Призер Олимпийских игр Денис Нижегородов: Хожу по 40 км в день

Мордовские ходоки – мировой бренд, как итальянские теноры или бразильские футболисты. Шутка ли, республика с населением всего 850 тысяч жителей выиграла на последней Олимпиаде в Пекине две золотые медали – лишь на одну меньше, чем вся Россия на зимних Иг
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПЕРСОНА

Мордовские ходоки – мировой бренд, как итальянские теноры или бразильские футболисты. Шутка ли, республика с населением всего 850 тысяч жителей выиграла на последней Олимпиаде в Пекине две золотые медали – лишь на одну меньше, чем вся Россия на зимних Играх в Ванкувере. «Советский спорт» вместе с одной из местных знаменитостей, призером двух Олимпиад Денисом Нижегородовым разбирался, почему мордовские ходоки – лучшие в мире.

У Нижегородова грустные голубые глаза. Для болельщиков он навсегда останется «тем самым несчастным ходоком, кто упал без сил на финише афинской Олимпиады».

— На чемпионат Европы я не поеду, — объясняет Нижегородов свою цивильную одежду и наличие свободного времени. – В феврале получил травму – микроразрыв в двух местах передней поверхности бедра. Скоро собираюсь приступить к тренировкам. Но и пока лечился, времени зря не терял. Не получается в спорте, значит, надо работать головой! В прошлом году получил второе высшее образование – после физкультурного, окончил юридическое отделение нашего университета. А сейчас уже год отучился в аспирантуре.

— В спорте последнее время у вас началась черная полоса: не смогли финишировать на чемпионате мира в Берлине, потом эта травма… Не задумывались, почему так?

— Подождите, все не так плохо! Перед Берлином был еще Кубок Европы во Франции, где я выиграл. Ну а чемпионат мира… Даже машины, бывает, ломаются. Я не могу штамповать победы. Рад, что там выиграл мой товарищ по команде Сергей Кирдяпкин. И еще больше рад, что мордовская школа ходьбы все равно никому не отдала золотую медальку! – оживляется Нижегородов.

— У вас нет ревности к Кирдяпкину – ведь теперь лавры главной звезды марафонской дистанции принадлежат ему, а не вам?

— Нет, ни капли. Мы – одна команда. Два года назад на Олимпиаде в Пекине все было наоборот: Сергея постигла неудача, а я выиграл медаль. Но никто не обиделся. Если уж не получается у меня, я болею за друга, и наоборот. Мы же все из одной школы.

— А если бы в Берлине выиграл россиянин, но не из Мордовии – вы бы поддержали его?

— Нет, тут уже есть элемент соперничества. Мордовская школа Виктора Чегина годами боролась за лидерство в России. Ведь раньше на первом плане были школы Чувашии и Москвы. Но потом там началась смена поколений. Ветераны ушли, а молодых им на смену не подготовили. Чегин же предусмотрел все и планомерно занимался именно молодежью, юниорами. В результате сейчас все сильные спортсмены из Чувашии тренируются у нас, в Саранске. Они потеряли свою школу.

«НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ МЕНЯ ВЫРВАЛО НА КАМЕРУ»

— Момент, когда вы посреди дистанции прошлогоднего чемпионата мира неожиданно зашли в туалет, долго крутили по всем каналам…

— Пусть лучше крутили это, чем как меня выворачивает наизнанку! – смеется Нижегородов. Но мигом серьезнеет. – Не хотел, чтобы меня вырвало прямо на камеру.

— Почему так произошло?

— Организм на пике формы чувствителен к любой мелочи. На дистанции я всегда пью из одной фляжки. Не исключено, что, когда я бросал ее на асфальт, на горлышко могла попасть какая-то грязь. Но все не предусмотришь! Я предупреждал поильщиков, чтобы даже пальцами не дотрагивались до крышечки, я ее сам зубами открываю.

— Встает вопрос, как вы с такими предосторожностями существуете в обычной жизни? Кто готовит вам еду?

— Пока отдыхаю, могу пожарить шашлычок на природе. Но за два месяца до старта тренер запрещает нам есть даже дома, что уж говорить о кафе. Только на базе, где он лично контролирует качество каждого продукта. И не дай бог Чегин увидит на яблоке хоть одну червоточинку! У Виктора Михайловича потому и есть результаты, что он живет нами.

— Расскажите о режиме дня на чегинской базе.

— Если одним словом, все жестко, как в армии. В период подготовки к главному старту подъем в 6.30. К 7 утра собираемся на первую тренировку. Работаем в лесной зоне около полутора-двух часов, я за это время прохожу максимум 16 км. В девять завтрак, до обеда свободное время. В 13.00 обед, потом тихий час, и вторая тренировка – часов в пять вечера. На ней прохожу до 40 км. Полных выходных дней нет. В четверг вместо вечерней тренировки баня, а в воскресенье нет второй тренировки, зато очень тяжелая первая, утренняя.

ГОЛОДНОЕ ДЕТСТВО

— Вам не бывает себя жалко?

— В таком режиме я живу уже 12 лет, привык. Мы сидим по номерам на базе, как монахи в кельях. Когда идут нагрузки, возникает ощущение, что с трассы ты вообще не уходишь. Только тренируешься, кушаешь и все остальное время спишь. Но ладно, мы, мужчины, должны уметь терпеть. Мне жалко не себя, а наших девочек. Порой слышу, как они на тренировках, в жару, дышат в голос, и прямо сердце сжимается… Виктор Михайлович как-то просил привести в центр мою младшую сестру. Но я категорически отказался.

Ваш отец ведь тоже тренер?

— Да, и еще учитель физкультуры в школе. С 12 лет он занимался со мной бегом на длинные дистанции. Я вообще из учительской семьи: мама в той же школе преподавала английский и немецкий. Мы жили в селе, в маленькой двухкомнатной квартире на четвертом этаже панельного дома. В 1997—1998 годах учителям перестали платить зарплату. Мы месяцами сидели без денег.

— На что же вы жили?

— Кушать было нечего. Приходил с тренировки уставший, отец просил мать: «Положи ему побольше». А что она может положить? Картошечки, кабачков, консервов собственного приготовления… Только свой огород и спасал. На самом деле я благодарен, что в моей жизни было такое время. Сейчас я ценю все, что имею. Мы живем с родителями в центре Саранска, в пяти минутах ходьбы друг от друга.

— Мировая известность к вам пришла в 2004-м после финиша Олимпиады в Афинах…

— Знаете, как в песенке про наш олимпийский талисман Чебурашку: «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной…». В один миг для меня все изменилось: после Афин стал знаменитым, а когда из Пекина с Олимпиады возвращался, и вовсе встречали в аэропорту с оркестром. В Саранске на улицах давно узнают. Это приятно, но порой напрягает, когда люди отслеживают каждый шаг: что я купил в магазине, во что одет… Не люблю я этого.

В ТЕМУ

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В АФИНАХ?

27 августа 2004 года на Олимпиаде в Афинах в соревнованиях по ходьбе на 50 км в условиях дикой жары Денис Нижегородов заканчивал дистанцию, теряя сознание. Последние полтора километра его мотало из стороны в сторону. Однако россиянин все же сумел дойти до финиша, уступив первое место лишь поляку Роберту Корженевскому. За финишной чертой россиянин рухнул на дорожку стадиона и потерял сознание.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Денис НИЖЕГОРОДОВ

Родился 26 июля 1980 года в селе Александровка, Республика Мордовия. Специализация – спортивная ходьба, 50 км. Тренер – Виктор Чегин. Действующий рекордсмен мира – 3.34,14 (2008). Двукратный призер Олимпийских игр (2004 – серебро, 2008 – бронза). Двукратный победитель Кубка мира (2006, 2008).

ТРИ МЕЧТЫ ДЕНИСА НИЖЕГОРОДОВА

ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО ЛОНДОНА

Я хотел закончить карьеру еще два года назад, выиграв пекинскую Олимпиаду. Но взял там только бронзу. В коллекции олимпийских наград у меня не хватает только золота! Последний шанс – Игры-2012 в Лондоне. После них я вряд ли останусь в спорте.

БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ

С таким графиком тренировок семейная жизнь несовместима. Семью создам, когда закончу карьеру. Хочу побольше детей, ну, конечно, сколько позволит материальное положение. Мои дети должны иметь все самое лучшее – начиная от игрушек и заканчивая образованием.

ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ

Родители, сестра и бабушка, мамина мама – мой самый близкий круг. Хочу, чтобы они были здоровы.

Новости. Легкая атлетика