Профессор Николай Дурманов: С ней поступили по-свински!

Весь мир ждет результатов специальных тестов 18-летней атлетки из ЮАР Кастер Семени, выигравшей забег на 800 метров на чемпионате мира. В ИААФ сомневаются: женщина ли она на самом деле. Что же такое гендерное несоответствие? Какова процедура тестирования
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ЭКСПЕРТИЗА «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

Весь мир ждет результатов специальных тестов 18-летней атлетки из ЮАР Кастер Семени, выигравшей забег на 800 метров на чемпионате мира. В ИААФ сомневаются: женщина ли она на самом деле. Что же такое гендерное несоответствие? Какова процедура тестирования? На эти и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью ответил бывший глава Российского антидопингового агентства профессор Николай Дурманов.

«НА СЕМЕНИ ПОЖАЛОВАЛИСЬ СОПЕРНИКИ»

– Тема гендерного соответствия возникла около сорока лет назад, когда в спорте было полно девушек, накачанных анаболическими стероидами, – Дурманов начинает беседу с экскурса в историю. – Они были настолько накачаны, что возник вопрос: а это вообще девушки или мужчины? Ответ на него, как тогда казалось, давал ряд специально придуманных тестов. Но позже выяснилось, что все гораздо сложнее. Иногда получалось, что по хромосомам вроде бы человек – мужчина, но на самом деле это не совсем так. И наоборот – комбинация хромосом могла быть женской, а это был мужчина… Поэтому десять лет назад Международный олимпийский комитет решил прекратить тестирование по определению пола человека. Теперь это делается только в тех случаях, если поступает жалоба от соперников или организаторов соревнований.

– Именно так было в случае с южноафриканской бегуньей Кастер Семени?

– Совершенно верно. Поступила жалоба от соперников.

– От кого именно?

– Эта информация закрытая.

– Так это же бомба замедленного действия! Любой проигравший может подать жалобу, и его соперника замучают анализами, вопросами, выставят на всеобщее посмешище…

– Не совсем так. Во-первых, для этой жалобы нужны основания. По этическим нормам не хочу говорить, что именно под этим подразумевается. Отмечу лишь, что одного факта, мол, кто-то быстро бежит или выше прыгает, недостаточно. Ну а, во-вторых, случай с Семени вопиющий. Факт тестирования ни в коем случае не должен был просочиться в прессу. Не она первая исследуется и не она последняя. Но с Семени поступили просто по-свински.

Давайте опустим все: рекорды, цифры, медали. В конце концов это всего лишь спорт. Скажите: как этой девушке – то, что она мужчина, еще никто не доказал – теперь жить со всей этой грязью? Ей всего 18 лет! А Кастер уже испытала такой стресс. И я полностью солидарен с южноафриканской стороной, которая подает протест в комиссию ООН по правам человека. Да, перед ней публично извинился глава Международной федерации легкой атлетики. Но кому от этого легче? Южноафриканка с обложек всех мировых таблоидов не сходит по вине ИААФ!

«МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ПСИХОЛОГОВ»

– Как бы то ни было – тестирование проводится. Что оно из себя представляет?

– Берется множество анализов, которые исследуют эндокринологи, понимающие суть в гормонах и генетике, разбирающиеся в генах и хромосомах. И очень важную роль в этом тестировании играют психологи.

– А они-то здесь при чем?

– Зачастую именно психологи являются конечной инстанцией в длинной цепочке тестирования.

– Как же они определяют, мужчина перед ними или женщина?

– Они ориентируются не только на результаты анализов, хотя те тоже, безусловно, берутся в расчет. Помимо этого, психологи проводят ряд бесед со спортсменом, исследуют его жизнь. В некоторых случаях общаются с родителями и даже с детскими учителями атлета.

– Вы говорили про утечку информации. На днях появились новые данные – у Семени в три раза превышен уровень тестостерона в организме. Что это значит?

– Это значит, что мировая пресса раздувает шумиху, делает преждевременные выводы. Да, мужской половой гормон завышен. Но это абсолютно ни о чем не говорит! Уровень тестостерона у всех разный. Да, у нее есть некое преимущество, потому что тестостерон дает силу, мышцы и выносливость. Но она ни в чем не виновата, если таков ее организм. А то мы скоро додумаемся до того, что в некоторых видах спорта вместо весовых будут вводится тестостероновые категории…

– То есть это может быть природное явление?

– Конечно. Хотя сейчас муссируется тот факт, что тренером южноафриканцев является Эккард Арбайт. 30 лет назад этот наставник работал с восточногерманскими спортсменами. До сих пор некоторые его подопечные заявляют, что в 80-е годы он прибегал к химии. В частности, пальцем на него указывает Хейди Кригер, которая после завершения спортивной карьеры сменила пол и превратилась в Андреаса Кригера. Но и это еще не доказательство. Ведь с тех пор он работал во многих странах, например в Англии, и среди его воспитанников были даже олимпийские чемпионов.

– Но вы сказали, что этот тест не всегда дает четкий ответ на вопрос: женщина это или мужчина. Как быть?

– Находится компромисс. Ведь гены могут прыгать с хромосомы на хромосому, уровень гормонов метаться то в одну сторону, то в другую, психологические характеристики тоже бывают самыми разными. Компромисс в данном случае – это сложение мнений всех специалистов. Они выносят окончательный вердикт.

«У СЕМЕНИ ДОПИНГ? ЭТО ГЛУПО…»

– Мужские гормоны в организме женщины – это допинг?

– Во-первых, в женском организме в любом случае есть некоторое количество мужских гормонов. Допинг – это когда они попадают в организм извне.

– То есть не исключен вариант, что у Семени обнаружат допинг…

– Едва ли. Ведь подобный допинг ловится моментально.

– Его глупо применять? Вы это имеете в виду?

– Не просто глупо, а суперглупо! Сейчас есть приборы, которые способны проанализировать даже микроскопическое количество гормонов и дать ответ на вопрос, возник ли этот гормон внутри организма.

– Вам не кажется, что спорт на грани революции? Раньше мы постоянно говорили о допинге, теперь высчитываем уровень гормонов…

– …а завтра начнем придираться к генам, – дополняет Николай Дмитриевич. – Всем известно, что у многих кенийских бегунов-стайеров есть вариант гена, который позволяет им тратить меньше энергии. За счет этого они могут быть существенно выносливее своих соперников. Так что, их отстранять теперь?! Только я бы не стал говорить про начало чего-то. Это скорее продолжение борьбы с допингом. Просто наука вышла на такой уровень, что старые темы заблистали новыми красками. У людей, кто все это придумывает, в кармане железный аргумент: спорт должен быть чистым и справедливым. Только все идет к тому, что в национальные команды скоро будут в обязательном порядке приглашать специалистов по юриспруденции, этике, нарушениям прав человека…

– Вы, кстати, когда-нибудь сталкивались с гендерным несоответствием?

– Как медик не имею права отвечать на этот вопрос. Это врачебная тайна.

– Хорошо, но в России есть лаборатории, способные проводить подобное тестирование?

– Конечно. Но, будем надеяться, в этом плане они не понадобятся.

– Давайте подведем итог беседе. Мы имеем спортсменку с некоторыми признаками спортсмена, у которой в три раза повышен уровень тестостерона. В допинг вы верить отказываетесь. Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

– Идет тестирование. Оно и ответит на ваш вопрос…

ИЗ ИСТОРИИ СЕКС-КОНТРОЛЯ

С УМА СОШЛИ БОЛЕЛЬЩИКИ ОТ ГЕН И ХРОМОСОМ…

Еще в 30-х годах тема секс-контроля волновала умы поклонников спорта.

Про немецкую прыгунью в высоту Дору Ратьен (четвертое место на Олимпиаде-1936 года в Берлине), любимицу Адольфа Гитлера, было известно, что она обладает чрезвычайно низким голосом и никогда не моется в душе с соперницами. Позже обнаружилось, что после рождения до определенного времени она носила мужское имя Херман. Разгневанный поднявшейся шумихой фюрер отправил «амазонку» в действующие войска.

Гораздо дольше была покрыта мраком биография олимпийской чемпионки на стометровке 1932 года Стеллы Уолш из США (до эмиграции в Америку бегунья выступала за Польшу под именем Станислава Валасьевич). После того как в 1980 году она была убита во время вооруженного ограбления, у нее были обнаружены мужские гениталии.

На Олимпийских играх секс-контроль был введен в 1968 году в Мехико. Однако перед Играми в Сиднее-2000 МОК приостановил генетические тесты. В то же время Олимпийский совет Азии все еще их проводит.

Первой, кто не прошел секс-контроль (в 1967 году), была польская бегунья на короткие дистанции Ева Клобуковска, выигравшая на Олимпийских играх-64 в Токио золотую медаль в эстафете 4х100 м. При этом, как заключили врачи, генетическое отклонение не давало этой спортсменке никаких преимуществ над соперницами.

Испанская барьеристка Мария Патино, внешне похожая на женщину еще менее, чем Семени, в 1985 году также не прошла тест на генетическую принадлежность к женскому полу, но позже была полностью оправдана. Было обнаружено, что ее организм невосприимчив к наличию повышенного уровня тестостерона.

Международная федерация легкой атлетики (IAAF) прекратила проведение секс-контроля в начале 90-х годов прошлого века. Считалось, что, поскольку для обязательного допинг-тестирования забирались образцы мочи, врачи могли визуально определить пол тестируемого.

Во время Олимпийских игр в Атланте в 1996 году не прошли первичный тест на половую принадлежность сразу восемь атлетов. Позже по результатам физиологического медосмотра все они были восстановлены в своих правах.

Если IAAF признает Кастер Семени мужчиной и отнимет у нее медаль, это будет всего вторым в истории спорта случаем такого рода. Прецедент был создан совсем недавно. На Азиатских играх 2006 года не прошла гендерный контроль завоевавшая серебро на 800-метровке Санти Сударайан из Индии. Первоначально ситуация не имела мощного резонанса в силу относительно скромного статуса бегуньи и соревнований. В сентябре прошлого года она пыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спасли. Сейчас Сударайан работает тренером.

Любопытно, что в 1980-х много всевозможных слухов было вокруг великой чехословацкой бегуньи Ярмилы Кратохвиловой, специализировавшейся как раз на 800-метровке. Ей до сих пор принадлежит мировой рекорд на этой дистанции, хотя установлен он был в 1983 году. И до времени Кратохвиловой 26-летней давности – 1.53,28 – далеко даже Семени (1.55,45).

Особняком стоит случай с толкательницей ядра Хейди Кригер, которая была членом женской легкоатлетической сборной ГДР, а впоследствии оказалась… Андреасом Кригером. То есть ее, как и многих других спортсменок тех годов, врачи бесконтрольно кормили огромными дозами андрогенных стероидов и анаболиков. По этой причине или по какой-то другой Хейди всегда ощущала себя мужчиной, а в 1997 году, уйдя из большого спорта, сделала операцию по коррекции пола. Сейчас Кригер проживает в Магдебурге, он владелец единственного в городе магазина по продаже военной формы и походного снаряжения, женат на бывшей пловчихе Уте Краузе, растит дочь.

ПРОЧИТАНО В «THE TIMES»

«ОНА НИКОГДА НЕ НОСИЛА ПЛАТЬЯ…»

Эрик Модиба, директор школы в Нтеме (ЮАР), заявил, что бегунья Кастер Семени всегда отличалась от своих сверстниц: не носила платьев, играла в футбол с мальчишками, сообщает «The Times».

«Когда Кастер была девочкой, то однажды у нее отобрали медаль после жалобы учителей, что она является мальчиком. Однако я настоял на том, чтобы ее признали победительницей. Довольно часто ее проверяли на соревнованиях между школами.

Она всегда была крепкой и играла с мальчишками. Ей нравился футбол, она носила брюки и никогда – платья. Я только со временем понял, что она девочка. Из-за ее внешнего вида у нее иногда случались проблемы, но у немногих хватало смелости дразнить ее», – цитирует Модибу «The Times».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

В 18 ЛЕТ ТАКИЕ СЕКУНДЫ НЕ ПОКАЗЫВАЮТ!

Как уже сообщал «Советский спорт», в беге на 800 метров с большим запасом победила представительница ЮАР Кастер Семени. Только золотую медаль у нее могут забрать – представители ИААФ ждут результатов специальных тестов, чтобы удостовериться – действительно ли спортсменка является женщиной. А пока ее технику бега внимательно изучила наш эксперт – рекордсменка страны на этой же дистанции Елена Соболева*.

– Сразу скажу, что лично я ни разу не сталкивалась с тестами на гендерное несоответсвие, – поясняет Соболева. – Хотя, говорят, раньше они были обязательными в легкой атлетике.

В случае с Семени этот тест решили провести. Удивляться этому не стоит. Достаточно взглянуть на технику бега спортсменки из ЮАР. Или точнее сказать, что этой техники нет вообще.

Кастер очень странно бежит. Шлепает по дорожке, ступни почти нет, вся нагрузка на пятки, ноги немного полусогнутые. При таком стиле спортсмен должен быть очень сильным, чтобы показать хорошие секунды. Так, невзирая на это, бегунья из ЮАР добилась отличного результата! Причем я не заметила на ее лице никакой усталости после финиша. Хотя ее скорость вообще не менялась по ходу дистанции. Она как робот начала свое движение и не сбавляла темпа. Даже было ощущение, что она запросто может прибавить и специально сама себя сдерживает.

Я вспоминаю себя в 18 лет. Бегала близко к уровню мастера спорта – 2.06, 2.07. Да на 800-метровке в этом возрасте спортсменов вообще не перегружают, организм-то растет. По-настоящему профессиональные тренировки начинаются гораздо позже – где-то в 21 год. У нас ведь куда более возрастная дисциплина, чем тот же спринт. А тут в 18 лет совсем не детские секунды! Давайте откровенно, если Семени оставят в большом спорте – делать на этой дистанции больше нечего. О чем говорить, когда действующая олимпийская чемпионка финиширует второй и радуется как ребенок. Очень странно все это.

Интересно, чем закончится расследование Международной федерации легкой атлетики. Вспоминаю свое первое впечатление: увидев предварительный забег спортсменки из ЮАР, сразу подумала, что она выиграет, но золото отберут. Но так категорично сейчас говорить не хотела бы. В жизни ведь всякое бывает. Может, тест окажется отрицательным, и эта девочка продолжит карьеру. Уже в качестве чемпионки мира.

*Рекордсменка мира в беге на 1500 метров.

Новости. Легкая атлетика