Олимпийский чемпион в беге на 800 метров Юрий Борзаковский: Юрий Жирков – настоящий марафонец!

Ира Борзаковская с трибуны казанского стадиона с ужасом взирала на то, как ее мужа пытаются разобрать на сувениры. Сразу после финиша своего победного бега на 800-метровке на чемпионате России Юрий Борзаковский попал в окружение восторженных поклонников
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. ДО ОЛИМПИАДЫ – 17 ДНЕЙ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Ира Борзаковская с трибуны казанского стадиона с ужасом взирала на то, как ее мужа пытаются разобрать на сувениры. Сразу после финиша своего победного бега на 800-метровке на чемпионате России Юрий Борзаковский попал в окружение восторженных поклонников и вырвался из него только через полчаса. А спустя еще 40 минут дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Советского спорта».

СИДНЕЙСКАЯ ОШИБКА

– Ваша жена традиционно сопровождает вас на чемпионатах России. А как же сыновья? – интересуюсь у Борзаковского, когда мы с ним прогуливаемся по тренировочному манежу в ста метрах от стадиона.

– Старший, Ярослав, у одной бабушки, младший, Лев – у другой. Кстати, Ярик звонил перед стартом, пожелал удачи.

– Стоя на пьедестале в Афинах, вы вспоминали своего сына. Нет планов взять Ярослава в Пекин?

– Вы знаете, он все время просит: «Папа, поехали на Олимпиаду!». Правда, как выяснилось, под «Олимпиадой» он подразумевает любые соревнования, в которых я участвую. Но в Китай не поедет даже Ира. Слишком много будет суеты, лучше спокойно по телевизору посмотреть.

– В Сиднее накануне финала на 800-метровке вы пошли гулять и заблудились. С Пекином тоже собираетесь ознакомиться перед выходом на старт?

– Не-ет, такого больше не повторится! – смеется Борзаковский. – Тогда, восемь лет назад, это была моя главная ошибка – из-за этой моей «экскурсии» вечернюю тренировку провел на четыре часа позже, чем планировалось, и на следующий день на финише это сказалось. По Пекину, если честно, ходить особо не планирую – приеду за два-три дня до выхода на дорожку, а через день после финала уеду.

10 ДНЕЙ НА АДАПТАЦИЮ

– Сравните свои ощущения перед сиднейскими Играми, перед афинскими четыре года спустя и сейчас.

– Сидней – это как поход в начальную школу. Набил шишек, понял, что нужно делать, а что нет. В общем, получил хороший жизненный урок. В Афины ехал с ощущением: сделаю все, что могу, а там – будь что будет. Сейчас мысли примерно такие же, но легче психологически – олимпийским чемпионом я уже стал и на всю жизнь им останусь.

– Планируете еще где-то выходить на старт до Олимпиады?

– Да, 22 июля собираюсь пробежать 1000 метров в Стокгольме. 29-го, возможно, отправлюсь в Монте-Карло, хотя тут вопрос пока открыт. А затем – в Иркутск, на последний сбор.

– Татьяна Лебедева говорила мне, что ей для адаптации к другому часовому поясу нужен один день. А вам?

– О-хо-хо! Мне нужно дней десять. Отоспаться, прийти в рабочее состояние.

– Китайская жара не пугает? Для «средневиков» это, на мой взгляд, очень критично.

– Вы знаете, перед прошлогодним чемпионатом мира в Осаке всех тоже пугали погодой. Да, было душновато, но вполне терпимо. Думаю, в Китае будет так же.

– Тем не менее в Осаке вы потеряли, по-моему, около пяти килограммов веса.

– Я потом проанализировал ситуацию и понял, что такая потеря была в основном на нервной почве. Я и в Афинах столько же сбросил за время Олимпиады.

– Все-таки, наверное, кенийцам или суданцу Каки будет полегче, как думаете?

– Если б они бежали в Москве, а я в Пекине, сказал бы: полегче. А так предпочитаю думать, что условия для всех равные.

КИПКЕТЕР-«УБИЙЦА»

– Что, кстати, думаете о Каки? Парень в этом сезоне просто рвет и мечет.

– Рановато он вышел на пик – уже в июне 1.42 показывал. Сложно такую форму удержать все лето. Хотя, конечно, случай удивительный. В прошлом году, оказывается, в Осаке мы с ним в одном предварительном забеге бежали. Он, по-моему, даже в полуфинал не попал. А в этом уже зимний чемпионат мира выиграл. Чудеса!

– Вы в этом году лишь раз выбежали из 1.45, полтора десятка атлетов имеют лучшие результаты. У российских болельщиков есть повод для волнений?

– Я обычно с соперниками борюсь, а не со временем. Лишь в 2001 году за швейцарцем Бушером уцепился с целью хороший результат показать – получился личный рекорд (1.42,47. – Прим. ред.). В Германии в конце июня, когда я 1.44,81 пробежал, легко мог с этого времени секунду скинуть. Но не было необходимости.

– Какой результат потребуется, чтобы выиграть в Пекине?

– Если кто-то покажет 1.41 – конкурентов у него не будет, – смеется Борзаковский. – Но на такое время никто не готов. Вполне допускаю, что хватит 1.45 – все зависит от того, как пойдет бег.

– Вам как хочется, чтобы он пошел?

– Я люблю бежать всю дистанцию равномерно. Но на Олимпиаде буду готов к любому развитию событий. В конце концов последние восемь лет я регулярно в призах. Не хочется, чтобы Игры в Пекине стали исключением.

– Кроме Каки, кого видите основными соперниками?

– Все кенийцы. Кубинец Лопес. Южноафриканец Мулаудзи. Мы с ним, как два старых волка, – для нас это уже третьи Игры. Остальные-то помоложе будут.

– Уровень конкуренции будет острее, чем в Афинах?

– Тогда в финале бежали шесть чемпионов мира. Вы только представьте – шесть! Включая рекордсмена мира Кипкетера, который раньше меня одним своим взглядом «убивал». Сейчас по именам компания будет не столь звездная, но конкуренция все равно окажется крайне ожесточенной.

– В эстафете 4х400 бежать не планируете?

– Пока не задавался этим вопросом. Как тренеры скажут, так и будет.

ДИДЖЕЙ Ю.Б.

– Жара вас не заботит. Но что-то беспокоит?

– Долгий перелет. Но из Иркутска все будет не так страшно.

– А питание? Тем более что вы сами неплохо готовите, а значит, должны тщательно подходить к этому вопросу.

– Да, щи сварить – для меня не проблема. Но в Китае рассчитываю питаться в Олимпийской деревне. Там два десятка различных кухонь будет – от русской до «Макдоналдса», найду что-нибудь по вкусу. А в «Русском доме», я думаю, можно будет и запрещенной черной икры попробовать.

– А кто вам черную икру запрещает?

– Ее не есть запрещают, а добывать, – смеется Юрий. – Я это имел в виду.

– Видел вас как-то на тренировке в наушниках. Что слушаете?

– В основном электронную музыку. Иногда свою собственную.

– Вы, наверное, еще и крестиком вышивать умеете!

– Нет, но поработать диджеем я всегда готов. Да, собственно, это и делаю – раз в неделю, когда нет соревнований, регулярно выступаю в клубах. А дома у меня специальная аппаратура есть для тренировки.

– Как вас на афишах печатают? Диджей Кениец?

– Диджей Юрий Борзаковский. У меня друг есть хороший – диджей Фонарь, слышали, наверное. Так он говорит: Борзаковский – само по себе звучное имя, зачем тебе быть Кенийцем или каким-нибудь Бегуном?

СМОТРЕЛ ВСЁ ЕВРО

– Не могу не спросить как у профессионала. Вы чемпионат Европы по футболу смотрели?

– Все матчи. Хотите спросить, бегала наша сборная или не бегала?

– Именно.

– Отвечу так: могли бы бегать лучше. Просто на Евро ребята большей частью действовали очень грамотно, постоянно возвращались в свою зону, отрабатывали любой эпизод до конца.

– Лучше бегать – это как? По преодоленным-то километрам наши едва ли не первое место на чемпионате заняли!

– И тем не менее, обратили, наверное, внимание: в полуфинале сложилось ощущение, что нас перебегали минимум в два раза. Просто испанцы более взрывные. Особенно их нападающие на фоне наших защитников – Игнашевич и компания постоянно оказывались в роли догоняющих.

– Кто из сборной вам приглянулся на этом турнире?

– С точки зрения бега? – смеется Борзаковский. – К Жиркову нет никаких претензий, парень отпахал пять матчей, как марафонец. В футболе же, помимо него, понравились еще Павлюченко и Аршавин. Но вообще все наши игроки показали очень высокий для себя уровень именно на Евро. Видимо, Хиддинк и впрямь замечательный тренер, если сумел выжать из наших ребят такое.

– Если этому замечательному тренеру потребуется ваш чемпионский совет, как тренировать беговую выносливость, дадите?

– Ну если потребуется – отчего ж не дать...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Юрий БОРЗАКОВСКИЙ
Родился
12 апреля 1981 года в Кратове (Московская область).
Рост 181 см. Вес 70 кг.
Тренер: Вячеслав Евстратов.
Основной вид: 800 метров.
Личный рекорд: 1.42,47 (Брюссель, 24.08.2001).
Лучший результат сезона: 1.44,81 (28 июня).
Достижения: олимпийский чемпион (2004). Чемпион мира (2001 – в закрытых помещениях). Вице-чемпион мира (2003, 2005). Бронзовый призер чемпионата мира (2006 – в закрытых помещениях, 2007). Заслуженный мастер спорта.
Жена Ирина. Сыновья Ярослав (6 лет) и Лев (2,5 года).

ОСНОВНЫЕ СОПЕРНИКИ

Абубакер КАКИ (Судан), 19 лет.

Лучший результат сезона: 1.42,69 (6 июня).

Еще год назад имя этого парня знали только специалисты. Однако в ноябре он впервые выбежал из 1.44, а уже в марте выиграл чемпионат мира в помещении. Последним успехом лидера сезона стал титул чемпиона мира среди юниоров, завоеванный всего две недели назад.

Йеймер ЛОПЕС (Куба), 25 лет.

Лучший результат сезона: 1.43,07 (24 июня).

На прошлых Играх Лопес бежал 400-метровку и даже не попал в финал. Лишь полтора года назад он решил сосредоточиться на дистанции вдвое длиннее и за это время успел сбросить со своего личного рекорда 3,5 секунды! Крупных соревнований пока не выигрывал.

Мбулаени МУЛАУДЗИ (ЮАР), 27 лет.

Лучший результат сезона: 1.43,61 (24 июня).

Ветеран 800-метровки. В Афинах четыре года назад стал вице-чемпионом вслед за Борзаковским. Первым на крупном турнире был лишь раз, выиграв чемпионат мира в залах в том же 2004 году. Однако в десятке лучших результатов сезона три – его. Этим не может похвастаться больше ни один бегун.

КСТАТИ

ПОЛВЕКА БЕЗ ЗОЛОТА

До 2004 года у нашей страны, как бы она ни называлась – СССР, СНГ или Россия, – ни разу не было олимпийских чемпионов на 800-метровке. Более того, до Борзаковского в Сиднее, где он был шестым, лишь раз советский атлет выходил в финал на этой дистанции. В 1972 году Евгений Аржанов, считавшийся фаворитом Игр, не углядел за финишным рывком американца Уоттла и, проиграв менее полушага, стал серебряным призером.

Год

Чемпион (страна)

Победное время

1952

Мэл Витфилд (США)

1.49,2

1956

Том Кортни (США)

1.47,7

1960

Питер Снелл (Новая Зеландия)

1.46,3

1964

Питер Снелл (Новая Зеландия)

1.45,1

1968

Ральф Дубелл (Австралия)

1.44,3

1972

Дэйв Уоттл (США)

1.45,9

1976

Альберто Хуанторена (Куба)

1.43,50

1980

Стив Оветт (Великобритания)

1.45,40

1984

Жоакин Круз (Бразилия)

1.43,00

1988

Пол Эренг (Кения)

1.43,45

1992

Уильям Тануи (Кения)

1.43,66

1996

Вебъерен Родал (Норвегия)

1.42,58

2000

Нильс Шуманн (Германия)

1.45,08

2004

Юрий Борзаковский (Россия)

1.44,45

Новости. Легкая атлетика