Олимпийские грезы
САМБИСТСКАЯ СРЕДА
ДАВИД РУДМАН, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР
Когда мне говорили об олимпийском будущем самбо, я всегда вспоминал детскую открытку. На ней была изображена черепаха, на спине у которой сидела лиса, держащая в руках удочку.
Открытку подарили в детстве, когда мне было лет пять или шесть. У лисы на конце удочки на леске висела морковка, которая мирно покачивалась перед носом доверчивой черепахи. Черепаха, поедая взглядом морковку, постоянно шла вперед, а хитрая лиса ловко манипулировала лакомством, направляя его в нужную для нее сторону. Я долго разглядывал картинку, восхищаясь хитростью лисы и доверчивостью черепахи.
ОЛИМПИЙСКОЕ НЕПОНЯТНОЕ
Повторюсь, что когда мне говорили об олимпийском будущем самбо, я всегда вспоминал детскую открытку и мне почему-то всегда не хотелось быть черепахой, на которой ездят рыжие лисицы. Я никогда не понимал, почему при словах «олимпийский вид спорта» люди забывают все на свете и бросаются во все тяжкие. В Америке, например, болельщики неолимпийских видов спорта — бейсбола, американского футбола, профессиональных баскетбола и хоккея — даже не догадываются, что находятся в разряде спорта «второго сорта».
И если им попытаться объяснить это, они начнут смеяться вам прямо в глаза. Они живут прекрасной, наполненной событиями, полнокровной жизнью.
Наша политизированная страна думает почему-то в первую очередь не о своих видах спорта, а о заморских, включенных в программу Игр, которые проводятся один раз в четыре года. И эта «морковка», состоящая из пяти переплетенных колец, маячит перед глазами многих ползущих, как черепаха, видов спорта.
НЕ МУЧИТЕЛЬНО И НЕ БОЛЬНО
Самбисты тоже пребывали в таком состоянии. Разговоры об олимпийском самбо постоянно муссировались в последние десять лет, пока рассерженная Россия, уставшая от политизирующих «обещал», не сбросила со своего панциря погонялу и не стала развивать свой национальный вид спорта. Самбистам не стыдно за прожитые годы. В неолимпийском самбо силами энтузиастов были созданы сотни клубов по месту жительства, построены громадные школы «Всемирная академия самбо» в Кстово и «Самбо-70» в Москве, заканчивается строительство Дворца самбо в Екатеринбурге. Ни один олимпийский вид спорта не может похвастаться такими результатами.
ДВИГАТЕЛИ ЭНТУЗИАЗМА
Что же двигало энтузиастов, в чем причины такого результата – вот задача, которую нам надо попытаться понять. Все «строители самбо» обладали одним схожим качеством – они полагались только на свои силы, не рассчитывая на помощь различных олимпийских бюрократов.
Нежелание жить за чужой счет – вот главная особенность самбистов. Эта черта выковалась годами бескомпромиссных поединков сначала в самбо, потом и в жизни. Кто тебе поможет на ковре, когда ты один на один со своими проблемами, а перед тобой реальный, жаждущий у тебя выиграть соперник? Михаилу Бурдикову, начавшему с подвала и постоянно строившему в течение всей своей жизни свою знаменитую школу, не раз давали всевозможные обещания, и только единицы выполняли их. Сегодня в его академии самбо проводят всероссийские сборы десятки олимпийских видов спорта.
СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ
Опираясь на свой опыт, наблюдая за развитием многих национальных видов спорта, приходишь к выводу, давно сформулированному великим Мичуриным: «Нечего ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Надо по примеру американцев рассмеяться в глаза олимпийским ребятам с морковками на удочках и спокойно работать над развитием своего родного вида спорта. Надо возрождать клубы по месту жительства, организовывать постоянные соревнования между ними. Проводить профессиональные турниры по самбо, воспевая педагогическую школу наших профессионалов самбо.
ДИКИЙ ЗАПАД
Особенно непонятно, чем занимается Международная федерация самбо (ФИАС). Плановой системы развития самбо за рубежом нет и, похоже, при нынешнем руководстве и не будет. Нам самим надо взяться за это дело. Опыт уже накоплен, многие клубы напрямую дружат с конкретными клубами на Западе: РГАФК (Сергей Табаков) — со Швейцарией, клуб «Самбо-70» (Сергей Громов) — с Францией, Всемирная академия самбо, Кстово (Владимир Кульков) — с Мексикой. Конкретная и нужная для самбо работа. Только такими, практическими шагами, а не словесными обещаниями можно развить наш любимый вид спорта.