Олимпийский чемпион-2004 Юрий Борзаковский: Я проиграл из-за допинга? Смешно! Знаменитый бегун дал первое после августовского фиаско на олимпиаде интервью

Если мобильный телефон олимпийского чемпиона Афин отключен, то единственный способ его отыскать – приехать в подмосковный Жуковский на стадион «Метеор», а там первый же работник спортивной арены любезно подскажет: «Да вот же он, наш Юрочка, на лавочке ко
news

ПЕКИН-2008: РАЗБОР ПОЛЕТОВ
ТОЛЬКО У НАС!

Если мобильный телефон олимпийского чемпиона Афин отключен, то единственный способ его отыскать – приехать в подмосковный Жуковский на стадион «Метеор», а там первый же работник спортивной арены любезно подскажет: «Да вот же он, наш Юрочка, на лавочке кого-то ждет. Пойдемте, провожу вас».

Юрий Борзаковский очарователен, как Джеймс Бонд. Подтянут, голливудская улыбка на лице, модная бейсболка. Коллеги предупреждали: у Борзаковского очень сложный характер, и к репортерам он относится чрезвычайно осторожно. Не знаю. После нашей беседы у меня создалось другое впечатление о человеке: Юрий был предельно откровенен.

– Пойдемте в холл стадиона, там спокойно поговорим. Правда, времени у меня не так много. Минут через 40 должен бежать. Дел накопилось по горло, – сразу предупреждает Борзаковский.

НАКРЫЛА АККЛИМАТИЗАЦИЯ

– Юрий, от вас в Пекине ждали золотой медали или как минимум места на пьедестале. А вы даже не смогли пробиться в финал на дистанции 800 метров. Больно было возвращаться домой ни с чем?

– Прилетел в Москву, мягко скажу, не в очень хорошем настроении. Ведь планировал триумф. Я хотел выиграть эту Олимпиаду. Даже больше – готов был ее выигрывать. Я четко понимал, что произошло и почему именно так произошло. Причина поражения лежала на ладони. В день соревнования меня накрыла жуткая акклиматизация. С самого утра почувствовал себя не в своей тарелке. Погода в этот день выдалась «неборзаковская».

– Ваш организм так чувствительно реагирует на перемены погоды?

– Так и есть. До Китая внезапный упадок сил частенько случался на тренировках. Порой сил просто не было. Не мог из себя выжать скорость. Знаете, я действительно нехорошо себя чувствую, когда на улице дождь или сильный ветер. Тогда могу не сомкнуть глаз всю ночь, просто нахожусь не в своей тарелке. Это доказывает десятилетняя практика моих выступлений. Такой упадок сил почувствовал, к огромному сожалению, именно в полуфинале Олимпиады.

– То есть пробейся Борзаковский в финал, на следующий день все могло сложиться по-другому? Или все-таки были определенные проблемы в подготовке?

– Абсолютно уверен, если бы прошел этот злополучный полуфинал, потом все сложилось бы по-другому. Но что сейчас об этом говорить? Пекин позади. Что касается подготовки, то со всей ответственностью хочу заявить, что мы все делали правильно. И если сейчас начали бы готовиться к Олимпиаде заново, то все делали по тому же сценарию.

– А как же чудо-рывок Борзаковского? Почему вы предприняли ускорение не на финише, а в середине дистанции?

– Да поймите вы: не было никакого рывка! На него просто не хватило сил. Это скорее был тяжелый, затяжной финиш. Я ничего не мог поделать со своим организмом.

– После таких поражений многие спортсмены ломаются...

– Не дождетесь. Я пережил свою неудачу, которая только закалила меня и сделала сильнее.

– Тяжело было смотреть по телевизору, читать в газетах, как награждают новоиспеченных олимпийских чемпионов – солидными денежными премиями, шикарными авто?

– Осадок был. Чего тут притворяться. Я победитель по психологии. Хочется быть наверху. Но с другой стороны – очень радовался за ребят. Реально. Нет в этих словах желчи. И еще подумалось: слава богу, что меня туда не пригласили.

После Игр в Афинах я два месяца откровенно мучился. Приемы, пресс-конференции, интервью. Так тяжко мне никогда не было. Это намного сложнее, чем тренироваться на износ. Тогда только мечтал о том, чтобы поскорее все эти приемы закончились.

– Но ведь бремя славы намного легче, чем переживания проигравшего?

– Не стал бы такого утверждать. Если вы за меня переживаете, поверьте, что я сейчас в полном порядке.

«МЕНЯ ОБВИНЯЮТ ДИЛЕТАНТЫ»

– После Олимпиады в некоторых СМИ писали: Борзаковский специально не стал выходить в финал, потому что был уличен в применении допинга и, победи он в Пекине, его «дело» было бы предано широкой огласке и закончилось бы громким скандалом…

Еще бы я серьезно относился к людям, которые ничего не понимают в спорте! Какой-то дилетант запустил эту «утку» в Интернете, и пошло-поехало. Сейчас, как показывает практика, на допинге ловят всех, кто использует его в своей подготовке. Скажите сами, вы поехали бы на Олимпиаду, зная, что вас поймают? Стали бы применять допинг в таком случае? Какой смысл?

– Злые языки утверждают: сначала Борзаковскому гарантировали, что его не уличат в применении допинга, а потом дали задний ход. Давай мол, проигрывай, Юра, иначе клеймо на всю жизнь!

– Какая чушь! Мне даже не обидно слышать такую ересь, а просто смешно. Во-первых, за день до большого старта человека несколько раз проверяют. И обманом проскочить никак не удастся. Во-вторых, всех членов сборной России в Иркутске «сканировали» перед самой Олимпиадой. Все анализы были отрицательными. Кому выгодно везти «грязного спортсмена»?

Хочу закрыть этот вопрос раз и навсегда. В причинах моей пекинской неудачи нет ничего общего с допингом. На протяжении десяти лет ни разу не принимал никаких стимуляторов. Потому результаты были стабильны.

Допинг может помочь раз-два, а потом наступает спад. А я стремлюсь вверх.

– Перед Олимпиадой случился страшный допинговый скандал. Сразу семь наших легкоатлеток остались вне Игр…

Мне не хотелось бы комментировать эту ситуацию. Просто потому, что я о ней ничего не знаю. Почему это случилось именно с российскими спортсменами? Наверное, это кому-то было выгодно. Кому? Я не стал глубоко вникать в суть вопроса. У меня шла полным ходом подготовка к Олимпиаде. Пришлось только посочувствовать девушкам.

– Но на их месте мог оказаться…

– Чем я мог им помочь? Сейчас этим спортсменам снова разрешают выступать. Только кто вернет девчонкам Пекин?

– С кем-нибудь из семерки отвергнутых общались в разгар скандала?

– С Леной Соболевой.

– Плакалась в трубку?

– Зачем вы так? Что ей оставалось делать? Человек собрался ехать на Олимпиаду за золотом. За своим первым олимпийским золотом. И тут такое. Поддержал, как мог. Сказал, что сейчас это нужно пережить. Просто пережить. Хотя прекрасно понимал, как это непросто.

– Что ужаснее: не поехать в Пекин из-за чьих-то грязных дел, чувствовать себя несправедливо наказанным или не выйти там в финал?

– Завсегда лучше попасть на Олимпиаду. Игры ни с чем не сравнить.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ: ПОБЕДА В ЛОНДОНЕ

– У вас есть друг, профессиональный диджей. Знаю, что и вы осваиваете эту профессию…

– Я уже научился почти всему – ничего сложного. В обращении с аппаратурой для меня, конечно, еще есть скрытые нюансы. Но это дело времени.

– Смогли бы дискотеку провести самостоятельно?

– Да, легко. Но мне хотелось бы музыку писать, а это уже сложнее. Сочинять именно на компьютере, для этого нужны как минимум синтезатор и несколько людей. На это сейчас нет времени. А я если за что-то берусь, то обязательно довожу дело до конца. Так что в перспективе могу попробовать себя в роли композитора.

– Чем занимались после Олимпиады, тренировались?

– Если можно назвать футбол тренировкой, то да. Много бегал по полю, – смеется Юрий. – Мне очень по душе эта игра.

– Вы из футбола пришли в легкую атлетику. Не поступи так опрометчиво – глядишь, играли бы в сборной Гуса Хиддинка…

– Ну, уж не знаю, не мне судить об этом. Но забивать голы мне очень нравится. В моей команде сильные защитники. За тылы спокойны, потому смело бегу вперед.

– За какой клуб болеете в премьер-лиге?

Любимой команды нет. Переживаю за сборную России. Надеюсь, что она попадет на чемпионат мира.

– В отпуск съездили?

– Конечно! Был с семьей и друзьями в Египте две недели. Сил набрался, голова очистилась. Забылся. Много плавал. Вернулся с новыми силами. Нужно теперь доказать, что после такой неудачи можно подняться заново.

– Когда приступите к активным тренировкам?

– С 3 ноября начнем работать в усиленном режиме.

– Вам по силам выиграть Олимпиаду в Лондоне?

– Это главная цель мужчины борзаковского возраста! – фирменно «спуртанул» Юрий на финише нашей беседы.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Юрий БОРЗАКОВСКИЙ
Родился 12 апреля 1981 года в поселке Кратово Московской области.
Рост 182 см, вес 72 кг.
Основная специализация – бег на 800 м. Олимпийский чемпион (2004). Двукратный серебряный призер чемпионата мира (2003, 2005). Чемпион мира в закрытом помещении (2001). Чемпион Европы в закрытом помещении (2000). Обладатель Кубка Европы (1999, 2002). Бронзовый призер чемпионата мира в закрытом помещении (2006). Многократный чемпион России. Трехкратный рекордсмен мира среди юниоров.
Тренер – Вячеслав Евстратов.
Женат. Имеет двоих сыновей.

Новости. Легкая атлетика