Олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева: Думаю уйти в спринт! В редакции «Советского спорта» прыгунья сделала сенсационное заявление

В Пекине Татьяна Лебедева покорила всех. Своей выдержкой, интеллигентностью. Улетев в последней попытке в прыжках в длину на 7,03, что на один сантиметр меньше, чем у бразильянки Моррен-Хига Магги, она не ушла в себя, не стала винить судей, которые вполн
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

В Пекине Татьяна Лебедева покорила всех. Своей выдержкой, интеллигентностью. Улетев в последней попытке в прыжках в длину на 7,03, что на один сантиметр меньше, чем у бразильянки Моррен-Хига Магги, она не ушла в себя, не стала винить судей, которые вполне могли ошибиться, а просто поздравила победительницу. Но на минувшей неделе Татьяна удивила еще больше, заявив в редакции «Советского спорта» о своем возможном переходе в спринт. Мол, надо что-то новое попробовать!

РАЗМИНКА ЗА 500 РУБЛЕЙ

Татьяна Лебедева – самый нетипичный миллионер из всех, с кем когда-либо доводилось общаться. А таких собеседников было немало. В спорте, особенно в футболе, хоккее и баскетболе, долларовым счетом с шестью нулями не удивишь. Так вот Татьяна отличается от них коренным образом.

Скромная, вежливая, обаятельная, разъезжающая по Москве на метро, а не на громадных «Ленд Крузерах» и «Инфинити». И это при том, что, помимо миллиона долларов, выигранного в «Золотой лиге», у нее солидные гонорары за каждое выступление, будь то Швейцария или Китай. Но стоит с ней заговорить о деньгах, как россиянка немного меняется в голосе и, словно извиняясь, произносит: «Я даже не видела выигранного миллиона. Это неприкосновенный запас. У нас же, когда спортсмен заканчивают карьеру, его списывают. А ведь многим нужны операции, организм долгие годы работал на износ. В общем, деньги еще пригодятся».

Перед началом «Прямой линии» за чашкой чая успеваем обсудить выступление китайцев. Как выясняется, Татьяна нисколько не удивлена их доминированием, но при этом считает, что они никогда «не выстрелят» в легкой атлетике, потому что это не их вид, здесь изворотливость не требуется.

И еще один плюс китайцев – отношение к спорту. «У нас оно тоже меняется, – поясняет спортсменка. – Президент и премьер-министр сейчас очень многое делают, но отдельные случаи выбивают из колеи. Вот вам пример: прихожу я за два дня до турнира «Вызов России» в детский городок в «Лужниках», где, собственно, и должны были пройти соревнования. Говорю местным работникам: я у вас тут побегаю, поразминаюсь. А мне в ответ: нельзя, только за деньги! Я отвечаю, мол, вы что? Я же выступаю здесь через два дня! Приходит директор стадиона, который просто убивает: «У вас завтра официальная тренировка, а сегодня 500 рублей!». Заплатила из принципа и чек взяла. Но это дикость, после такого тренироваться не было никакого желания».

Не могли мы обойти и тему «пьяного» выступления прыгуна в высоту Ивана Ухова, тем более что Лебедева была на тех состязаниях в Швейцарии. «Мы разговаривали с Иваном вечером после этого эпизода. Конечно, ему стыдно, но он сам не особо понимает, как такое произошло. Может, выпил немного, чтобы сбить волнение, а потом, как говорит, «сел в автобус перед стартами и больше ничего не помню…».

А еще мы успели выяснить, что помимо спорта у Татьяны масса увлечений. Главное – книги, но о них разговор отдельный, чуть позже. При этом совсем недавно вместе с прыгуньей в высоту Еленой Слесаренко она поступила в дипломатическую академию. «Сдавали английский и историю, – делится олимпийская чемпионка. – Позанимались с репетитором и поступили. Правда, пропускать занятия из-за соревнований все равно иногда приходится. Поэтому мы с Ленкой диктофон купили. Вот, вчера ее не было на парах, а я кнопочку нажала, когда преподаватель говорил, и теперь она вернется и ничего не пропустит».

До начала «Прямой линии» остается пять минут, и мы направляемся в конференц-зал…

«ЦИНИЧНОЕ ПОШЛО ПОКОЛЕНИЕ»

– Добрый день, вас беспокоит Андрей Степаненко, – не успеваем расположиться, как раздается первый звонок. – Хотел бы вас поздравить с двумя серебряными медалями и поинтересоваться: как к вам относились китайцы в Пекине?

– Отлично. Причем россиян поддерживали как-то по-особому, с теплотой. Может, потому, что в легкой атлетике маловато своих спортсменов было, и они просто находили себе кумиров и болели за них. Но мы чувствовали, как трибуны гонят нас вперед. Они хотели, чтобы каждый пробежал быстрее, прыгнул дальше или выше…

– Есть мнение, что в Пекине мы «проели» последний советский задел. А дальше – пустота. Согласны?

– Сейчас мы можем видеть новое поколение. Спортсмены, которым по 22 года, уже не застали советские спортшколы. Знаете, у них совсем другая психология. Нас воспитывали на патриотизме, а сейчас все больше атлетов «заточены» на получение прибыли. Я их ни в коем случае не осуждаю, ведь надо как-то семьи кормить. Я к тому, что жизнь изменилась.

Помню, как в 88-м году уговорила маму подписаться на «Советский спорт». Тогда это было дорогое для нас удовольствие – 9 рублей 20 копеек, если не ошибаюсь. Но сколько эмоций за эти деньги я получила! Сколько воспоминаний! Я толком не помню, что было на Олимпиадах в 1992 или 1996 году, а про 88-й могу рассказывать часами. Даже специальную тетрадь завела, куда наклеивала вырезки из газет с интервью великих спортсменов.

Мы пытались быть похожими на звезд. Сейчас же более циничное поколение, все с бизнесменской жилкой. Мы прыгаем на характере, потому что не умеем проигрывать, а они – с целью получить гонорар. Это бросается в глаза. Даже когда общаешься, чувствуешь, что совсем другой взгляд.

– Так дальше будет лучше или хуже с точки зрения результатов?

– Не могу сказать. Одно ясно: будет по-другому. Давайте подождем восемь лет, когда подрастут дети, которым уже сейчас, особенно в регионах, есть где заниматься. Тогда и получим ответ на ваш вопрос.

– А что же будет через четыре года?

– Возьмем свои медали в борьбе, художественной гимнастике, синхронном плавании.

«ЧЕМПИОНАТ РОССИИ В СПРИНТЕ ВЫИГРАЮ В ДВЕ СЕКУНДЫ»

– Это Наталья Соловьева из Челябинска. Хотела бы искренне поблагодарить вас за ваши победы. А кем видите себя после спортивной карьеры?

– У меня каждый день планы меняются. Но от спорта далеко уходить не хочу. Вот, например, на днях предложили возглавить комитет по физкультуре и спорту в Волгоградской областной думе. Хочется заняться пропагандой здорового образа жизни, но попозже.

– Вы как-то сказали, что после Игр в Пекине хотите попробовать еще один вид в легкой атлетике. О чем шла речь?

– У меня очень хорошая скорость. Выше 10 метров в секунду. При этом всегда была мечта – побегать 60, 100 метров. Но тренер запрещает. Мол, закончишь, тогда хоть в горные лыжи иди или в бобслей. Иначе вся техника разбега нарушится. Вот и есть мысль теперь в спринтеры пойти.

– Вы шутите?

– С чего вы взяли?! Если я начну сейчас заниматься, то выиграю чемпионат России в две секунды, пусть наши спринтеры не обижаются. Только начинать надо с 60 метров, потому что у меня разбег 40, а на тренировках мы до 60 отрабатываем. А вот под сотню надо немного другую тактику, чтобы не травмироваться, там же набегания идут в конце дистанции. Главное – решиться, ведь придется жертвовать прыжками. То есть быть уже не на ведущих ролях в мире. Согласитесь, попасть на чемпионате мира в спринте в финал – уже достижение.

– И какова вероятность вашего перехода в спринт?

– Этой зимой точно не буду ничего менять, а вот следующей почти наверняка попробую побегать. Может, сразу разочаруюсь, но, глядишь, понравится.

– Это поклонник вашего таланта Валерий Анатольевич Бражник из Москвы. Всегда переживаю за ваши результаты, которые в этом году получили серебряный оттенок. С чем это связано?

– Я всегда находила минусы в своих выступлениях. Так было в Сиднее и Афинах. Но после Пекина прошел уже месяц, а я не могу придраться к себе. Сделала все, что должна была. Избавилась от травм, полностью прошла тренировочный процесс, выполнила установки тренера. Я показала хороший результат, но соперницы оказались еще сильнее. Плюс должна улыбаться фортуна, которой в Пекине не было. Отношусь к этому философски: значит, потом повезет. Раз на небесах решили, что надо пройти еще одно испытание, значит, буду его проходить.

– Что почувствовали, когда увидели, что в Пекине в последней попытке прыгнули за семь метров?

– Прыгнула, посмотрела на след и сразу поняла: будет 7,03 или 7,05. Один результат не поставят. Всегда смотрю, куда судьи ставят отметку, а на этот раз специально отвернулась и стала глядеть на табло. И когда высветилось 7,03, жутко обидно было. Расплакалась тут же. Первая мысль: Олимпиада закончилась, а я с двумя серебряными наградами. Мне Оксана Удмуртова, которая тоже прыгала, говорит: «Успокойся, не показывай эмоции перед камерами». А мне все равно было. Я кричала: «Ну почему судьба так жестока? Почему один сантиметр?». И вот, поревев, я пошла в смешанную зону. В этот момент меня как отпустило. Не зря говорят, что надо выплакаться.

– Раньше вы когда-нибудь один сантиметр проигрывали?

– Нет. Выигрывала два, проигрывала два… Ну, случилось и случилось. Если сейчас думать об этом сантиметре, то можно себя в такую депрессию вогнать – мало не покажется.

– Судьи могли ошибиться?

– Конечно, могли. И даже неумышленно. Ничего страшного, жизнь продолжается.

«А ИЗ ГОЛОВЫ СИГНАЛ: ОТДЫХАТЬ!»

– Здравствуйте, вас беспокоит Превезенцев Александр из Рязани. Хочется выразить признательность за ваш труд, а вопрос у меня такой: где вы берете силы после Олимпиады?

– Особенно тяжело было в 2000 году, когда у меня сложился первый столь длинный сезон. Тогда я не понимала, зачем мне все это надо. Ведь главный старт четырехлетия прошел. Организм был еще в хорошей физической форме, а из головы пошел сигнал: отдыхать! Но сейчас понимаю, что я профессионал и у меня еще много турниров, на трибунах сидят болельщики. Надо выбросить куда подальше эту усталость и терпеть.

– Здравствуйте, это Борис Мишуров. Какая вы по характеру?

– Взрывная! Почти все прыгуны такие. Мы до поры до времени спокойные, а потом как наломаем дров! А еще я всегда была мальчишницей. Даже пацанам доказывала, что не самая слабая. И принцип двора – выживает сильнейший – пригодился мне в спорте.

– Вы планируете поехать на Игры в Лондон?

– Я была уверена, что поеду в Сидней, потом в Афины. А теперь не хочу загадывать. Буду настраиваться на следующий год, потом на 2010-й. И если пройду этот период без травм, то не исключаю, что поеду в Англию.

– Вас беспокоит Владимир Кулагин из Подмосковья. Какой любимый предмет был у вас в школе? Физкультура?

– Вовсе нет! Литература. У нас и класс с литературным уклоном был. Ни минуты без книжки провести не могла. В поездах, автобусах, самолетах – везде читала. И в итоге посадила зрение. Я же раньше прыгала в высоту, и дошло до того, что не видела планку. А линзы тогда были такие, что глаза от них становились краснющие. Чтение же и моя любознательность привели к тому, что я захотела стать журналисткой. Уже начала узнавать, как поступить в Башкирский государственный университет.

– Что заставило передумать?

– Для поступления нужны были заметки в газетах, а у меня никаких связей не было.

ДЕНЬГИ ОТ ХОМЯКОВ

– Какие книжки в детстве были самыми любимыми?

– Разные. Все подряд читала. Можно сказать, ночевала в библиотеке. Библиотекарь порой даже куда-то убегала, а меня оставляла вместо себя. Плюс я доставала самые редкие книги, да и друзья всегда какие-то новинки дарили. Того же «Мастера и Маргариту» Булгакова я прочитала еще в шестом классе – брат на 8 Марта подарил. А когда появились первые собственные деньги, вообще скупала все, что могла.

– Деньги от спорта?

– Да вы что! От хомяков!

– Каких хомяков?!

– Я их разводила дома. Штук сорок у меня было. Скрещивала, получала разные расцветки. Это целая наука.

– Вернемся к прыжкам. Как же вы без зрения прыгали?

– Вот так и прыгала. В 1998 году забыла линзы в гостинице в Италии, а мне сразу ехать во Францию. Подруги по команде начали привязывать резинку к очкам, но все равно прыгать нереально. В общем, соревновалась на ощупь. Примерно знала, за кем моя очередь, и просчитывала разбег. После прыжка даже не видела свой результат на табло. Девчат спрашивала… С тех пор у меня правило: если линзы есть – все остальное не страшно.

...Отведенное время давно вышло. Через три часа у Татьяны самолет в Шанхай, где должен пройти очередной этап Гран-при (В субботу Татьяна Лебедева без проблем выиграла Гран-при Шанхая, улетев во время тройного прыжка на 14,83…). Напоследок просим гостью попозировать – совершить тройной прыжок в коридоре редакции. Татьяна разбегается, да так, что наших сотрудников отбрасывает воздушной волной. Точно выиграет чемпионат России на 100-метровке!

– А вы меня до метро не подвезете? – скромно просит спортсменка...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Татьяна ЛЕБЕДЕВА
Родилась 21 июля 1976 года в Стерлитамаке.
Дисциплина: прыжок в длину, тройной прыжок.
Достижения: серебряный призер Олимпиады в Сиднее (2000) в тройном прыжке, победитель Олимпиады в Афинах (2004) в прыжке в длину и бронзовый призер в тройном прыжке, серебряный призер Игр в Пекине (2008) в прыжке в длину и тройном прыжке. Четырехкратная чемпионка мира в тройном прыжке (2001, 2003, 2004 – в залах, 2006 – в залах ), двукратная чемпионка мира по прыжкам в длину (2004 – в залах и 2007).
Лучшие результаты: 7,15 (длина), 15,34 (тройной).

Новости. Легкая атлетика