Старший тренер сборной России Виталий Петров: В Лондоне прыгать почти некому…

Вчера поздно вечером в Риме завершился третий этап престижной серии «Бриллиантовая лига». А накануне спецкор «Советского спорта» встретилась в столице Италии с самым знаменитым наставником в мировом шесте, бывшим тренером Сергея Бубки, а ныне старшим тре
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
БРИЛЛИАНТОВАЯ ЛИГА

Вчера поздно вечером в Риме завершился третий этап престижной серии «Бриллиантовая лига». А накануне спецкор «Советского спорта» встретилась в столице Италии с самым знаменитым наставником в мировом шесте, бывшим тренером Сергея Бубки, а ныне старшим тренером сборной России Виталием Петровым. Он рассказал о невеселых перспективах российского шеста на Олимпиаде в Лондоне, а также о новом вираже в жизни своей бывшей ученицы Елены Исинбаевой.

«В ВАШЕЙ СТРАНЕ НЕТ СИСТЕМЫ»

Виталий Петров, кажется, застрял где-то между двумя мирами – родной Украиной и солнечной Италией, которая уже давно стала для него вторым домом. Петров отвечает на телефонный звонок энергичным «пронто» (итал. «здравствуйте». – Прим. ред.), но стоит завести речь о легкой атлетике – тут же преображается в жесткого тренера советской закалки.

После возвращения своей самой звездной ученицы, Елены Исинбаевой, в Волгоград к прежнему наставнику Евгению Трофимову Петров не сидит без дела. Спортсмены со всего мира за месяцы записываются на консультацию в Международный легкоатлетический центр в Формии, который он возглавляет. Петров поправляет футболку с бразильским флагом и чуть виновато улыбается: «Это только для гостиницы. На соревнования надену российскую».

Виталий Афанасьевич, как так получается: вы – тренер российской сборной, а готовите спортсменов из других стран – чемпионку мира бразильянку Фабиану Мюрер и многих других? Судя по увольнению хоккейных тренеров Быкова и Захаркина, у нас совместительство в последнее время не в чести…

У меня есть обязательства в центре, где я являюсь техническим директором. Руководство Всероссийской федерации легкой атлетики, приглашая меня, изначально знало: оставить работу в центре я не смогу.

– В чем тогда заключаются ваши функции старшего тренера сборной России?

– Я общаюсь с личными тренерами спортсменов, приглашаю всех на сборы в Формию. Мне помогают в России Антон Назаров, а также известный шестовик Павел Герасимов, который закончил карьеру и решил стать тренером. Звал вот недавно к себе на сбор группу Евгения Бондаренко (где тренируется призер Олимпиад Светлана Феофанова. – Прим. ред.), но пока мы не состыковались по срокам.

– Куда вообще в России исчезли прыгуны с шестом? Если у женщин есть Исинбаева, в мужских соревнованиях мы превратились в статистов.

– К сожалению, дела в вашей стране в последнее время встали. Нет спортсменов, потому что нет системы. К огромному сожалению, мы растеряли великие традиции советского мужского шеста. Происходило это постепенно: какие-то тренеры уехали за рубеж, какие-то стали работать с женщинами. К тому же в России зачастую элементарно нет условий, чтобы готовить спортсменов. У меня в Формии все под рукой: бассейн, тренажерный зал, консультанты по акробатической подготовке – абсолютно все! Отсюда и результат. В России ничего этого нет. Поэтому российские юниоры и прыгают по пять метров.

– Это так плохо?

– По мировым меркам это плохо даже для более младшего, юношеского возраста. Ко мне приезжал шведский юноша, у него результат 5,46 м. Сейчас я не вижу, как и где найти в России спортсмена, способного что-то показать уже на Олимпиаде в Лондоне. Россиянам сейчас скорее нужно думать уже о 2016-м, 2020 годах.

– Вы понимаете, что все эти причины, может, и вполне объективные, но за отсутствие результата в Лондоне все равно спросят с вас как со старшего тренера?

– Ну, спросят, а что изменится-то? Невозможно все исправить за миг. Лучший для России выход сейчас – строить специальные интернаты для прыжков. Отбирать туда самых талантливых детей, искать тренеров и ждать.

«НИКАКОЙ ТРАВМЫ У ИСИНБАЕВОЙ НЕТ»

– Последним из российских шестовиков добился результата Евгений Лукьяненко, который выиграл на Олимпиаде в Пекине серебро. Что происходит с Женей в последнее время?

– Сразу после Пекина Лукьяненко перенес серьезное заболевание (врожденную болезнь лимфоузлов. – Прим. ред.), от которой уже третий год не может оправиться. Женя был у меня в Формии этой зимой. Но пока я не увижу у него нормальных физических кондиций, говорить о возвращении в большой спорт бессмысленно.

– А ваша теперь уже бывшая подопечная Елена Исинбаева тем временем не выступает из-за травмы ахилла…

– Я вам гарантирую, что никакой серьезной травмы у Лены нет, – горячо перебивает Петров. – В конце 2010 года она прошла в Монте-Карло полное обследование, которое обошлось в несколько тысяч евро. Оно показало, что Исинбаева абсолютно здорова. Да, потом у нее в ноге началось воспаление. Но с Леной снова работали лучшие врачи сборной Италии. И уже после этого воспаления она выступала.

– Получается, зимний чемпионат Европы этого года она пропустила не из-за травмы? Темная какая-то история вырисовывается…

– Мне сложно судить. Лена говорила, что простыла, что болит нога. Но, возможно, – точно утверждать я не берусь, – она в тот момент уже принимала решение по поводу перемен в своей жизни.

Если у Исинбаевой нет травмы, почему тогда она не выступает? У вас есть предположения?

– Откуда я могу знать? С тех пор как она уехала, мы не общались.

– Как по-вашему, сможет ли Исинбаева на фоне всех этих метаний между странами и тренерами выиграть Олимпиаду в Лондоне?

– Конечно, да! Великих спортсменок, как Лена, никогда нельзя сбрасывать со счетов. Помимо характера и умения трудиться, у нее просто «сумасшедшая» генетика. О чем мы вообще говорим, когда на «Русской зиме» в этом году Лена после всего двух-трех прыжковых тренировок вышла и показала 4,81 м – на тот момент лучший результат сезона в мире? А могла ведь по рисунку прыжка взять и 5 метров! Если человек так прыгает «с листа», представляете, что она покажет после нормального тренировочного процесса?

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

ЛИЧНЫЙ ТРЕНЕР ИСИНБАЕВОЙ ЕВГЕНИЙ ТРОФИМОВ: ИСИНБАЕВА ПОТЕРЯЛА «ЛЕТНОСТЬ»

Нынешний тренер Елены Исинбаевой Евгений Трофимов объяснил «Советскому спорту», почему прима мирового шеста откроет сезон только 16 июля на скромном турнире в бельгийском Хойсден-Зольдере.

– Сейчас все проблемы со здоровьем в прошлом, работа идет строго по плану, – сказал Евгений Трофимов. – Травма ахилла не настолько серьезная, чтобы о ней говорить. Хотя, когда Лена только приехала, полтора месяца у нас ушло на залечивание болячек. Почему, если все в порядке, она сейчас не выступает? Потому что за последние пять лет в ее технике появились нюансы, которые мешают. Говоря нашим языком, Лена потеряла «летность» прыжка. Сейчас мы исправляем это. Решение начать сезон попозже – наше общее. Первый старт в Бельгии – как проверка, которая должна показать, куда двигаться дальше.

Новости. Легкая атлетика