Тренер Елены Исинбаевой Виталий Петров: Лена катается на санках. Олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом готовится к сезону на горнолыжном курорте

Второго февраля на юбилейных, сотых Миллроузских играх в Нью-Йорке знаменитая российская прыгунья с шестом Елена Исинбаева откроет для себя сезон 2007 года
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

 Второго февраля на юбилейных, сотых Миллроузских играх в Нью-Йорке знаменитая российская прыгунья с шестом Елена Исинбаева откроет для себя сезон 2007 года, где, помимо чемпионата мира в Японии, ее ждут шесть этапов «Золотой лиги», в программу которой впервые включены женские прыжки с шестом.

О том, как проходит подготовка к этим соревнованиям, мы попросили рассказать нового тренера Елены Виталия Петрова, уроженца Украины, но уже 17-й год проживающего в Италии, в небольшом городке Формии на юге Апеннин.

СНАЧАЛА БУБКА, ПОТОМ – «БУБКА В ЮБКЕ»

Какая кошка пробежала в конце 2005-го между Исинбаевой и ее неизменным (с начала карьеры) тренером Евгением Трофимовым, вместе с которым Лена стала олимпийской чемпионкой, выиграла чемпионат мира, установила 18 мировых рекордов, сегодня толком объяснить не могут даже они. Но профессиональные качества Евгения Васильевича здесь явно ни при чем. Просто 23-летняя волгоградская спортсменка решила круто изменить свою жизнь – поменять постоянное место жительства, а вместе с ним и тренера. А поскольку выбор по части новой, пока временной, прописки пал на город Монте-Карло, «итальянец» Петров оказался почти идеальной кандидатурой на роль нового наставника.

Ну еще бы! Виталий Афанасьевич, безусловно, претендент номер один на звание лучшего тренера по прыжкам с шестом всех времен и народов. Это он воспитал космического прыгуна Сергея Бубку, равного которому пока нет на этой планете, и вот теперь волею обстоятельств стал опекать и лучшую в мире прыгунью с шестом. Уникальный случай!..

Наш звонок застал Петрова в городе Аосте, на севере Италии, где он вместе со своей знаменитой подопечной проводит первый в этом году тренировочный сбор.

МЕНЯЕТСЯ ПОЛЕТ

– Виталий Афанасьевич, в свое время, расставшись не по своей воле с Сергеем Бубкой, вы пережили такую же личную трагедию, какая выпала на долю Евгения Трофимова, потерявшего свою лучшую ученицу? Как в этой связи восприняли просьбу Исинбаевой работать вместе?

– И вы туда же. Сколько же можно мусолить эту тему! Человек ведь не просто пришел и попросил вместе тренироваться: это была ломка как с ее, так и с моей стороны. А зачем она была мне нужна, ведь, соглашаясь, я в любом случае оставался в проигрыше? Высокие прыжки Лены в новом сезоне непременно объяснили бы заслугой Трофимова: прыгает, мол, еще на старых запасах. Провалы обязательно достались бы мне. Тут гадать не надо.

Тем не менее я согласился помочь, ведь девочка, пусть и добровольно, оказалась в чужой стране, одна, без тренера… Правильно ли она поступила или нет – вопрос другой, тем более что все разговоры о том, чтобы вернуться в Волгоград, к Трофимову, пресекались в категоричной форме: «Если вы мне откажете, я буду искать другого тренера…».

– Была какая-то боязнь начинать с ней работать: ведь Исинбаева не просто сложившаяся прыгунья, а всемирно известная, бесспорный лидер в этой дисциплине?

– Ну конечно, ведь с этой, как вы заметили, сложившейся спортсменкой, уже хорошо знающей свои прыжки, чувствующей их, пришлось начинать заново, подстраивать ее в чем-то под себя. Вклиниваться, если хотите, со своими тренерскими концепциями в ее уже сформировавшиеся представления о собственных прыжках. Я ей сказал: «Давай для начала попробуем поработать месяц – посмотрим, что получится…». Вроде бы получилось, сошлись характерами…

– Вы уже больше года вместе. Что изменилось за это время в технике прыжка Исинбаевой?

– Кое-что мне удалось поменять, что-то пока не могу решить и должен оставлять так, как есть. Пока идет период проб, на который я с самого начала нашей работы попросил полтора-два года. Тут важно состыковать все фазы прыжка, ведь при изменении разбега меняется вход и как следствие – полет. Значит, теряется ее любимый переворот? Поэтому надо все аккуратно делать: менять что-то только там, где новшество приживается…

Оставлять все, как было, мне тоже не с руки, потому что есть свое видение, наметки, своя система, выработанная годами, которая, надеюсь, поможет Лене продвигаться вперед.

– Тем не менее в прошлом году получился лишь один мировой рекорд, в то время как в 2005-м их было девять. Что скажете по этому поводу?

– Она была очень близка к рекордному прыжку на зимнем чемпионате мира в Москве, но не было еще той стабильности, которая позволяла использовать жесткий шест. На чемпионате Европы в Гетеборге тоже должна была делать рекорд, но помешали дождь и холод – пришлось сняться с соревнований на отметке 4.80. Неплохо все складывалось в Брюсселе, но опять же помешало резкое похолодание…

В общем, попытки были, хотя как такой цели – непременно бить рекорды – мы в том сезоне не ставили, поскольку необходимо время, чтобы снова прийти в норму, ведь такие перемены в жизни бесследно не проходят.

ОХ УЖ ЭТИ ИГРЫ!

– Чем вызван нынешний сбор в Аосте?

– Основную часть подготовки мы проводим в Формии. Там в олимпийском центре, где тренируется сборная Италии, есть все условия для полноценной работы, и в частности в прыжках с шестом. Хорошие жилищные условия, качественное питание, современные восстановительные кабинеты… Да и местный климат способствует хорошей подготовке. Тепло. Хочешь – плавай, ведь Формия находится на берегу Кастанского залива Средиземного моря, хочешь – делай работу на песке. А если есть желание покататься на лыжах – пожалуйста: горы рядом, всего в часе езды от Формии.

Но в Аосту мы приехали не потому, что здесь лыжные трассы лучше. На лыжах мы как раз не катаемся – есть риск получить травму. Ограничиваемся санками. Но самое главное – местные условия максимально приближены к соревновательным. Я имею в виду недавно построенный в Аосте манеж с хорошими прыжковыми ямами, прекрасным гимнастическим залом. У нас в Формии немножко по-другому: хотя длина дорожки для разбега достаточная, манеж несколько тесноват.

– Но жилищные условия, как вы сказали, там очень хорошие. Елена живет на этой базе?

– Да, у нее 15-метровая комната с туалетом, душем. Есть небольшая кухонька, но она там не готовит, поскольку вполне хватает трехразового питания в ресторане центра.

– Кто за все это платит?

– Всероссийская федерация легкой атлетики.

– Когда конкретно вы начали подготовку к нынешнему сезону?

– Двадцать восьмого октября 2006-го. Рождество Лена встретила в Италии, а вот Новый год – в Волгограде. Вернулась в Формию четвертого января, и мы продолжили тренировки.

– Поделитесь ближайшими планами.

– Первоначально планировали вместить все зимние старты с участием Елены в неделю: начать десятого февраля в Донецке на турнире «Звезды шеста» и закончить семнадцатого – чемпионатом Европы в Бирмингеме. Но неожиданно «всплыли» Миллроузские игры в Нью-Йорке, которые начнутся второго февраля. Они крайне неудобны для нас, непременно выбьют из графика подготовки к сезону (один перелет чего стоит, не говоря уж об акклиматизации), но отказаться от них мы не можем: участие в этих соревнованиях предусмотрено индивидуальным спонсорским контрактом Исинбаевой с «Адидас».

Что касается лета, тут все понятно: чемпионат мира в Осаке и «Золотая лига». Уже в середине июня предстоит старт на первом этапе лиги, поэтому мы и сократили зимний сезон до предела, рассматриваем его как базовый период подготовки к летним соревнованиям

ИСИНБАЕВА ВОЗВРАЩАЕТСЯ?

— Соглашаясь работать с Исинбаевой, вы подписали контракт?

— Нет. Куда этот контракт «притулишь», если я, гражданин Украины, проживающий в Италии, а россиянка Исинбаева временно прописана в Италии и Монако?

— Кстати, о Монако. Елена там купила квартиру?

— Нет, просто снимает. Зачем покупать? Во-первых, это деньги, мягко говоря, немалые. Во-вторых, неизвестно еще, как сложится жизнь в дальнейшем: может быть, после окончания карьеры она захочет вернуться в Россию.

— Часто бывает в Монте-Карло?

— Довольно часто, не прекращая при этом тренировок. Иногда туда наведываюсь и я.

— Сергей Бубка, который, по слухам, причастен к переменам, произошедшим в жизни Лены, помогает ей?

— Пытается по мере возможности. Но Сергей очень редко посещает наши тренировки: один раз в месяц, а то и в два – как большой спортивный чиновник загружен общественной работой в ИААФ и МОК.

— У вас в группе, насколько нам известно, помимо Исинбаевой, есть полька Пырек, бразильянка Мурер, занявшая второе место на Кубке мира-2006, победитель юниорского первенства мира из Аргентины, рекордсмен Бельгии… На каком языке вы общаетесь?

— На английском, русском, итальянском, подключаем также испанский.

— Лена уже ориентируется в итальянском?

— Потихоньку учит, используя учебники, диски, непосредственное общение. Уже неплохо получается, как все молодые люди, она все схватывают на лету…

— В последние годы Исинбаева непременно устанавливает мировые рекорды на традиционном турнире Сергея Бубки «Звезды шеста». Что ждать от нее на этот раз? И вообще, скажите, положа руку на сердце, мировые рекорды в этом году вами предусмотрены?

— А зачем иначе работать? Мы сделаем все, чтобы возвращение той Исинбаевой, которая приучила своих болельщиков к высшим достижениям, состоялось.

Новости. Легкая атлетика