарубы» в их семье – боевой ничьей!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Мария САВИНОВА
Родилась 13 августа 1985 года в Челябинске.
Рост 172 см, вес 58 кг.
Специализация – 800 м, тренер – Владимир Казарин.
Личный рекорд: 1.55,87 (2011).
Титулы: чемпионка мира (2011), чемпионка мира в залах (2010), чемпионка Европы (2010), чемпионка Европы в залах (2009), многократная чемпионка России.
ЛАВ СТОРИ: «ЕЕ ВОЛОСЫ РАЗВЕВАЛИСЬ, КАК ГРИВА…»
Алексей Фарносов рассказал, почему выбрал в жены чемпионку мира и Европы Марию Савинову.
– Первый раз я увидел Машу на соревнованиях в 2009 году, когда она еще не была звездой, – рассказал Алексей Фарносов. – У нее были длинные волосы, и на бегу они развевались, как грива. Я был покорен, но не подошел. Познакомились мы уже на сборе на озере Иссык-Куль в Киргизии пару месяцев спустя. Потом разъехались по домам, переписывались в Интернете… А 3 мая, меньше чем через месяц после нашей встречи, Маша взяла сумку и прилетела ко мне в Москву. Вы не думайте, она долго сомневалась – ехать или нет! Но в итоге приехала и осталась.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Алексей ФАРНОСОВ
Родился 5 октября 1984 года.
Специализация – бег на 1500 м, тренеры – Владимир Казарин и Василий Фарносов.
Личный рекорд – 3.41,69.
Серебряный призер зимнего чемпионата России (2010). Победитель Кубка России (2010), многократный призер чемпионатов России.