Призер Олимпиады-2008 Евгений Лукьяненко: Мне нельзя было есть и пить

В минувшую субботу в польском Щецине серебряный призер Олимпиады-2008 в прыжках с шестом Евгений Лукьяненко установил свой лучший результат в сезоне – 5,60 м. Событие, прямо скажем, неприметное – если не знать истории Лукьяненко. Он едва не закончил карь
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ТОЛЬКО У НАС

В минувшую субботу в польском Щецине серебряный призер Олимпиады-2008 в прыжках с шестом Евгений Лукьяненко установил свой лучший результат в сезоне – 5,60 м. Событие, прямо скажем, неприметное – если не знать истории Лукьяненко. Он едва не закончил карьеру из-за врачебной ошибки, а теперь мечтает выиграть свою вторую олимпийскую медаль в Лондоне-2012. По его биографии уже можно снимать сериал.

ПЕРВАЯ СЕРИЯ. «ОРГАНИЗМ ПЕРЕСТАЛ СПРАВЛЯТЬСЯ С ЗАРАЗОЙ»

За три года после Пекина в жизни 26-летнего Жени Лукьяненко изменилось все. Остались в тумане постолимпийского безумия торжественные приемы, подарки, заискивающие улыбки. А когда туман рассеялся, вдруг оказалось, что есть только тяжелая болезнь. И вылечиться и продолжить карьеру никакая олимпийская медаль не поможет.

– Зимой 2009-го я еще выступал, – вспоминает Лукьяненко. – Но потом стали болеть суставы. Боль была такая, что я даже ходить толком не мог, не говоря уж о тренировках. Стали выяснять, в чем дело, и оказалось, что проблема идет еще с детства. Я часто болел, и у меня был абсцесс (гнойное воспаление тканей. – Прим. ред.). После такого гланды нужно удалять. А мне не удалили, и я ходил сразу с двумя такими абсцессами. Постепенно организм перестал справляться с заразой, и началось обострение.

Так на пике карьеры лучший российский прыгун с шестом последних лет вынужден был окопаться на больничной койке вместо стадиона.

– После операции я не мог говорить, – вспоминает Евгений. – Десять дней нельзя было ни есть, ни пить. Представьте, что это такое для профессионального спортсмена. Я полностью растерял форму и тренировки вынужден был начинать с нуля.

– Как вы вообще все это пережили? После такой операции можно было и закончить карьеру.

– Что нас не убивает, делает сильнее, – хмыкает Лукьяненко, а после паузы смеется. И веришь: болезнь его действительно сделала сильнее.

ВТОРАЯ СЕРИЯ. «ВРАЧ ОКРУГЛИЛ ГЛАЗА»

– Операция осталась в далеком 2009-м. Почему уже два года вы не можете вернуться на прежний уровень?

– Зимой 2010-го я снова очутился в ЦИТО. Дело было в травме таза, которую я получил на тренировке. Один из докторов сборной – не хочу называть его имени, сейчас этот человек в команде уже не работает – лечил меня, мягко говоря, неправильно. Боль не проходила, и мы вместе с этим доктором поехали в ЦИТО. Тамошний врач, послушав про мое предыдущее лечение, округлил глаза и воскликнул, обращаясь к коллеге: «Вы где вообще учились, как же так можно?!». Тот только головой качал: «Где-то прочитал, где-то увидел…» В общем, в итоге этого псевдолечения у меня еще вдобавок полетели связки.

– И что делать?

– Лечиться, что же еще! Я в этом уже профессионал, – снова демонстрирует фирменный юмор Лукьяненко. – В ЦИТО меня более или менее привели в норму. Благо практика у них большая. Травмами таза и приводящей мышцы мучаются многие футболисты.

– Сейчас боль беспокоит?

– Почти нет. Я тренируюсь в таком же режиме, как в 2008-м, когда выиграл серебро Олимпиады. Вот только потраченные на лечение два года уже не вернешь…

ТРЕТЬЯ СЕРИЯ. «БИЛЕТ ДЛЯ ШЕСТОВ СЛИШКОМ ДОРОГОЙ»

Первое явление миру выздоровевшего Евгения Лукьяненко случилось 29 января 2011 года на Кубке губернатора Краснодарского края. Хищно поглядывая на планку, идеально сложенный молодой человек взял шест, пружинисто разбежался и взял… высоту 5,20 м. Чтобы вы понимали – это норматив мастера спорта, каких в России десятки. От прежней, уникальной грации, отличавшей Лукьяненко, осталось лишь воспоминание. Раньше Евгений с 5,20 м даже соревнования не начинал…

– Каково это: сначала прыгать 6 метров, а через три года – 5,20?

– Я не паникую. Естественно, что после такого перерыва мне глупо было бы рассчитывать на что-то иное. Мне ужасно не хватает соревновательной практики, а получить ее негде, кроме как на международных стартах. А поехать туда, к сожалению, сейчас целая проблема.

– Почему – неужели титул призера Олимпиады ничего уже не значит?

– Все дело в перевозке шестов. Об этом почему-то мало говорят, но на самом деле для меня это превратилось в огромную проблему. Вот смотрите: билет на соревнования в Польшу мне обошелся в 450 евро туда и обратно. А вот чтобы переправить шесты, нужно заплатить 200 евро за перевозку Краснодар – Москва, потом еще 200 евро – Москва – Варшава и то же самое обратно. Выходит, билет для шестов стоит в два раза дороже, чем для человека!

– Разве перевозку шестов вам не оплачивают организаторы стартов?

– Теоретически – да. Но какой им смысл выкладывать такие деньги за мои путешествия из Краснодара, если можно позвать кого-то другого и заплатить в три раза дешевле? В Европе сейчас полно классных прыгунов, плюс там базируются летом все американцы. Им нужно просто сесть в машину, погрузить шесты на багажник – и все дела.

– 5,60 м в Польше подарили вам лучик надежды?

– Надежда у меня никогда и не умирала. Первая задача на этот год – выполнить норматив на Олимпиаду в Лондоне, 5,72 м.

ВОЗВРАЩЕНЦЫ ПОБОРОВШИЕ НЕДУГ

«Советский спорт» вспоминает пятерку великих спортсменов современности, которые вернулись в спорт после травмы или тяжелой болезни.

Дмитрий САУТИН (прыжки в воду). За почти 20 лет карьеры на высшем уровне заслужил прозвище «рекордсмен по травмам». Самую серьезную получил в 1995-м, когда от прыжков с вышки в кисти началось воспаление сухожилий. Травма стала хронической, что не помешало Саутину в 2000-м выиграть олимпийское золото в прыжках с вышки.

Александр ПОПОВ (плавание). 24 августа 1996 года в результате уличной драки был ранен ножом в левый бок. Нож прошел на 15 сантиметров вглубь, зацепив легкое и почку. Через день после выхода из больницы крестился. После возвращения в спорт выиграл серебро Олимпиады-2000 в Сиднее.

Мэджик ДЖОНСОН (баскетбол, США). В 1991-м врачи обнаружили у звезды НБА вирус ВИЧ. По настоянию медиков Джонсон объявил об уходе из спорта, однако затем трижды возвращался. Закончил карьеру в 1996-м и сосредоточился на сборе средств в помощь зараженным СПИДом.

Арвидас САБОНИС (баскетбол, СССР, Литва). В 1987 году порвал ахилл. Незадолго до Игр-1988 поскользнулся на лестнице, неудачно упал и вновь разорвал сухожилие. В 1988-м вопреки протестам врачей поддался на уговоры главного тренера сборной СССР Александра Гомельского и полетел в Сеул, где наша команда с его помощью сенсационно выиграла золотые медали.

Лэнс АРМСТРОНГ (велоспорт, США). В 1996 году ему был поставлен диагноз «запущенный рак яичек», вероятность выжить после которого составила 10 процентов. Согласившись на новейшие методы химиотерапии, Армстронг полностью поправился и спустя два года вернулся в спорт.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Евгений ЛУКЬЯНЕНКО.

Родился 23 января 1985 года в Славянске-на-Кубани (Краснодарский край).

Специализация – прыжки с шестом, тренер – Сергей Грипич.

Личный рекорд – 6,01 м (2008).

Серебряный призер Олимпийских игр (2008). Чемпион мира в помещениях (2008). Обладатель шестого места на чемпионате мира-2007.

Новости. Легкая атлетика