Призер чемпионата России Алексей Дмитрик: Надоело думать, что я никто

Последняя неделя для Алексея Дмитрика – американские горки. Сначала он выиграл серебро на чемпионате страны и наконец-то отобрался на первенство Европы в Барселону. Потом был исключен из национальной команды тренерским советом. И наконец вернулся в соста
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ДО ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ – 5 ДНЕЙ

Последняя неделя для Алексея Дмитрика – американские горки. Сначала он выиграл серебро на чемпионате страны и наконец-то отобрался на первенство Европы в Барселону. Потом был исключен из национальной команды тренерским советом. И наконец вернулся в состав – вместо олимпийского чемпиона Андрея Сильнова.

«МЕНЯ ПРОКАТЫВАЮТ НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ»

За последнюю неделю Алексей Дмитрик снискал больше славы, чем за все предыдущие десять лет своей карьеры. В ней были золото юношеского чемпионата мира, победа на турнире в Глазго над легендарным Штефаном Хольмом, которая положила конец 16-месячной беспроигрышной серии шведа… Но именно решения Всероссийской федерации легкой атлетики сделали Дмитрика знаменитым.

– Я собираю все публикации о себе за последнее время, – улыбается Алексей. – Если в ситуации с отбором и был хоть какой-то «плюс», это – неожиданная слава. Обидно, правда, что обо мне вспомнили только сейчас, как будто я не прыгал последние лет пять на уровне 2,30 м. Словно у меня не седьмой результат сезона в мире 2,31 м, а какой-нибудь ничтожный прыжок на 2,15! Мечтаю всем все доказать на чемпионате Европы.

– Давайте вернемся на неделю назад. Тогда, став вторым на чемпионате страны, вы сразу сказали, что с отбором будут проблемы. Почему, ведь формально вы на сто процентов проходили в команду?

– Мне 26 лет, я с 2001 года в составе сборной и могу припомнить лишь считанные разы, когда отбор проходил четко, по заранее утвержденным правилам. Достаточно вспомнить 2004 год. Тогда у меня уже был куплен билет в Афины, на Олимпиаду. Главный тренер Валерий Куличенко сказал ясно: если на чемпионате страны попадаешь в тройку, на Олимпиаду едешь. И я стал третьим – представляете, какое счастье для 20-летнего парня! Но в Афины в итоге поехал чемпион мира Вячеслав Воронин, с четвертого места и с худшим, чем у меня, результатом… Для меня это был конец света. Если бы не свадьба – сразу после Олимпиады я женился, вряд ли бы нашел в себе силы прыгать дальше.

– У вас есть объяснение, почему так происходит – чем вы не угодили тренерам сборной?

– Я могу копаться в себе бесконечно: может, я рожей не вышел в конце концов?! Может, нужно было больше выступать на юниорских и молодежных первенствах России… Я же с 19 лет соревнуюсь со взрослыми, потому и титулов чемпиона страны в разных возрастах собрать не успел. Многие советуют перебраться из Санкт-Петербурга в Москву, к тренеру Сильнова и чемпиона страны Александра Шустова Евгению Загорулько. Но я не считаю, что это выход. Потому что Загорулько в последнее время делает ставку именно на Сильнова. И как я смогу бороться за место в сборной, если на меня не будет ставить мой собственный тренер?

МНЕ НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНИЛИ

– Главный тренер сборной Валентин Маслаков рассказывал, что предъявил вам ультиматум: или старт на этапе Бриллиантовой лиги в Монако, или выступление на чемпионате Европы. Что вы ему ответили?

– Лично с Маслаковым я на эту тему не общался. Ехать в Монако мне не советовал старший тренер по прыжкам Виктор Кузин. Это было сразу после завершения соревнований, я взял сутки на размышление. Полночи мы с тренером не спали. Поймите, турнир в Монако мне был нужен не только, чтобы заработать – хотя и для этого, безусловно, тоже. Стипендий я не получаю и живу за счет коммерческих турниров. Мне нужно было лишний раз почувствовать прыжок, посоревноваться с сильнейшими. Но раз тренеры сборной запретили, я отказался. И уже в 12 часов дня на следующий день сообщил об этом Кузину.

– Что было дальше?

– Я ехал домой в поезде. Вечером перезвонил Кузин и сообщил, что на чемпионат Европы я не еду. Просто так, без объяснения причин. Как я прочитал потом в газетах – «не впечатлил». Вот Сильнов, который в очной борьбе мне проиграл, впечатлил, а я – нет! Я с огромным уважением отношусь к титулу олимпийского чемпиона. Но, наверное, он не должен пожизненно гарантировать место в команде. Честно говоря, я знал, что Сильнова просто так за бортом сборной не оставят. Был готов, что между нами устроят дополнительные соревнования, «перепрыжку» – как было перед Олимпиадой в 2008 году. Но чтобы просто так меня не взять…

– Вы знаете, почему спустя сутки тренеры сборной передумали?

– Сейчас я пытаюсь это выяснить. Мне важно знать хотя бы на будущее. Мне кажется, когда принимали решение, эти люди не думали, что решают не только мою карьеру, но и судьбы очень многих близких мне людей: тренера, семьи, друзей… Дочка Алиса перед отъездом в Саранск попросила: «Привези медаль!» А что я ей скажу, когда вырастет? Понимаешь, дочка, папа никогда не участвовал в чемпионатах мира и Европы, потому что его не брали злые дяди?!

– Как вы узнали, что первоначальное решение не брать вас в Барселону изменили?

– На следующий день после возвращения меня обрадовал Кузин. На что я возразил: «А почему я, собственно, должен вам верить? Сегодня вы говорите одно, завтра другое…» Вы знаете, основная проблема нашего спорта – полное бесправие спортсменов. Мне надоело жить с ощущением, что я никто.

«ДОЧКА В ЧЕТЫРЕ ГОДА ПРЫГАЕТ НА ДВА МЕТРА»

– В юниорском возрасте Сильнова вы обыгрывали. Почему потом наступил застой?

– Я не считаю, что результаты на уровне 2,28–2,30 м – это застой. В любой другой стране, кроме России, я бы с такими прыжками мог стать чемпионом. Меня тренирует мой крестный Сергей Кириллов. Мы очень долго искали, за счет чего можно поднять планку. Порой действительно отчаивался: «Неужели 2,30 м – это мой максимум?!» Но в 2008-м пробил стену: уже третий год я улетаю выше, чем 2,30!

– Вашим первым мигом славы был 2005-й, когда вы обыграли легенду прыжков в высоту шведа Штефана Хольма с результатом 2,34…

– Да, и для меня это вдвойне ценно, потому что Хольм – мой кумир в прыжках в высоту! Чем-то мы с ним похожи. Оба невысокого для прыгунов роста – я 1,85, он 1,82 м, отличаемся нестандартным разбегом. Если я буду прыгать за счет силы, как Сильнов, с такими данными ничего не выйдет. Поэтому мой разбег очень быстрый, резкий – я беру свое за счет скорости.

– Ваша жена Екатерина Дмитрик тоже была известной спортсменкой.

– Катя – двукратная чемпионка мира в супермногоборье. Это не олимпийский вид, который объединяет 14 дисциплин легкой атлетики у женщин и 20 у мужчин. Дочка Алиса уже тоже выступает на соревнованиях. В четыре с половиной года пробежала 60 м за 14,70 и прыгнула в длину на 1,55 м. Хотя жена говорит, в разминке улетала и за два метра… Мы с женой днюем и ночуем на стадионе. Алиска постоянно с нами и тоже хочет стартов, медалей, почета.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Алексей ДМИТРИК

Родился 12 апреля 1984 года в г. Сланцы (Ленинградская область).

Специализация – прыжки в высоту.

Тренер – Сергей Кириллов.

Личный рекорд на открытом воздухе – 2,33 м (2009).

Чемпион мира среди юношей (2001). Серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров (2003). Победитель Кубка Европы (2005). Серебряный призер чемпионата Европы в помещениях (2009).

Новости. Легкая атлетика