Догони ее, если сможешь. Почему российские мужчины-спринтеры бегают хуже рекордсменки мира среди женщин?

За год до Лондона-2012 положение в российском мужском спринте привычно безнадежное. Например, рекордсменка мира в беге на 100 м американка Флоренс Гриффит-Джойнер, доведись ей вдруг выступить на недавнем чемпионате России-2011 в Чебоксарах, со своим лучш
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ТОЛЬКО У НАС

За год до Лондона-2012 положение в российском мужском спринте привычно безнадежное. Например, рекордсменка мира в беге на 100 м американка Флоренс Гриффит-Джойнер, доведись ей вдруг выступить на недавнем чемпионате России-2011 в Чебоксарах, со своим лучшим результатом 10,49 заняла бы второе место… среди мужчин! «Советский спорт» решил разобраться, почему в самой престижной дисциплине легкой атлетики – мужском спринте – нам уже давно ничего не светит.

Мужчины-спринтеры для российского спорта уже давно примерно такая же экзотика, как для Кении биатлонисты. С тех пор как в 1970-х закатилась звезда Валерия Борзова, нам остается лишь слушать рассуждения о преимуществе, которые темнокожие спортсмены имеют над европейцами от природы, и улыбаться результатам доморощенных «молний». А как еще прикажете реагировать, если ведущие российские спринтеры порой проигрывают американским женщинам?

О мужском спринте в отечественной легкой атлетике принято говорить, как о покойнике – либо хорошо (как в 2006-м, например, когда Андрей Епишин героически выцарапал серебро зимнего чемпионата мира), либо ничего. Тем временем 21-летний французский мальчик Кристоф Лемэтр, с угловатыми коленками и юношескими вихрами, уже разменял рубеж 10 секунд и отважно бросил вызов самому Усэйну Болту.

Так, значит, цвет кожи все-таки не главное? Россиян уже обгоняют не только Лемэтр и традиционно сильные в спринте англичане, но даже азербайджанцы. До крайней ступеньки пропасти – когда чемпион страны проиграет женскому мировому рекорду, нам остается всего семь сотых секунды…

РОМАН СМИРНОВ: НАМ НЕГДЕ ВЫСТУПАТЬ!

Роман Смирнов в свои 25 – многократный чемпион страны, участник Олимпийских игр и чемпионатов мира. В общем, вполне успешный спортсмен, первый «на деревне». Но выбраться из замкнутого круга российского спринта у него уже вряд ли получится…

— Может, прогресса у нас в спринте пока и нет, зато появилась стабильность, — рассуждает Смирнов. – На чемпионате России в Чебоксарах состав финала был примерно тот же, что и год назад. Стало меньше «однодневок», таких спортсменов, которые появляются из ниоткуда, показывают результат и также в никуда исчезают. А если есть стабильный костяк, значит, легче тренировать эстафету. Невозможно ведь создать команду, если в ней люди каждый день меняются…

— Роман, какой смысл в вашей эстафете 4х100 м, если она даже норматив на чемпионат мира не может выполнить?

— Ну, например, я скоро поеду в Китай на Универсиаду – выступлю там. Норматив для личного вида на чемпионате мира у нас и вправду никто не выполнил, но не спешите с осуждением. В Чебоксарах был очень неприятный ветер, и результаты как в мужском, так и в женском коротком беге оставили желать лучшего.

— А вообще вам есть смысл ездить на чемпионаты мира и Олимпиады, где вы явно на медали не претендуете?

— Если брать на главные старты только претендентов на медали, получатся соревнования для трех человек. Конечно, нам необходимо участвовать в главных стартах года! Нам ведь в принципе выступать практически негде…

— Объясните, почему?

На коммерческие старты за границу нас, сами понимаете, не приглашают – уровень результатов не тот. В России на Мемориале Знаменских мужской спринт тоже часто не представлен. Вот и выходит, что у многих ребят чемпионат России в Чебоксарах стал третьим стартом в сезоне. Кубок России, командный чемпионат страны и личный – где нам еще выступать-то?!

— Вы вот, например, скоро отправляетесь в Китай на Универсиаду…

— Да, но это стечение обстоятельств – что выпало поучаствовать в Универсиаде и год не получится совсем пустым. Будь у меня выбор, я бы без колебаний предпочел выступить в личном виде на чемпионате мира в Дэгу, чем в Китае. Это очень тяжело психологически – бегать, не имея возможности исправить свои ошибки. Ведь обычно помарки выявляются только в стартах, на следующий раз ты что-то меняешь и так постепенно добиваешься результата. Если бегать на соревнованиях только по три раза за сезон, мотивировать себя, чтобы выкладываться по полной на тренировках, становится очень сложно.

«БОЛТ ГЕНИАЛЕН»

Вам доводилось соревноваться против Усэйна Болта?

— В 2002 году на юниорском чемпионате мира в Кингстоне. (Болт тогда выиграл, а Смирнов был шестым в своем полуфинале. – Прим. ред.). Уже тогда было видно, что этот парень фантастически одарен от природы.

— То есть причина успеха Болта только в генетике?

— Нет, конечно. В США и на Ямайке совершенно другая, чем у нас, система тренировок. Большинство лидеров, к примеру, не выступают в зимнем сезоне, зато раньше начинают готовиться к лету. В марте, когда у них уже вовсю тренировки и почти сезон на дворе, мы только собираемся на первые сборы после зимы.

— Что вам мешает тренироваться так же, как они?

— В российских условиях добровольно пропустить сезон нереально. Стоит раз выпасть из обоймы – и лишишься доверия тренеров, места в эстафете.

— А если организовать для российских спринтеров сборы на Ямайке или в США – поможет?

— Конечно! Мне лично очень бы хотелось понять саму систему тренировок иностранцев. Сколько они в день бегают, как восстанавливаются, чем питаются… Просто так сменить один стадион на другой бесполезно. А вот если нас допустят до методик лидеров, это принесет несомненную пользу.

— Вы верите, что Кристоф Лемэтр сможет обыграть Болта?

— По крайней мере, в ближайшее время вряд ли. Кристоф – талантливый парень, но не феномен от природы, как Болт. Я бы не сказал, что Лемэтр демонстрирует на дорожке что-то сверхъестественное.

— За кого вы болеете – за Болта, его соотечественника Асафу Пауэлла или за Тайсона Гэя?

— За Болта, без всяких сомнений. Это великий человек, звезда, гений…

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

ГРИФФИТ-ДЖОЙНЕР ОБЫГРАЛА БЫ РОССИЙСКИХ МУЖЧИН

Лучший результат российского сезона принадлежит Александру Бредневу – 10,39. Это более чем на шесть десятых секунды хуже, чем лучшее мировое достижение ямайца Асафы Пауэлла – 9,78 секунды. Рекордсменка мира американка Флоренс Гриффит-Джойнер с ее результатом 10,49 секунды заняла бы в российском топ-листе девятое место. А от быстрейшей на данный момент женщины в мире Кармелиты Джетер из США (10,70) Бреднева отделяет 31 сотая секунды – куда меньше, чем от Пауэлла.

10 лучших результатов сезона в мире
10 лучших результатов сезона в России

9,78 Асафа Пауэлл (Ямайка)

10,39 Александр Бреднев

9,79 Тайсон Гэй (США)

10,40 Роман Смирнов

9,80 Стив Маллингс (Ямайка)

10,42 Александр Хютте

9,85 Майк Роджерс (США)

10,43 Игорь Гостев

9,88 Усэйн Болт (Ямайка)

10,46 Александр Вашуркин

9,88 Майкл Фрэйтер (Ямайка)

10,47 Михаил Идрисов

9,89 Нгонидзахе Макуша (Зимбабве)

10,48 Константин Петряшов

9,92 Кристоф Лемэтр (Франция)

10,48 Артур Рейсбих

9,92 Неста Картер (Ямайка)

10,52 Антон Абрамкин

9,93 Кестон Бледман (Тринидад и Тобаго)

10,52 Евгений Штыркин

А В ЭТО ВРЕМЯ…

ЕПИШИН ЗАВЕРШИЛ КАРЬЕРУ

Последний российский спринтер, выигрывавший на международном уровне, серебряный призер зимнего чемпионата мира-2006 Андрей Епишин в 30 лет принял решение уйти из спорта.

– После прошлогоднего чемпионата России, где с результатом 10,40 остался четвертым, я понял – с меня хватит, – сказал Андрей Епишин. – Старость не радость, да и главный тренер Валентин Маслаков не сильно меня жалует. Сейчас бегаю только для себя и занимаюсь частным предпринимательством. Все эти разговоры, что в спринте побеждают только темнокожие, уверен, ерунда. Я же обыгрывал их, и ничего! Скорее дело в том, что у европейцев проблемы в методике. Вон француз Кристоф Лемэтр, может, и не обыграет Усэйна Болта, но всем остальным наверняка составит конкуренцию. А будущий победитель Болта, думаю, родится на Ямайке… Смейтесь не смейтесь, но это факт: там спринт развит, как нигде в мире.

ВОПРОС РЕБРОМ

ВСЕ ДЕЛО В ГЕНЕТИКЕ?

Действительно ли темнокожие спринтеры имеют преимущество перед остальными за счет генетических особенностей?

На этот вопрос «Советский спорт» попросил ответить двух великих представителей разных континентов – Валерия Борзова и американца Ли Эванса.

ЗА

ЭКС-РЕКОРДСМЕН МИРА ЛИ ЭВАНС: АФРОАМЕРИКАНЦЕВ ТАЛАНТОМ НАГРАДИЛ БОГ

Двукратный олимпийский чемпион-1968, экс-рекордсмен мира в беге на 400 м темнокожий американец Ли Эванс считает, что без природного таланта хорошего спринтера не получится. А таким талантом природа чаще награждает темнокожих спортсменов.

— Так получилось, что нас, афроамериканцев, Бог наделил талантом быстро бегать и далеко прыгать, — заметил Ли Эванс. — Я убежден, что успех в спринте во многом зависит от генетики. У спортсменов с темным цветом кожи в среднем куда лучше взрывная скорость, гибкость, пластичность, чем у европейцев. Это ни в коем случае не расизм, я ненавижу одно это слово! Но то, о чем я говорю, реальность. Европейцы лучше нас в чем-то другом, но в спринте до сих пор королями были мы. Сравниться с нами до Лемэтра могли только спортсмены из ГДР за счет государственной политики по использованию допинга. А так, бывают, конечно, феномены, но думаю, доминировать в спринте и горизонтальных прыжках все равно будут темнокожие атлеты.

ПРОТИВ

ДВУКРАТНЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ЧЕМПИОН ВАЛЕРИЙ БОРЗОВ: ПОРОДА НУЖНА!

Двукратный олимпийский чемпион Игр-72 в Мюнхене и лучший спринтер за всю историю бывшего СССР Валерий Борзов заявил, что происхождение неважно, ведь ни один талант не раскроется без гениального тренера.

— Прежде всего надо сказать, ни в России, ни на моей родине в Украине за эти годы не появилось по-настоящему одаренных для спринта людей, — констатировал Валерий Борзов. – Еще одна причина: мы очевидно уступаем главным конкурентам в методике тренировок. И, наконец, по сравнению с Ямайкой или США у нас заведомо меньше выбор спортсменов, подходящих по антропометрическим данным. Все это в совокупности и привело к отсутствию результатов.

— Пример француза Кристофа Лемэтра доказывает, что списывать плохие секунды на цвет кожи неправильно?

— Конечно. Повторюсь, дело в комплексе причин, а никак не в цвете кожи. На европейском уровне Лемэтр – выдающийся спортсмен. Но посмотрим, что он покажет на чемпионате мира в соперничестве со всеми сильнейшими.

— Может ли спасти российский спринт приглашение тренера из Ямайки или США?

— Возможно, оно было бы полезно. Но никакой тренер не может гарантировать, что воспитает человека уровня Усэйна Болта или даже Лемэтра. Для этого порода нужна, такой человек просто должен родиться…

— Если пофантазировать, вы в ваши лучшие годы могли бы посоревноваться с нынешним Болтом?

— Сравнивать спортсменов разных поколений, я считаю, некорректно. Сейчас совершенно другой уровень тренировочных технологий, дорожек, фармакологии… Каждый – рекордсмен своего времени, ничего вечного в спорте не существует.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ ВАЛЕНТИН МАСЛАКОВ: САМОРОДКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ РЕДКО

Главный тренер сборной России Валентин Маслаков откровенно ответил на самые острые вопросы и подтвердил – пациент, то есть российский мужской спринт, скорее мертв, чем жив.

«БЕЛЫЕ» СПРИНТЕРЫ НИКОГДА НЕ СРАВНЯТСЯ С ТЕМНОКОЖИМИ?

Я не люблю термины, касающиеся цвета кожи. Давайте лучше скажем так – спортсмены из США и стран Карибского бассейна. Чего греха таить, там люди даже сложены иначе, чем европейцы. Чисто генетически они изначально быстрее, сильнее, выносливее… Да, иногда в Европе появляются самородки вроде Лемэтра или Валерия Борзова, способные бросить вызов ямайцам и американцам. Но происходит это раз во много лет.

РОССИЯНЕ МЕДЛЕННО БЕГАЮТ, ‑ПОТОМУ ЧТО ИХ ПЛОХО ТРЕНИРУЮТ?

Не все упирается в тренерское мастерство. Тренер Валерия Борзова, наверно, неглупый человек, но почему-то, кроме Валерия Филипповича, ни одного спортсмена такого уровня за всю карьеру воспитать не сумел. Причины – смотрите выше, в первом вопросе. Хотя не скрою, что сейчас в России существует нехватка тренерских кадров именно в спринте. Грамотные детские тренеры массово уходят в другие виды, где реальней добиться результата. Участников чемпионата России на стометровке много, но их уровень оставляет желать лучшего.

РОССИЯНЕ НЕ ХОТЯТ БЕГАТЬ БЫСТРО?

Отчасти это правда. Наши ребята варятся в собственном соку и постепенно теряют мотивацию к прогрессу. Например, Роман Смирнов – у него хорошие данные, есть потенциал. Но как сдвинуть его с места, с привычного результата, я не знаю. Это особенность психологии большинства наших спринтеров: к чему рвать жилы, если я и так в числе лидеров в своей стране?

НУЖНО ЛИ ВОЗИТЬ РОССИЙСКИХ СПРИНТЕРОВ НА СОРЕВНОВАНИЯ?

Поездки на официальные старты – вопрос целесообразности. С одной стороны, ребят нужно возить на чемпионаты мира и Европы, чтобы они набирались опыта, смотрели на лучших спринтеров мира. Но с другой – как показывает практика, все эти поездки на уровне мастерства наших специалистов короткого бега не сильно сказываются. Они, может, и хотят, и стараются, но возможности не те. А тем, у кого есть возможности, наоборот, не хватает желания.

НАМ ПОМОЖЕТ НАТУРАЛИЗАЦИЯ?

Натурализация в нынешних условиях – идеальный вариант. По этому пути уже пошли многие европейские страны – Норвегия, Швеция, Германия… Не привлекая иностранцев, конкурировать даже на европейском уровне становится сложно. У нас недавно тоже был вариант пригласить в команду сильного спринтера.

21-летний Рамиль Гулиев из Азербайджана в юниорском возрасте обыгрывал Лемэтра. Чтобы Рамиль выступал под российским флагом, нужно было дать ему квартиру. К сожалению, поддержки от регионов мы не получили, а сама федерация, как вы понимаете, выдачей имущества не занимается. В итоге сейчас Рамиль выступает за Турцию и живет в Стамбуле.

Новости. Легкая атлетика