Спортивная борьба. Михаил Мамиашвили: Начнем с помощи детским тренерам!

1 июля в Москве стартует международный турнир по греко-римской борьбе памяти Ивана Поддубного
news

СПОРТИВНАЯ БОРЬБА

 1 июля в Москве стартует международный турнир по греко-римской борьбе памяти Ивана Поддубного. Он открывает новый этап в развитии одной из самых уважаемых и стабильно успешных федераций по олимпийским видам спорта – Федерации спортивной борьбы России (ФСБР). Учредив Попечительский совет, который возглавил депутат Госдумы РФ Сулейман Керимов, ФСБР получила на развитие борьбы на ближайшие два года 1 млрд. рублей. О программах развития спортивной борьбы в России рассказал президент ФСБР, олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили.

ЗНАКОМСТВО

– Федерация спортивной борьбы России развивается динамично и уверенно, – сказал Михаил Мамиашвили. – Но в последнее время активность федерации зримо возросла не только в спортивной, но также в социальной и общественной сферах. В регионах, где борьба вышла на серьезный уровень, стало возможным решение задач, выходящих далеко за пределы спортивного формата. Сейчас многолетние усилия по развитию и становлению отечественного спорта получили адекватную поддержку со стороны государства, в первую очередь от Президента Владимира Владимировича Путина. Это не дежурные фразы, а осознание факта, что дело, которому мы служим, вновь востребовано на высшем уровне. Похожие чувства гордости и ответственности я ощущал давным-давно, когда сам выходил на ковер защищать честь флага, зная, что за мной – огромное и сильное государство. Наверное, закономерно, что именно сейчас наша федерация получила столь мощную поддержку в лице депутата Госдумы Сулеймана Керимова.

– Вы давно знакомы с Керимовым?

– Относительно недавно. Познакомились на Олимпиаде в Афинах. Если кто не помнит, перед началом турниров борцов и боксеров наша команда серьезно отставала в медальном зачете. Не будет преувеличением сказать, что нас с Керимовым объединила сначала общая цель, а затем и чувство законной гордости за успешное выступление борцов вольного и греко-римского стилей.

– Как вам удалось уговорить Керимова возглавить Попечительский совет федерации, вложить деньги?

– Я знаю, что Сулейман Абусаидович внимательно следил за успехами борцов и по мере сил оказывал им помощь еще до нашего знакомства. Как, кстати, и представителям других видов спорта – боксерам-профессионалам, например. После Игр в Афинах он сам предложил помощь. Никаких уговоров не было! По одной простой причине: взрослого, состоявшегося, успешного, со своими взглядами и убеждениями человека невозможно на что-либо уговорить.

РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ

– Почему именно борьба? Ведь заполучить такого серьезного покровителя мечтали многие, в том числе футболисты.

– Я думаю, Сулейман Абусаидович имел достаточно возможностей лично убедиться, что представляет собой федерация, чем занимается. К счастью, в 90-е годы мы нашли в себе силы и здравый смысл сохранить единство наших рядов. Хотя федерацию пытались и расколоть на межнациональной и межрелигиозной почве, и купить… Однако мы сберегли главное – уважение к себе, к своему делу. У нас есть, кем и чем гордиться. И мы готовы решать серьезные, масштабные задачи.

– Вы не опасались, что создание Попечительского совета во главе с Сулейманом Керимовым ограничит вашу власть в федерации?

– В работе федерации принимают участие все, кто хочет быть полезным борьбе. За три дисциплины отвечают три первых вице-президента. За вольную борьбу – Адлан Вараев, за греко-римскую – Виктор Игуменов, за женскую – Омар Муртузалиев. А я как президент претендую только на одну монополию – гарантировать, что главным тренерам трех национальных сборных команд никто не будет навязывать свое мнение по составу на чемпионаты Европы и мира, на Олимпийские игры. Хотя это не означает, что главные тренеры формируют составы по своему усмотрению. Все решения принимают на тренерских советах, всегда идут обсуждения, споры. И никогда не было телефонного права, приказного тона, манипуляций. В нашей федерации существует один вид диктатуры – диктатура результата.

– В свое время, находясь на государственной службе, вы имели опыт общения с некоторыми крупными предпринимателями. Сравните подходы их и Керимова?

– Это совершенно разные подходы! Оба, кстати, имеют право на существование. Но с некоторыми я не соглашусь никогда. Например: есть деньги – купим иностранного тренера, купим иностранных звезд, купим себе целую команду и станем чемпионами. Я не идеалист, с головой у меня все в порядке, прекрасно понимаю, что, имея в составе лишь российских футболистов или баскетболистов, выигрывать в Европе нереально. Но все должно быть адекватно: вложил один доллар в иностранного тренера или игрока – вложи такой же доллар в детскую спортивную школу, в молодого специалиста. А у председателя Попечительского совета ФСБР подход еще более жесткий: абсолютно все необходимо сориентировать на детей, на молодых тренеров, на регионы.

ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ

– И какие именно программы будут реализовываться?

– Будут учреждены гранты для перспективных юношей и юниоров, которые получат возможность выезжать на учебно-тренировочные сборы и турниры, продолжать тренировки в региональных центрах. А если кто-то не дойдет до национальной команды, мы все равно внесем вклад в формирование нового поколения – здорового физически, морально и интеллектуально. Тем более гранты Попечительского совета получат выходцы из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, которые составляют большинство занимающихся борьбой.

Есть программа финансовой поддержки самого, на наш взгляд, важного и уязвимого звена – детских тренеров, тех, кто формирует еще неокрепший детский организм и психику. Размер дополнительных выплат детским тренерам составит от 5 до 10 тысяч рублей ежемесячно. Большая сумма запланирована на оснащение спортивных школ и секций инвентарем, коврами, на экипировку юных спортсменов.

Но! Помогать мы будем только тем регионам, городам и школам, которые сами пытаются сделать что-то. Как хотят, пытаются и делают в Чечне, Дагестане, Осетии, Тверской и Калининградской, Ростовской и Новосибирской областях, Красноярском и Краснодарском краях...

Отдельно хочу заметить, что мы своими инициативами, своими социальными программами ни в коей мере не собираемся подменить государство, Росспорт. В нашем спортивном хозяйстве дел – невпроворот, необходимо пахать вместе, засучив рукава и отбросив ложные амбиции.

– А есть конкретные примеры регионов, которые обратились за помощью?

Мы постарались максимально оперативно и доходчиво донести всю информацию о наших программах в регионы. Чтобы систематизировать эту работу, 30 июня в Москве проведем совещание руководителей региональных организаций борьбы, членов нашей ФСБР, на котором проведем их перерегистрацию и непосредственно с мест получим реальную картину состояния всероссийского борцовского хозяйства. Хотя не удержусь, сообщу, что самое первое письмо пришло из ДЮСШ села Курсавка Андроповского района Ставропольского края с просьбой поддержать местную секцию по вольной борьбе и турнир памяти великого земляка, генсека ЦК КПСС Юрия Андропова. В ближайшее время специалисты федерации вылетят на место для оказания практической помощи.

– Какие еще перемены ожидают российскую борьбу?

Первое – совершенно другой уровень социальной защищенности действующих спортсменов, ветеранов, тренеров, специалистов. Второе – кардинальная модернизация материально-технической базы, медицинского и научного обеспечения сборных команд по вольной, греко-римской и женской борьбе с прицелом на подготовку к Играм в Пекине. Третье – строительство в Москве или Московской области базы с возможностью пребывания одновременно 150–200 атлетов. Четвертое – пропаганда борьбы, ее героев.

В ближайшее время мы планируем выйти на федеральные каналы с качественным телепродуктом. Мы знаем: у борьбы есть свой зритель, поэтому проведение крупных соревнований и их качественный показ – одна из главных задач. А в организационном плане федерацию борьбы ждет реорганизация, связанная с перерегистрацией региональных федераций, созданием окружных федераций и клубной лиги и т.д.

ГЛАВНАЯ ПОБЕДА

– Актуальным вопросом является проблема переезда ведущих спортсменов и тренеров в другие страны. Есть подобное в борьбе?

Проблема «утечки мозгов» характерна не только для спорта, но и для всех конкурентоспособных сфер российской экономики. Это, хотя в меньших масштабах, беспокоит и нас. В основном проблема отъезда проявляется на молодежном уровне, когда борец, не засвеченный на международных соревнованиях, но достигший определенного уровня, уезжает в одну из стран ближнего или дальнего зарубежья, натурализуется – и вот готовый конкурент.

Конечно, трудно было воспрепятствовать подобной практике, учитывая, что спортсмен уезжал не от хорошей жизни. Но теперь у нас есть аргументы, в том числе и материальные, чтобы дать возможность молодому спортсмену спокойно тренироваться дома.

Кроме того, при поддержке МИДа и МВД мы заняли активную позицию по выявлению случаев незаконного предоставления двойного гражданства. И буквально на прошлой неделе достигли договоренности с президентом Международной федерации борьбы господином Мартинети, что при рассмотрении вопроса смены гражданства молодых, «незаигранных» на международном уровне атлетов будет приниматься во внимание их участие в национальном первенстве. Данная уступка сделана исключительно для Федерации спортивной борьбы России.

– Вы можете гарантировать, что на Олимпиаде-2008 в Пекине борцы завоюют больше золотых медалей, чем в Сиднее-2000 и Афинах-2004?

– Гарантировать олимпийские медали, тем более золотые, не может никто. Ни главный тренер, ни президент федерации, ни председатель Попечительского совета. Хотя все 18 спортсменов и спортсменок, которые завоюют право представлять на Играх в Пекине свою страну, Российскую Федерацию, отдадут все силы для победы.

Но я могу гарантировать другое, гораздо более важное. Благодаря программам поддержки, которые уже реализовывают федерация и Попечительский совет, число детей и подростков, занимающихся борьбой, за два года вырастет минимум в два раза.

Новости. Борьба