Главный тренер мужской сборной России Давид Ригерт: Париж для меня кончился…
ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА
Накануне вылета нашей сборной из аэропорта «Шарль де Голль» в «Шереметьево» ваш корреспондент попросил поделиться впечатлениями о чемпионате мира в Париже легендарного спортсмена и тренера.
Давид Ригерт (на фото) и в Париже нарасхват.
– О, великий Ригерт! – толпа французов прямо в аэропорту осаждает тренера с просьбами сфотографироваться на память.
– Давид Адамович, трудно быть великим Ригертом более 40 лет подряд? – задаю вопрос, когда толпа страждущих, насытившись автографами, немного схлынула.
– А чего тут трудного? Меня это не чешет. Экземы, радости и раздражения нет. Людям нравится со мной фотографироваться – на здоровье, – не бравирует Ригерт.
– Вам понравился чемпионат мира в Париже?
– Не-а. Я раньше часто ездил во Францию – сейчас это не Франция, а бордель французский…
РИГЕРТ БЕЗ КУПЮР
– Так без купюр и привести вашу цитату?
– Запросто. Да, в зале все соответствовало международным стандартам проведения чемпионата мира. А все, что касается организации, – полное разгильдяйство (здесь без цензуры эпитета Ригерта не обойтись. – Прим. ред.). В России принято: даже если самая бедная семья кого-то приглашает в гости – со всем уважением лучшее на стол. Здесь мы этого не увидели. Еда – просто оскорбительная. У нас такую нищим подают… Мы что, силоса не ели никогда? Для любого, копающего асфальт, кусок мяса нужен, а тут – тяжелоатлеты собрались! Какое мясо на вкус – мы здесь забыли. Французское мясо я выбросил из номера в окно знакомой крысе – здесь познакомился. Так она этот кусок за пять метров обходила. Это не только я ругаюсь – все участники чемпионата недовольны. Помню, в 70‑е годы в Перу был чемпионат мира, так мы за месяц туда приезжали – везли по пять пятилитровых банок селедки пряного посола.
«А НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ – ВЫ КРЕСТЬЯНЕ-ПАХАРИ»
– Какие заметки после чемпионата внесете в свою заветную тетрадь?
– Заметки скорее оптимистические. Не хочу сейчас анализировать наши выступления. Борьба весовой категория 105 кг Клокова и Аккаева – праздник тяжелой атлетики. Дима и Хаджимурат рубились на помосте, а на пьедестале обнялись – и показали миру, что между представителем Северного Кавказа и парнем из Таганрога нет вражды, а только соперничество.
Взял я Чингиза Могушкова в Париж (4‑е место на ЧМ в супертяжелом весе) – мне говорят: зачем? Да парень же ни разу за границей не выступал, пусть он лет пять лишь занимается штангой. Но каков потенциал! Мне разбудить Чингиза надо было участием в чемпионате мира, показать: люди везде из мяса и костей.
– Какое напутствие дали своим подопечным после окончания турнира?
– Сегодня на банкете по окончании чемпионата сказал своим ребятам: до приземления на родину – вы призеры и чемпионы мира, потому – отдыхайте. А на родной земле – вы крестьяне-пахари, готовящиеся к Олимпиаде. Кстати, многие из ребят сегодня вместо банкета тренировались. Времени-то до Игр осталось – спичка с носом. В начале мая уже определимся с составом олимпийской сборной.
«В МАЕ НАЗОВУ 12 КАНДИДАТОВ»
– И поведаете о том миру?
– Миру я скажу: будьте здоровы, наблюдайте, кого мы в Лондон привезем. В мае миру я, может, назову 12 кандидатов на шесть путевок. Мы не футболисты, чтобы кукарекать, пока яйцо не снесено. Это у тех один кривой удар и – пресс-конференция. Пока факта на рыло не будет – чего семафорить?
– Но ведь многие спортсмены, зная заранее, что поедут на Игры, не суетятся, а планомерно тренируются…
– Одного пугаешь – он бежит, второй от испуга скован, третий обороняется. И все трое – замечательные люди, только реакция у каждого разная. И с объявлением состава непонятно, кому как лучше. Сегодня есть гарантия – 51 процент – поехать на Игры у Клокова и Аккаева, если ничего с ними не случится.
– С вас снимут стружку начальники лишь за одно золото в Париже мужской сборной?
– Я об этом думать не хочу. То, что мое начальство будет говорить по итогам чемпионата мира, слушать буду, работа у меня такая. Но услышу ли… Стратегия подготовки сборной есть, работа идет нормально. Выступление в Париже не провал мужской сборной – а учебные стрельбы. Пальцы вместе – это кулак, когда два начинают выпрямляться – это понты. Просто перед Играми надо всем нам сжаться в кулак– спортсменам, тренерам, спортивным чиновникам. Страха перед Лондоном у меня нет. Этот чемпионат мира только увеличил собранность. На сегодняшний мой взгляд из Парижа через Ла-Манш – Лондон в тумане. Но нашей сборной не из Франции в Лондон добираться.
ВЫСОКОЕ МНЕНИЕ
ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ РОССИИ СЕРГЕЙ СЫРЦОВ:
ШИКАРНО ВЫСТУПИЛИ
Мнением о чемпионате с корреспондентом «Советского спорта» поделился руководитель Федерации тяжелой атлетики России Сергей Сырцов.
– Это второй мой чемпионат мира в качестве президента нашей федерации тяжелой атлетики. После кончины прежнего президента – Николая Николаевича Пархоменко – были перевыборы. Моя команда победила, – рассказывает Сырцов.
– Вы довольны результатами выступлений наших штангистов в Париже?
– На прошлом чемпионате мира в Анталье мы завоевали три золотые медали, подняли планку. А в Париже сборная России завоевала четыре золота. После распада СССР – это наше самое шикарное выступление. На чемпионат мира мы не везем туристов, и конкуренция за право выступать на Играх в Лондоне очень жесткая. Наши женщины – умницы, мужчины выступили чуть хуже. Но я бы две золотые медали вручил нашим бойцам в категории 105 кг Клокову и Аккаеву. Супертяж Могушков занял достойное четвертое место, он выдержал свое первое международное испытание.
– Почему вы не взяли в Париж действующего чемпиона страны супертяжа Руслана Албегова?
– Помимо Албегова, есть много достойных кандидатов на выступление в Лондоне, те же супертяжи Дмитрий Лапиков, Евгений Чигишев. Я рад конкуренции. На Игры в Лондон в супертяжелом весе мы планируем делегировать двоих спортсменов. Они способны побеждать иранцев. Нормальные итоги, в общем.
На Олимпиаду отобрались полным составом (шесть путевок у мужчин, четыре – у женщин), посмотрели в деле новых атлетов – Апти Аухадова, Олега Чена, Чингиза Могушкова.
Но сезон еще не закончен. В декабре пройдут Кубок Президента России в Белгороде и Кубок России. В апреле чемпионат Европы в Анталье (5–13 апреля), там окончательно прояснится состав нашей олимпийской сборной.