Олимпийский чемпион в беге на 800 метров Юрий Борзаковский: Юрий Жирков – настоящий марафонец!
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. ДО ОЛИМПИАДЫ – 17 ДНЕЙ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Ира Борзаковская с трибуны казанского стадиона с ужасом взирала на то, как ее мужа пытаются разобрать на сувениры. Сразу после финиша своего победного бега на 800-метровке на чемпионате России Юрий Борзаковский попал в окружение восторженных поклонников и вырвался из него только через полчаса. А спустя еще 40 минут дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Советского спорта».
СИДНЕЙСКАЯ ОШИБКА
– Ваша жена традиционно сопровождает вас на чемпионатах России. А как же сыновья? – интересуюсь у Борзаковского, когда мы с ним прогуливаемся по тренировочному манежу в ста метрах от стадиона.
– Старший, Ярослав, у одной бабушки, младший, Лев – у другой. Кстати, Ярик звонил перед стартом, пожелал удачи.
– Стоя на пьедестале в Афинах, вы вспоминали своего сына. Нет планов взять Ярослава в Пекин?
– Вы знаете, он все время просит: «Папа, поехали на Олимпиаду!». Правда, как выяснилось, под «Олимпиадой» он подразумевает любые соревнования, в которых я участвую. Но в Китай не поедет даже Ира. Слишком много будет суеты, лучше спокойно по телевизору посмотреть.
– В Сиднее накануне финала на 800-метровке вы пошли гулять и заблудились. С Пекином тоже собираетесь ознакомиться перед выходом на старт?
– Не-ет, такого больше не повторится! – смеется Борзаковский. – Тогда, восемь лет назад, это была моя главная ошибка – из-за этой моей «экскурсии» вечернюю тренировку провел на четыре часа позже, чем планировалось, и на следующий день на финише это сказалось. По Пекину, если честно, ходить особо не планирую – приеду за два-три дня до выхода на дорожку, а через день после финала уеду.
10 ДНЕЙ НА АДАПТАЦИЮ
– Сравните свои ощущения перед сиднейскими Играми, перед афинскими четыре года спустя и сейчас.
– Сидней – это как поход в начальную школу. Набил шишек, понял, что нужно делать, а что нет. В общем, получил хороший жизненный урок. В Афины ехал с ощущением: сделаю все, что могу, а там – будь что будет. Сейчас мысли примерно такие же, но легче психологически – олимпийским чемпионом я уже стал и на всю жизнь им останусь.
– Планируете еще где-то выходить на старт до Олимпиады?
– Да, 22 июля собираюсь пробежать 1000 метров в Стокгольме. 29-го, возможно, отправлюсь в Монте-Карло, хотя тут вопрос пока открыт. А затем – в Иркутск, на последний сбор.
– Татьяна Лебедева говорила мне, что ей для адаптации к другому часовому поясу нужен один день. А вам?
– О-хо-хо! Мне нужно дней десять. Отоспаться, прийти в рабочее состояние.
– Китайская жара не пугает? Для «средневиков» это, на мой взгляд, очень критично.
– Вы знаете, перед прошлогодним чемпионатом мира в Осаке всех тоже пугали погодой. Да, было душновато, но вполне терпимо. Думаю, в Китае будет так же.
– Тем не менее в Осаке вы потеряли, по-моему, около пяти килограммов веса.
– Я потом проанализировал ситуацию и понял, что такая потеря была в основном на нервной почве. Я и в Афинах столько же сбросил за время Олимпиады.
– Все-таки, наверное, кенийцам или суданцу Каки будет полегче, как думаете?
– Если б они бежали в Москве, а я в Пекине, сказал бы: полегче. А так предпочитаю думать, что условия для всех равные.
КИПКЕТЕР-«УБИЙЦА»
– Что, кстати, думаете о Каки? Парень в этом сезоне просто рвет и мечет.
– Рановато он вышел на пик – уже в июне 1.42 показывал. Сложно такую форму удержать все лето. Хотя, конечно, случай удивительный. В прошлом году, оказывается, в Осаке мы с ним в одном предварительном забеге бежали. Он, по-моему, даже в полуфинал не попал. А в этом уже зимний чемпионат мира выиграл. Чудеса!
– Вы в этом году лишь раз выбежали из 1.45, полтора десятка атлетов имеют лучшие результаты. У российских болельщиков есть повод для волнений?
– Я обычно с соперниками борюсь, а не со временем. Лишь в 2001 году за швейцарцем Бушером уцепился с целью хороший результат показать – получился личный рекорд (1.42,47. – Прим. ред.). В Германии в конце июня, когда я 1.44,81 пробежал, легко мог с этого времени секунду скинуть. Но не было необходимости.
– Какой результат потребуется, чтобы выиграть в Пекине?
– Если кто-то покажет 1.41 – конкурентов у него не будет, – смеется Борзаковский. – Но на такое время никто не готов. Вполне допускаю, что хватит 1.45 – все зависит от того, как пойдет бег.
– Вам как хочется, чтобы он пошел?
– Я люблю бежать всю дистанцию равномерно. Но на Олимпиаде буду готов к любому развитию событий. В конце концов последние восемь лет я регулярно в призах. Не хочется, чтобы Игры в Пекине стали исключением.
– Кроме Каки, кого видите основными соперниками?
– Все кенийцы. Кубинец Лопес. Южноафриканец Мулаудзи. Мы с ним, как два старых волка, – для нас это уже третьи Игры. Остальные-то помоложе будут.
– Уровень конкуренции будет острее, чем в Афинах?
– Тогда в финале бежали шесть чемпионов мира. Вы только представьте – шесть! Включая рекордсмена мира Кипкетера, который раньше меня одним своим взглядом «убивал». Сейчас по именам компания будет не столь звездная, но конкуренция все равно окажется крайне ожесточенной.
– В эстафете 4х400 бежать не планируете?
– Пока не задавался этим вопросом. Как тренеры скажут, так и будет.
ДИДЖЕЙ Ю.Б.
– Жара вас не заботит. Но что-то беспокоит?
– Долгий перелет. Но из Иркутска все будет не так страшно.
– А питание? Тем более что вы сами неплохо готовите, а значит, должны тщательно подходить к этому вопросу.
– Да, щи сварить – для меня не проблема. Но в Китае рассчитываю питаться в Олимпийской деревне. Там два десятка различных кухонь будет – от русской до «Макдоналдса», найду что-нибудь по вкусу. А в «Русском доме», я думаю, можно будет и запрещенной черной икры попробовать.
– А кто вам черную икру запрещает?
– Ее не есть запрещают, а добывать, – смеется Юрий. – Я это имел в виду.
– Видел вас как-то на тренировке в наушниках. Что слушаете?
– В основном электронную музыку. Иногда свою собственную.
– Вы, наверное, еще и крестиком вышивать умеете!
– Нет, но поработать диджеем я всегда готов. Да, собственно, это и делаю – раз в неделю, когда нет соревнований, регулярно выступаю в клубах. А дома у меня специальная аппаратура есть для тренировки.
– Как вас на афишах печатают? Диджей Кениец?
– Диджей Юрий Борзаковский. У меня друг есть хороший – диджей Фонарь, слышали, наверное. Так он говорит: Борзаковский – само по себе звучное имя, зачем тебе быть Кенийцем или каким-нибудь Бегуном?
СМОТРЕЛ ВСЁ ЕВРО
– Не могу не спросить как у профессионала. Вы чемпионат Европы по футболу смотрели?
– Все матчи. Хотите спросить, бегала наша сборная или не бегала?
– Именно.
– Отвечу так: могли бы бегать лучше. Просто на Евро ребята большей частью действовали очень грамотно, постоянно возвращались в свою зону, отрабатывали любой эпизод до конца.
– Лучше бегать – это как? По преодоленным-то километрам наши едва ли не первое место на чемпионате заняли!
– И тем не менее, обратили, наверное, внимание: в полуфинале сложилось ощущение, что нас перебегали минимум в два раза. Просто испанцы более взрывные. Особенно их нападающие на фоне наших защитников – Игнашевич и компания постоянно оказывались в роли догоняющих.
– Кто из сборной вам приглянулся на этом турнире?
– С точки зрения бега? – смеется Борзаковский. – К Жиркову нет никаких претензий, парень отпахал пять матчей, как марафонец. В футболе же, помимо него, понравились еще Павлюченко и Аршавин. Но вообще все наши игроки показали очень высокий для себя уровень именно на Евро. Видимо, Хиддинк и впрямь замечательный тренер, если сумел выжать из наших ребят такое.
– Если этому замечательному тренеру потребуется ваш чемпионский совет, как тренировать беговую выносливость, дадите?
– Ну если потребуется – отчего ж не дать...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Юрий БОРЗАКОВСКИЙ
Родился 12 апреля 1981 года в Кратове (Московская область).
Рост 181 см. Вес 70 кг.
Тренер: Вячеслав Евстратов.
Основной вид: 800 метров.
Личный рекорд: 1.42,47 (Брюссель, 24.08.2001).
Лучший результат сезона: 1.44,81 (28 июня).
Достижения: олимпийский чемпион (2004). Чемпион мира (2001 – в закрытых помещениях). Вице-чемпион мира (2003, 2005). Бронзовый призер чемпионата мира (2006 – в закрытых помещениях, 2007). Заслуженный мастер спорта.
Жена Ирина. Сыновья Ярослав (6 лет) и Лев (2,5 года).
ОСНОВНЫЕ СОПЕРНИКИ
Абубакер КАКИ (Судан), 19 лет.
Лучший результат сезона: 1.42,69 (6 июня).
Еще год назад имя этого парня знали только специалисты. Однако в ноябре он впервые выбежал из 1.44, а уже в марте выиграл чемпионат мира в помещении. Последним успехом лидера сезона стал титул чемпиона мира среди юниоров, завоеванный всего две недели назад.
Йеймер ЛОПЕС (Куба), 25 лет.
Лучший результат сезона: 1.43,07 (24 июня).
На прошлых Играх Лопес бежал 400-метровку и даже не попал в финал. Лишь полтора года назад он решил сосредоточиться на дистанции вдвое длиннее и за это время успел сбросить со своего личного рекорда 3,5 секунды! Крупных соревнований пока не выигрывал.
Мбулаени МУЛАУДЗИ (ЮАР), 27 лет.
Лучший результат сезона: 1.43,61 (24 июня).
Ветеран 800-метровки. В Афинах четыре года назад стал вице-чемпионом вслед за Борзаковским. Первым на крупном турнире был лишь раз, выиграв чемпионат мира в залах в том же 2004 году. Однако в десятке лучших результатов сезона три – его. Этим не может похвастаться больше ни один бегун.
КСТАТИ
ПОЛВЕКА БЕЗ ЗОЛОТА
До 2004 года у нашей страны, как бы она ни называлась – СССР, СНГ или Россия, – ни разу не было олимпийских чемпионов на 800-метровке. Более того, до Борзаковского в Сиднее, где он был шестым, лишь раз советский атлет выходил в финал на этой дистанции. В 1972 году Евгений Аржанов, считавшийся фаворитом Игр, не углядел за финишным рывком американца Уоттла и, проиграв менее полушага, стал серебряным призером.
Год |
Чемпион (страна) |
Победное время |
1952 |
Мэл Витфилд (США) |
1.49,2 |
1956 |
Том Кортни (США) |
1.47,7 |
1960 |
Питер Снелл (Новая Зеландия) |
1.46,3 |
1964 |
Питер Снелл (Новая Зеландия) |
1.45,1 |
1968 |
Ральф Дубелл (Австралия) |
1.44,3 |
1972 |
Дэйв Уоттл (США) |
1.45,9 |
1976 |
Альберто Хуанторена (Куба) |
1.43,50 |
1980 |
Стив Оветт (Великобритания) |
1.45,40 |
1984 |
Жоакин Круз (Бразилия) |
1.43,00 |
1988 |
Пол Эренг (Кения) |
1.43,45 |
1992 |
Уильям Тануи (Кения) |
1.43,66 |
1996 |
Вебъерен Родал (Норвегия) |
1.42,58 |
2000 |
Нильс Шуманн (Германия) |
1.45,08 |
2004 |
Юрий Борзаковский (Россия) |
1.44,45 |