Семь-семь-семь, откройся! На чемпионате Европы сборная России собирается завоевать семь золотых, семь серебряных и семь бронзовых медалей

Главный тренер легкоатлетической сборной России Валерий Куличенко, как опытный полководец, разделил свое «войско» на три ударные группы
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ДО ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ – 4 ДНЯ

 Главный тренер легкоатлетической сборной России Валерий Куличенко, как опытный полководец, разделил свое «войско» на три ударные группы. Расквартировал их в разных местах и с этих исходных позиций начал последнюю подготовку к главной битве сезона – чемпионату Европы, который возьмет старт 7 августа в шведском Гетеборге.

ПАМЯТНИК НА ПОВОРОТЕ

Первая группа разместилась в подмосковном Жуковском, городе, который совсем недавно обзавелся лучшим на сегодняшний день легкоатлетическим стадионом в России. Вторая – в прянично-самоварной Туле, давно облюбованной нашими легкоатлетами (не счесть, сколько на местном стадионе «Арсенал» прошло чемпионатов и розыгрышей Кубка страны).

И, наконец, третья группа, самая многочисленная, «разбила лагерь» на базе олимпийской подготовки под Подольском. Туда мы и направляемся. Воскресный день, поэтому без привычных московских пробок быстро вырываемся на подмосковные просторы. Серая лента Калужского шоссе покорно стелется под колеса. Вот и знакомый съезд с трассы. Металлическая стела на повороте, увенчанная пятью олимпийскими кольцами. Когда она тут появилась? Кто автор этого скромного памятника в стиле советского постмодернизма с пиктограммами спортивных дисциплин, для которых база строилась? Наверное, сегодня немного найдется людей, способных ответить на эти вопросы…

Раньше уже здесь, примерно за километр до центральных ворот базы, можно было встретить крутящих ногами шар земной стайеров или ходоков. Сегодня он вертится гораздо быстрее. Но исключительно с помощью автомобильных колес, и от этого грустно.

ГИРЛЯНДЫ ИЗ ТРУСОВ

Ностальгия прошибает, когда оказываешься здесь. Олимпийская подготовка в этих живописных местах началась еще перед Играми 1960 года в Риме. Представляете, сколько поколений советско-российских атлетов перевидала эта база, построенная на территории бывшей усадьбы купца-кондитера Филиппова (слышали, наверное, про знаменитые филипповские булки?)! Какие легенды спорта провели здесь не самую худшую часть своей жизни! Здесь, если хотите, даже семьи создавались, поскольку сборы длятся месяцами…

Подъезжаем к шестиэтажному гостиничному корпусу, который уже лет, наверное, десять называют новым. Потому что есть еще и старый, в котором участники сборов давно не живут. На балконах сушится спортивная форма. Гирлянды из маек, трусов, трико… Форма должна быть чистой, иначе не будет хороших результатов. Это закон, который давно проверен.

Олимпийская чемпионка Ирина Привалова как-то рассказала, что на ее результаты влиял даже цвет трико. Если, например, дизайнеры фирмы, с которой у нее был индивидуальный контракт, выбирали на сезон белый, радости Ирине это не доставляло, поскольку в темной форме она чувствовала себя комфортнее…

Возникает непредвиденная проблема. Дежурная на первом этаже, у которой мы просим показать списки проживающих, наотрез отказывает: «Я не имею права, мне таких инструкций не давали…». Редакционные удостоверения ситуацию не меняют. Честно говоря, за много лет посещения базы с подобным сталкиваемся впервые. Видно, новенькая. Но делать нечего, ждем начальника сборов, который, по словам дежурной, уехал по делам, но должен вот-вот вернуться.

БОЕВОЙ РАСКРАС РЕКОРДСМЕНОК

А пока идем на стадион. Он примерно в пятистах метрах от гостиницы. Изумрудный травяной ковер. Горячие от жаркого солнца маты прыжковых ям. В воздухе гудит шмель. Кругом – ни души, хотя на часах время утренней тренировки. Но это понятно, мы приехали на базу в день отдыха, чтобы посмотреть, как сборная, готовящаяся к европейскому чемпионату, проводит свободное от занятий время.

За высокой плотной стеной кустарника, отделяющей беговую дорожку от асфальтовой тропинки, слышны голоса. Продираемся сквозь ветки и сталкиваемся с экс-рекордсменкой мира по метанию молота Гульфией Ханафеевой и ее тренером Александром Васенко. Возвращаются в гостиницу после лесной прогулки, которая в этот день называется легкой разминкой. На июньском чемпионате России в Туле Гульфия, 21-летняя спортсменка из Челябинска, наделала шума, запустив молот на отметку нового мирового рекорда –77.26. Правда, недолго походила в рекордсменках. Через несколько дней на Мемориале братьев Знаменских Татьяна Лысенко вернула себе рекорд, подняв планку еще на 15 сантиметров.

– Гульфия, не обидно?

– Почему? Того, что Таня мой рекорд «перебьет», ожидала. На Кубке России попыталась его вернуть, но чуть-чуть не получилось. А больше соревнований пока не было. Теперь только чемпионат Европы. Там снова выйдем в один сектор. Главное здесь – собрать воедино все, что наработала за сезон, который получился очень удачным.

– Пирсинг на лице, раньше, кажется, у вас его не было – это «боевой раскрас»?

– Нет. Просто захотела и сделала.

– С Лысенко дружите?

– Нет. Здороваемся, и все.

– Давно на этом сборе?

– С мая. Выезжали два раза в Тулу, на чемпионат и Кубок России.

– Как проводите выходной день?

– Поспала больше обычного. Потом завтрак. Разминка без молота. Акробатику в лесу сделала – специальные упражнения на координацию движений. Сейчас после обеда снова сон. А вечером побросаю немного молот.

КГБ НА КАЖДОМ УГЛУ – ЭТО ПРАВИЛЬНО!

Подходим к гостинице. Начальника сбора по-прежнему нет, но, как выясняется, свои полномочия на этот день он передал старшему тренеру сборной по метанию молота Алексею Малюкову. Фамилия известная. Сам в свое время метал молот, был двукратным рекордсменом мира. Потом работал тренером по контракту в Кувейте и Катаре. С его помощью «секретные» списки проживающих попадают наконец в наши руки. Пока их изучаем, Алексей Сергеевич оправдывает действия дежурной:

– По большому счету, это правильно. Например, перед Олимпиадой 80-го года тут вообще на каждом углу работник КГБ стоял. Надо было делать специальную заявку, чтобы приехать сюда.

А что? Представьте себе, что кто-нибудь с фальшивым редакционным удостоверением проникнет, например, в столовую (а спортсмены – люди гостеприимные) и шутки ради бросит в общую кастрюлю с борщом несколько таблеток, из числе тех, которые запрещены Всемирным антидопинговым агентством. Что тогда?

– Сколько, кстати, народу находится на этих сборах? – вопрос к Малюкову.

– С учетом тренеров, врачей, массажистов – 70 человек. Спортсменов – 40.

Есть ли какая-то культурная программа на выходные дни? – неожиданно проявляет инициативу мой коллега, фотокорреспондент Евгений Тумашов. – Мы недавно ездили в Чехов к боксерам, на такой же сбор перед чемпионатом Европы. К ним артисты приезжают. В специальной комнате отдыха есть караоке…

– Караоке у нас нет. Что касается артистов, раньше, в советские времена, приезжали. Но сегодня пригласить популярных или так называемых раскрученных обойдется дороже самих сборов. А неизвестные интереса у ребят не вызовут. Это уже проверено практикой.

Поэтому у каждого своя культурная программа. В ноутбуках, которые сегодня есть практически у всех. Плюс плеер с любимыми записями. Москвичи и те, кто живет в Московской области, как правило, уезжают на полдня домой. Остальные коротают время по своему усмотрению. Кто-то отправляется погулять по Москве, у кого-то дела в Подольске. В общем, график свободный…

– Какие задачи ставите на предстоящем чемпионате перед метателями молота?

– Ну, с женщинами все понятно. Таня Лысенко и Гульфия Ханафеева занимают сегодня соответственно первую и вторую строчки в мировом рейтинге. Катя Хороших – четвертую. Так что очень надеемся, что все трое вернутся с медалями. Что касается мужчин, наш лидер Илья Коновалов, к сожалению, получил травму, поэтому пропускает чемпионат. В команду попал только Вадим Херсонцев. Он единственный, кому удалось выполнить квалификационный норматив. Но пока его результаты далеки от лучших европейских стандартов. Если в Гетеборге попадет в финал, уже будет неплохо.

– А что с нашей олимпийской чемпионкой Ольгой Кузенковой?

– Она в декретном отпуске.

К МЭРУ НЕТ ПРЕТЕНЗИЙ

Чтобы закончить «молотобойную» тему, напрашиваемся в гости к Лысенко.

– Что это за статья вышла про меня недавно? Вы случайно не знаете, в какой газете? – Татьяна неожиданно для нас первой начинает интервью. – Я не читала, но мне сестра позвонила из Батайска. Говорит, что там я якобы жалуюсь на мэра за то, что он не оформил документы на служебную квартиру, которую мне выделил. Это не так. К Валерию Васильевичу у меня нет никаких претензий. Он всегда идет мне навстречу. Я, кстати, единственная в нашей сборной спортсменка, которая регулярно после каждого успеха получает поздравительные телеграммы от мэра родного города.

– Ну, теперь, наверное, не будете получать? По крайней мере, из Батайска. Слышали, что вы вместе со своим тренером Николаем Белобородовым перебираетесь в подмосковный Жуковский?

– Да, это вопрос уже решенный. Там, во-первых, условия для подготовки не сравнить с теми, которые есть в Батайске. Во-вторых, у Николая Николаевича наконец-то жизнь семейная наладится. В том смысле, что мы по полгода дома не бываем. А теперь и база прекрасная, и семья будет рядом. Мы, кстати, вечером едем в Жуковский тренироваться – нам разрешили пометать на центральном поле стадиона.

– Ханафеева тоже с вами?

– Нет, только наша группа. Я и Катя Хороших. Ей, к слову, тоже предложили переехать в Жуковский.

– Можно ли от вас ожидать в Гетеборге мирового рекорда?

– Мне поставили задачу прежде всего победить. А там посмотрим, – Таня хитро улыбается.

БЛИЖЕ ЧЕМПИОНАТ – МЕНЬШЕ НАГРУЗКА

Ближе к обеду начинают подтягиваться те, кто с утра ездил домой. Видим выходящего из машины чемпиона России в тройном прыжке Данила Буркеню.

На Кубке Европы, который прошел в конце июня в испанской Малаге, Данила постигло несчастье, а с ним и всю мужскую сборную России. Спазм приводящей мышцы бедра, случившийся во время первых попыток, вынудил его сняться с соревнований. В итоге французы опередили нашу команду всего на два очка и выиграли Кубок Европы. А что такое два очка в этих соревнованиях? Чтобы набрать их, бронзовому призеру Олимпийских игр-2004 достаточно было занять, например, шестое место…

– Данил, как сейчас себя чувствуете?

– Тьфу-тьфу-тьфу, все нормально. Сразу после той травмы мне сделали УЗИ – ничего смертельного не обнаружили. Так что месяца хватило, чтобы все залечить.

– В каком режиме сейчас готовитесь?

– По принципу: чем ближе чемпионат, тем меньше нагрузок. Сейчас одной тренировки в день вполне хватает.

– А в выходной день можно обойтись и без нее?

– Почему же? Вечером тренировка обязательно состоится. А будет так же тепло, схожу поплаваю. Тут рядом хорошая река.

– Домой ездили по каким-то срочным делам?

– Нет, просто скучаю по жене и сыну. Как только свободное время выпадает, еду к ним. Мы ведь на этих сборах с мая сидим.

– Знаете наверняка, что 11 лет назад именно в Гетеборге англичанин Джонатан Эдвардс установил свой феноменальный мировой рекорд – 18 метров 29 сантиметров. О таких вершинах мечтаете?

– Плох тот солдат… Но пока мое лучшее достижение – 17,68.

БЕЛОК ДЛЯ ТЯЖЕЛОЙ АРТИЛЛЕРИИ

Гостеприимный хозяин Алексей Малюков приглашает нас попробовать «солдатской» пищи, отобедать вместе с командой. Меню, признаться, удивляет разнообразием.

– В последнее время на этой базе, как правило, проходят сбор молодежные и юношеские команды, – рассказывает Алексей Сергеевич. – Когда мы сюда приехали, сразу оговорили с администрацией и поварами вопрос питания. Это национальная сборная, одна из лучших в мире, и отношение к ней должно быть соответствующее. Хорошее питание – это первое условие для победы. Отнеслись к нам с пониманием. Рацион составляется из расчета 920 рублей в день на человека…

Малюков берет со стола огромную тарелку с аппетитным мясным соусом, который не значится в меню, и несет ее к столу, где сидят метатели. Слышим, как Лысенко машет руками: «Я уже не могу, две порции курицы съела…». Но тарелка все же остается на столе «тяжелой артиллерии».

– Им нужен белок, – с видом дядьки-опекуна говорит вернувшийся к нам Малюков.

– Алексей Сергеевич, я только что приехала, с кем мне поселяться? – это уже прыгунья в высоту красавица Анна Чичерова.

– Твое место никто не занял, так что иди в тот же номер, к Кате Хороших. Аня временно уезжала со сборов, выступала на коммерческих соревнованиях в Стокгольме и Лондоне, – обращается теперь уже к нам Малюков. – Ей нравится жить в одном номере с Хороших. Одна – метательница молота, другая – прыгунья в высоту. Вообще легкоатлеты часто выбирают себе в соседи по номеру представителей других специализаций. Это вопрос психологии. Наверное, устают от «своих» на тренировках. Потом, как ни крути, это все-таки соперники, между ними существует конкуренция. А что, например, делить Ане с Катей?

ЗА ПРОВАЛ СРЕЖЕМ ЗАРПЛАТУ

После сытного обеда – самое время для неспешных разговоров. На лавочке возле гостиницы беседуем с прыгуньей тройным бронзовым призером чемпионата мира-2005 Анной Пятых.

– Какие планы на вторую половину дня?

– Сейчас съездим с Аней Чичеровой в Подольск: есть там кое-какие дела. А потом, наверное, в сауну пойдем.

– Часто ее посещаете?

– Три раза в неделю.

– Через неделю – главный старт летнего сезона. Как он для вас складывается?

– Начало было трудным: мало что получалось. Не понимала: как же так? А сейчас стала нравиться себе. Третьего июня на турнире в Афинах даже установила личный рекорд – 15,17.

– Поделитесь планами на чемпионат.

– Хочу прыгнуть на 15,50 (мировой рекорд. – Прим. ред.)! – Аня хохочет. – А если серьезно, буду настраиваться на прыжок за 15 метров и первое место.

– Хотите обыграть Татьяну Лебедеву?

– А почему бы и нет?..

– Кстати, любопытный факт. Мы только что говорили с Буркеней о том, что мировой рекорд в тройном прыжке у мужчин был установлен в Гетеборге. Но ведь и женский тоже…

В это время, мягко шурша шинами по асфальту, к гостинице подкатывает черная «Субару». За рулем – главный тренер сборной Валерий Куличенко. Объезжает свои войска, проверяет боевой дух. Каждый день курсирует между Подольском, Жуковским и Тулой.

– Валерий Георгиевич, почему сбор команды проходит в трех местах?

– Каждый выбирал себе то место, которое ему удобно, и тот стадион, который по душе. Выбор был абсолютно свободным.

– Какие-то финансовые или организационные проблемы на этом этапе подготовки команды есть?

– Слава богу, нет.

– Знаем, что в команде есть люди, которые попали туда без отбора. Можете назвать их имена?

– Это не секрет. Прыгунья тройным Татьяна Лебедева, прыгун в высоту Ярослав Рыбаков, прыгунья с шестом Елена Исинбаева, прыгунья в высоту Елена Слесаренко, бегунья на 1500 метров Юлия Чиженко. Мы учли их результаты, показанные в этом году.

– А Юрий Борзаковский?

– Он эти соревнования пропускает.

– Как вы оцениваете нынешнюю спортивную форму Исинбаевой?

– Она – лидер сезона, и этим все сказано. Что касается каких-то нюансов, ничего сказать пока не могу, поскольку с ней еще не говорил. Лена, как вы знаете, сейчас живет и тренируется в Италии. Встретимся с ней в Гетеборге и все обсудим.

– С Лебедевой все ясно. Получила право ехать на чемпионат Европы без отбора и участвует в коммерческих стартах. А почему Чичерова оставляет обязательные в ее положении сборы и тоже совершает коммерческий вояж?

– Ее тренер Евгений Загорулько убедил меня в том, что эти старты пойдут Анне только на пользу при подготовке к чемпионату Европы. Но ни в Стокгольме, ни в Лондоне она не показала тех результатов, которых от нее ждали. Если такое повторится и в Гетеборге, разговор с ней и ее тренером будет другим. Это, к слову, касается всех, кто сегодня ездит по коммерческим турнирам, а завтра опозорится на чемпионате Европы. Такой итог существенно отразится на их зарплатах, как это случилось с Лебедевой, Слесаренко и некоторыми другими, провалившими в прошлом году чемпионат мира.

– Сколько медалей планируете выиграть в Гетеборге?

– У нас есть официальный план: 7 золотых, 7 серебряных и 7 бронзовых.

– Если вспомнить чемпионат мира 1995 года, который прошел в Гетеборге, это крайне несчастливый для сборной России город. Мы на тех соревнованиях выиграли всего одну золотую медаль…

– Мне ли об этом не помнить? Я тогда работал старшим тренером сборной России по группе выносливости. Ту единственную медаль выиграла моя спортсменка – Ирина Станкина в ходьбе на 10 километров. Но это не помешало руководству федерации после чемпионата меня уволить. Очень надеюсь, что история не повторится.

– Когда сборная вылетает в Гетеборг?

– Мы летим группами. Первая, составленная из 50 спортсменов, чьи старты приходятся на первые дни чемпионата, отправляется 4 августа. Последняя – 10-го.

– Сколько всего в команде человек?

– 120 спортсменов и чуть более 50 – обслуживающего персонала: тренеров, врачей, массажистов…

БЕРЕГИСЬ, ГЕТЕБОРГ!

Около двух часов дня. Готовимся покинуть базу. «Когда же вы обо мне напишете? – улыбаясь, спрашивает напоследок копьеметатель Александр Иванов. – Вон уже даже об Ольге Комягиной написали. А она практически на всех соревнованиях выполняет роль пейсмейкера (спортсмен, который разгоняет группу бегунов, а потом сходит с дистанции. – Прим. ред.). А я, может быть, тоже постоянно разгоняю Серегу Макарова (лидер сборной России в копьеметании, пропускающий чемпионат из-за травмы. – Прим. ред.).

– Какие проблемы? – в тон отвечаем ему. – Выиграете медаль – обязательно напишем.

Саша реагирует мгновенно и грозно позирует нашему фотокорреспонденту: «Берегись, Гетеборг, я еду!».

Новости. Легкая атлетика