Рекордсменка мира Елена Соболева: Как ни бей, я поднимусь!

Все, что ни делается, к лучшему. Два года назад Елена Соболева на эти слова рассмеялась бы в лицо. Обвинение в подмене допинг-проб и дисквалификация оставили Соболеву, на тот момент лучшую бегунью мира, без Олимпиады в Пекине. Решением Спортивного арбитр
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Все, что ни делается, к лучшему. Два года назад Елена Соболева на эти слова рассмеялась бы в лицо. Обвинение в подмене допинг-проб и дисквалификация оставили Соболеву, на тот момент лучшую бегунью мира, без Олимпиады в Пекине. Решением Спортивного арбитражного суда в Лозанне она на два года и девять месяцев была отлучена от дорожки. Сейчас до возвращения – меньше года. А Соболева, толкая коляску с двухмесячным Илюшей, улыбается: «Все, что ни делается, к лучшему».

«ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ – ВОКРУГ ПРУДА»

В пруду на юго-западе Москвы плавают алые осенние листья. Дети играют в мяч. В коляске посапывает маленький Илья, уже чем-то похожий на маму.

– Вокруг этого пруда – вся моя нынешняя жизнь, – улыбается Соболева. – Днем два раза гуляю с маленьким. А потом еще сама выхожу на пробежку…

Глядя в ее счастливые глаза, язык не поворачивается спрашивать про события двухлетней давности. Когда она искала, но не нашла ответа на вечный вопрос «кто виноват?». Когда почти всерьез спрашивала: «И что теперь – идти работать официанткой?». Тогда казалось, что карьера блестящей бегуньи Соболевой прервалась на взлете и возврата не будет.

– Жизнь – непредсказуемая штука, – в устах Соболевой эти слова не кажутся штампом. – Все получилось очень неожиданно, но теперь в моем мире есть самое дорогое – мой сыночек.

Вы теперь вернетесь? – спросила и тут же осеклась. Удивленный взгляд все говорит без слов.

– Конечно. Не знаю, какая сила сможет меня сдержать. У меня же теперь есть для кого стараться.

Соболева улыбается, и маленький Илья в коляске тоже.

«ПРЕЖНЮЮ СОБОЛЕВУ НЕ ВЕРНЕШЬ»

– Когда я думаю, сколько не успела реализовать в спорте, голова кругом, – ее голос дрожит.– Тяжело уйти, зная, что ничего толком в профессии не сделала. Тогда, два года назад, перед Пекином, я была в фантастической форме.

Но сейчас я думаю, что Олимпиада 2008 года все-таки была не моя. А вот Лондон-2012 – это да! Двенадцать – мое любимое число. Даже этаж, на котором я живу, двенадцатый, – Лена смеется.

– Смотрите по телевизору соревнования, где могли бы выступать?

– По телевизору смотрю все. Но присутствовать на турнирах не могу. В прошлом году еще ходила, но тяжело было. И обидно до слез. Особенно видя не слишком высокие результаты девчонок… Теперь я себе пообещала: следующие соревнования, которые я посмотрю вживую, – это те, где буду участвовать сама.

– Чувствуется, сильно соскучились…

– Этого не объяснить... Когда я бегу, забываю обо всем. Даже сейчас стоит надеть кроссовки, и все уходит: проблемы, заботы… даже мысли о ребенке! Пока была беременной, подолгу гуляла. И постоянно представляла себе, как через несколько месяцев я вот здесь буду бегать. Бег – мое счастье, мое наслаждение. Или, если хотите, болезнь. И сейчас я поняла о нем многое, чего не осознавала раньше.

– Что, например?

– После зимнего сезона-2008 я сказала, что больше не хочу выступать в помещениях. Мол, я мерзну, бегать зимой противно, и вообще надо отдыхать… Сейчас беру те слова обратно. Теперь я буду бегать в полную силу всегда и везде, без отдыха и поблажек. Жизнь в спорте настолько коротка, что нет времени размениваться. Часто сейчас слышу, что кто-то бережет силы, бежит не на результат, а на выигрыш… Я обещаю: буду показывать только максимум.

– Но с бегом когда-то придется закончить. За эти два года вы поняли, как можно жить без спорта?

– Это разные вещи: закончить, когда ты понимаешь, что сделала на дорожке все возможное, или уйти вдруг, на пике. Если у меня сейчас не будет получаться, я сама уйду со спокойной душой. Но вспоминаю те свои ощущения, ту форму, те секунды… Меня же просто срубили!

– Подмена проб была бы невозможна без допинг-офицеров: либо их халатности, либо содействия. Вы знаете, что случилось с этими людьми?

– Ох… – вздыхает Лена. В это время с ближайшего дерева нам под ноги прилетает желтый лист клена. – В том деле я для себя поставила точку. Не знаю и не хочу ничего ни о ком знать. Прежнюю меня уже не вернуть.

«НАЗВАЛА СЫНА В ЧЕСТЬ КОВАЛЬЧУКА»

– Говорят, настоящие друзья познаются в беде. У вас было больше открытий или разочарований в людях?

– Вокруг Соболевой, которая побеждала, было очень много народу. Теперь той Соболевой нет. И на некоторых из тех людей я взглянула по-другому. Но самые близкие остались со мной. И больших разочарований у меня не было. Чувствую, что меня ждут обратно. К подруге в Брянске на стадионе подошел какой-то дедушка с вопросом: «Скажите, а Соболева еще будет бегать? Я так хочу ее увидеть!». После таких слов крылья вырастают.

– После вердикта CAS вы говорили, что не знаете, на какие средства продолжать тренироваться. Как эта проблема решилась?

– Совсем без поддержки я не осталась. Пусть кто-то помогал скорее по-человечески, чем финансово, но это тоже важно. Остался со мной мой тренер Матвей Телятников. Он у нас частый гость. Может, станет Илюшкиным крестным.

– С другими дисквалифицированными девчонками общаетесь?

– Мы плотно общаемся с Дашей Пищальниковой. Появилась масса общих тем с Юлей Чиженко, которая тоже недавно родила. Сейчас обсуждаем не только кто сколько пробежал, но и кто сколько прибавил в весе, насколько вырос, как спал ночью, – Лена смеется, и Илья даже во сне улыбается маминой шутке. – Вместе с Гулей Самитовой (рекордсменка мира в беге на 3000 м с препятствиями. – Прим. ред.) у нас сформировался целый клуб молодых мамочек.

– Почему не берете прыгунью в высоту Анну Чичерову, у которой тоже недавно появилась дочка?

– У Ани принципиально другой вид, и тренировки с ней не обсудишь. К тому же, знаю по себе, ей сейчас не до нас. Я, когда Илья только появился, вообще не понимала, за что скорей хвататься. Почему плачет, когда спит, когда ест, – ужас был, пока привыкла! Это сейчас мы вошли в режим и стало гораздо легче.

– Илья – это в честь богатыря Ильи Муромца?

– Хоккеиста Ковальчука, – смеется Соболева. – На самом деле, как только забеременела, я сразу решила: если мальчик, назову Ильей, а если девочка – Миленой. Почему так – непонятно. Пришло свыше.

 «ЕСЛИ СЕМЕНЯ РАЗБЕЖИТСЯ, НА ДОРОЖКЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО»

Мы идем на очередной круг вокруг пруда.

– Уже вернули в IAAF медали, которых лишились после дисквалификации?

– Да, и рекорды тоже забрали. Но мировой рекорд в помещениях все равно остался мой. Вот так: два у меня отняли, а один стоит. Как ни бей, а я снова поднимаюсь, – улыбается Лена.

– А что делать с возвратом призовых (речь о сумме порядка 140 тыс. долларов. – Прим. ред.)? Ведь если не вернете, вас не допустят к соревнованиям.

– Самый больной вопрос, но… – повисает пауза. – Некоторые люди обещали мне помочь. Надежда теплится, я им верю. Потому что другого пути вернуть эти деньги я не вижу. Если не смогу вернуться, потому что не найду денег, – это самое страшное, что вообще может произойти.

– Допинг-офицеры вас навещают?

– Даже через месяц после возвращения из роддома приезжали!

– Тренировки после рождения ребенка даются тяжело?

– Меня многие пугали, что будет очень тяжело. Но пока ничего особенного не чувствую. В весе не прибавила, бегаю только в свое удовольствие, не обязательно каждый день, и сколько захочу. Есть настроение – пробегу шесть километров, нет – километра четыре. Как положено, я выждала шесть недель после родов, чтобы организм окреп. И сразу, как стало можно, начала бегать. Уже в марте планирую поехать на первый сбор. А Илюшку хочу взять с собой, вместе с няней.

Чемпионат мира на будущий год в корейском Дэгу в ваши планы входит?

– Почувствовать кураж, адреналин большого старта перед Олимпиадой очень хочется. Но форсировать форму не собираюсь.

Самый главный старт моей жизни – Олимпиада-2012 в Лондоне. А в Дэгу… отберусь – хорошо. Нет – ничего страшного. Илье к отборочному чемпионату России еще и года не исполнится. И я не хочу сразу так налечь на тренировки, чтобы потом все отвалилось. Я мечтаю не просто вернуться, а вернуться надолго. Олимпиада-2016 в Бразилии – звучит тоже привлекательно.

– С организаторами престижной серии «Бриллиантовая лига» уже общались? Обычно спортсменов после дисквалификации на свои старты они не зовут…

– Думаю, организаторы «Бриллиантовой лиги» будут руками и ногами упираться, чтобы меня не пустить. Но интересно, если я покажу настоящий результат, – они так же себя поведут? Хотя это непринципиально. На следующий год я в любом случае планирую выступать только на российских стартах. А в олимпийский сезон самое важное – Игры. Будут у меня коммерческие турниры или нет – второстепенный вопрос.

На своем последнем старте перед отстранением, чемпионате России, вы сделали блестящий дубль на дистанциях 800 и 1500 м. На Играх в Лондоне тоже побежите две дистанции?

– Я буду бегать 800-метровку на отдельных стартах. Но на Олимпиаде скорее всего рисковать не стану. Хотя не скрою, мечтаю встретиться на 800 м с Машей Савиновой. Еще два года назад в Валенсии, когда я увидела Машу, подошла к ее тренеру Владимиру Казарину. «Эта девочка будет бегать быстро!» Не важно, что тогда Маша была молодая, зеленая и выступила неудачно. Сам стиль бега у нее идеальный. Савинова – наверное, единственный человек, которому мне не стыдно проиграть.

– А как же южноафриканка Кастер Семеня? Что думаете о ее возвращении?

– Если Семеня побежит в полную силу, нам всем делать на дорожке нечего. То, что она сейчас прибегает восьмой-девятой, мне кажется, чистой воды постановка. Я ничего не утверждаю, я могу ошибаться. Но так думать меня заставляет ее бег. Она же может прибавить в любой момент без напряжения! Если будет Семеня, я точно не побегу 800 м на официальном старте. Какой смысл убиваться, отбираться в финал, чтобы там проиграть человеку, который на две головы выше тебя…

– Вам не жаль африканку? История, когда весь мир обсуждал ее половую принадлежность, похуже, чем ваш скандал с подменой допинг-проб…

– Считаю, людей нельзя жалеть. И я очень редко кого-то жалею.

АНТИКРИЗИСНЫЙ БЛИЦ

КАК ВОССТАТЬ ИЗ ПЕПЛА?

Елена Соболева поделилась своими секретами, как справляться с трудностями.

1. Поставить точку и начать все с нуля.

– Если постоянно грызть себя и вспоминать то, что было, легче не станет. Нужно найти в себе волю перевернуть страничку.

2. Сменить род деятельности и занять каждую свободную минуту.

– Я не представляю себя без бега, но сейчас, занимаясь с ребенком, забываю обо всех прошлых неприятностях. Новая жизнь – новые эмоции.

3. Верить в свою мечту

– Это только кажется, что у меня все замечательно. Вы просто не видите слез, когда я понимаю, что, если мне не помогут вернуть призовые, все закончится, не успев начаться… Лучше не думать о плохом, а верить, что все будет нормально.

ХРОНОЛОГИЯ СКАНДАЛА

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ СОБОЛЕВОЙ ЗАКОНЧИТСЯ 30 АПРЕЛЯ 2011-го

«Советский спорт» вспоминает хронологию допингового скандала, в результате которого Елена Соболева и еще шесть российских спортсменок почти на три года остались за бортом большого спорта.

11 июля 2008 года. На «Мемориале Владимира Куца» в Москве Соболева показывает лучший результат сезона в мире на 1500 м – 3.56,59.

18 июля 2008 года. Соболева становится чемпионкой России на 800 м с лучшим результатом сезона в мире – 1.54,85. Этот результат и сейчас – восьмой за всю историю легкой атлетики.

20 июля 2008 года. Президиум Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) утверждает Елену Соболеву в состав олимпийской сборной России на дистанциях 800 и 1500 м.

31 июля 2008 года. Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) объявляет об отстранении от участия в соревнованиях семи российских легкоатлеток – Соболевой, Татьяны Томашевой, Юлии Чиженко (обе – 1500 м), Светланы Черкасовой (800, 1500 м), Ольги Егоровой (5000 м), Дарьи Пищальниковой (диск) и Гульфии Ханафеевой (молот). Причина – несовпадение ДНК в анализах допинг-проб, взятых в 2007 году.

20 октября 2008 года. Президиум ВФЛА объявляет о дисквалификации Соболевой и шести других спортсменок на два года с момента взятия допинг-проб – то есть с апреля–мая 2007 года.

27 ноября 2008 года. IAAF подает апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне на решение ВФЛА о двухлетней дисквалификации спортсменок. IAAF требует дисквалифицировать Соболеву и остальных на четыре года с момента начала временного отстранения – то есть с 31 июля 2008 года.

22 июля 2009 года. Апелляция IAAF удовлетворена частично. CAS принимает решение дисквалифицировать спортсменок на срок два года и девять месяцев начиная с 31 июля 2008 года. Все результаты Соболевой, показанные после 26 апреля 2007 года, аннулированы. Таким образом, она лишается серебра летнего чемпионата мира-2007, золота зимнего чемпионата мира-2008 и двух мировых рекордов в помещении в беге на 1500 м. Возвращение на дорожку после дисквалификации будет возможно, только если Соболева вернет в IAAF не только медали, но и призовые деньги, заработанные на этих стартах.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Елена СОБОЛЕВА

Родилась 3 октября 1982 года в Брянске.

Специализация – бег на 800 и 1500 м.

Тренер – Матвей Телятников.

Личные рекорды: 1.57,28 (800 м), 3.56,43 (1500 м). Действующая рекордсменка мира в помещениях (3.58,05, показан в 2006 году). Вице-чемпионка мира-2006 в помещениях в Москве. Бронзовый призер мирового легкоатлетического финала (2006).

Все результаты после 26 апреля 2007 года аннулированы. Срок дисквалификации заканчивается 30 апреля 2011 года.

Новости. Легкая атлетика