Алексеев готов помочь нашим штангистам, но не за 100 долларов!
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
Он по-прежнему в центре внимания, где бы ни появился. Выдающийся штангист ХХ столетия, обладатель 79 мировых рекордов, Василий Алексеев нисколько не изменился с тех пор, как в 1992 году не по своей воле расстался с тяжелой атлетикой.
Мы встретились на недавнем чемпионате мира в Ванкувере, куда канадцы пригласили Василия Ивановича в качестве почетного гостя.
ОНИ ВЫХОДЯТ НА ПОМОСТ, КАК НА ЭШАФОТ
– Василий Иванович, за что такая честь от канадцев?
— Они не забыли, как я выступал в 76-м году на монреальской Олимпиаде. И даже запланировали, что я вброшу шайбу на матче клубов НХЛ. Но недавно это уже сделала в Ванкувере английская королева, и поэтому сценарий подвергся изменению. Встречу остановили на 7-й минуте, объявили о моем присутствии. И зал долго аплодировал стоя. После чего я досматривал игру в компании боссов НХЛ и клуба «Ванкувер Кэнакс».
— А правда, что после монреальской Олимпиады ее организаторы предлагали вам гонорар за присутствие на решающем матче по американскому футболу?
— Да, посулили 5 тысяч долларов, но разбогатеть мне не удалось. Из Москвы скомандовали возвращаться со всеми домой.
– В те годы вы били мировые рекорды десятками. А на чемпионате мира-2003 рекордов у мужчин-тяжелоатлетов не было вовсе… Почему?
– Сегодня штангисты работают с предельными весами на тренировках, расходуя свежесть и энергию до соревнований. Это принципиальная ошибка. У меня все было наоборот. Дома я накапливал энергию, ожидая турниров как праздника, а сейчас парни выходят на помост, как на эшафот.
– Кстати, чем можно объяснить рекордное количество тяжелых травм и «баранок» в Ванкувере – пострадали сразу 32 участника? Может быть, причина в сверхжесткой борьбе за пропуск на Олимпиаду?
– Нет, конкуренция здесь ни при чем. Если ты хорошо подготовился, то всегда поднимешь свои килограммы. Большой травматизм вызван стимуляторами. Из-за них на тренировках не прокачиваются как следует мышцы и связки, и на соревнованиях они элементарно лопаются.
МОЛОДОСТЬ ВСЕГДА ПРАВА
– Наверняка с особым пристрастием следили за Хосейном Резазаде, ставшим вашим преемником в самой престижной категории. Каким он вам показался?
– Иранец – мощный парень. Однако не слишком техничный. По этой причине его результаты будут расти медленно. Не случайно Резазаде не удалось превысить свой мировой рекорд в толчке. Хотя он и затащил на грудь 263,5 кг, дальше дело не заладилось. И эта неудачная попытка для него звонок.
– Все же в Афинах он наверняка станет двукратным олимпийским чемпионом.
– Я бы с таким выводом не спешил. Подрастают достойные молодые соперники. Взять хотя бы 21-летнего болгарина Величко Чолакова, впервые ставшего тут бронзовым призером с суммой 447,5 кг, когда он уверенно использовал пять подходов из шести. Чолаков — рослый, мощный, выступает агрессивно, с хорошим настроем и наверняка за год добавит к своему результату килограммов 15. Также неплохи молодые украинцы Артем Удачин и Алексей Колокольцев. Оба крепкие хлопцы, и если над ними как следует поработать, они дадут на Олимпиаде бой Резазаде. Ну и, само собой, на золото будет претендовать катарец Джабер Салем, опередивший в Ванкувере иранца на 2,5 кг в рывке и не закончивший турнир из-за травмы.
– Действующий чемпион Европы в весе свыше 105 кг Евгений Чигишев на олимпийском пьедестале не просматривается?
– Напротив, как раз он способен на него взойти, но прежде этому талантливому штангисту необходимо перестать быть «недовеском». Сейчас Чигишев весит всего 115 кг, и, естественно, ему сложно конкурировать с 150-килограммовыми гигантами. Вообще он похож на меня молодого, когда я начал поднимать штангу после занятий волейболом.
– На этом чемпионате мы остались без золотых медалей. Пятнадцать участников мужской и женской команд сообща завоевали три серебра и одну бронзу. У вас сердце кровью не обливалось от такого результата?
– Еще как обливалось! Ведь в мое время катастрофой считалось второе место, которое мы, кстати, занимали даже с «баранками».
– В прошлом сезоне никто из российских штангистов тоже не стал чемпионом мира. Уже тенденция…
– Хотя догонять всегда неприятно, считаю, что ситуацию можно изменить, если наладить в сборной дисциплину и работать по системе.
– А понравилось ли вам, как поднимают штангу барышни?
– За их соревнованиями я прежде наблюдал только пару раз по телевидению. Теперь убедился: это нормальный вид спорта, где выступают подтянутые крепкие девушки.
ЗА ДОПИНГ — НА НАРЫ
— На ваш взгляд, сильно ли изменилась тяжелая атлетика?
— Если имеете в виду экипировку, то разработчики спортивной формы угадали с современным трико. С ним бы я добавил к своим лучшим результатам килограммов по 10 в каждом упражнении.
– В разговоре о штанге невозможно обойти тему допинга. Вот и теперь разразился очередной громкий скандал, в центре которого три знаменитых болгарских чемпиона – Боевский, Марков и Ванев. Вас удивило, что попались представители только этой команды?
– Нисколько, ведь болгары постоянно «отличаются» на Олимпиадах. Просто это их стиль. И вообще я считаю, что они незаслуженно получили очень много медалей с крупнейших турниров. А если желаете узнать мое мнение насчет допинга, то я его никогда не менял: анаболики должны принимать или все, или никто. И еще предлагаю не только дисквалифицировать попавшихся на допинге штангистов на два года, но и судить, чтобы они поднимали штангу за колючей проволокой. С другой стороны, международная федерация сейчас активно работает в этом направлении. Уже не первый год у спортсменов проверяют кровь, а я бы еще рекомендовал направлять специалистов из ВАДА для взятия допинг-проб у претендентов на медали в период подготовки к соревнованиям.
– Вернемся к нашей мужской сборной. Полагаете, с таким составом можно надеяться на успех через год в Афинах?
– В принципе, ребята в команде сейчас подобрались неплохие, но каждому из них надо здорово поработать в оставшееся до Олимпиады время. И в первую очередь всем необходимо срочно подтянуть толчок. Наши тренеры словно забыли, что он венец всего выступления. Последним из россиян, кто хорошо толкает, можно считать Андрея Чемеркина. Спустя 20 лет он побил мой мировой рекорд, и с тех пор время опять словно остановилось.
Но еще больше я удивляюсь тому, что наставники штангистов продолжают работать на старом багаже, используя, по сути, послевоенную методику. А разве не удивительно, что не проводится никаких семинаров для специалистов, на которых должен происходить обмен мнениями и т.д.? Вот вам и ответ на вопрос, почему отечественная тяжелая атлетика сдала лидирующие позиции в мире.
НА БАЗЕ НЕ БЫЛ ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ
— Вы были невостребованными на родине одиннадцать лет. А предложения поработать за рубежом поступали?
– Нет, потому что всем известен мой характер. Я в Канаде прожил две недели и был готов повеситься от тоски, так как у меня кровь не той группы, чтобы долго находиться вдали от дома.
– Мне показалось, что Василию Алексееву надоело оставаться сторонним наблюдателем того, как российские штангисты превращаются в статистов на главных турнирах.
– Я 11 лет не приезжал на олимпийскую базу в Подольске после того, как меня келейно отправили в отставку. За безоговорочную победу на Олимпиаде в Барселоне, где возглавляемая мной сборная СНГ завоевала пять золотых медалей. Правда, три года назад приглашали тренировать национальную команду, но я отказался, потому что до Олимпиады в Сиднее оставались считанные месяцы. Сейчас же меня позвал президент Федерации тяжелой атлетики Николай Николаевич Пархоменко. Именно он вытащил меня в сентябре на московский «Гран-при России», где я, что называется, проснулся, то есть вошел в курс дела.
Пархоменко считает, что я могу принести пользу, если буду ездить по регионам и убеждать местных руководителей развивать там тяжелую атлетику. Честно сказать, мне это не очень интересно.
– Василий Иванович, но ведь вам будет неудобно руководить процессом из Шахт.
– Конечно, работая в Москве, можно сделать гораздо больше. Да только у меня давно отобрали выделенную в 80-х годах служебную квартиру в столице, когда благодаря одному деятелю из Спорткомитета безвозвратно пропали все мои вещи и деньги. И еще. Не собираюсь пахать за 100 долларов. Если эти проблемы удастся решить, я готов помочь российской сборной выступить в Афинах. И она это сделает лучше, чем в Ванкувере.
НАША СПРАВКА
Василий Иванович АЛЕКСЕЕВ
Родился 7 января 1942 года в Рязанской области. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР по тяжелой атлетике. Двукратный олимпийский чемпион: Мюнхена (поднял в сумме троеборья 640 кг, установив олимпийские рекорды в сумме и во всех трех движениях) и Монреаля (поднял в рывке 185 кг – олимпийский рекорд, а в толчке зафиксировал мировой – 225 кг, получив в сумме еще один олимпийский). Восьмикратный чемпион мира и Европы, семикратный чемпион СССР. Обладатель 79 мировых и 81 рекорда СССР. По окончании карьеры спортсмена Алексеев тренировал сборную команду СССР и СНГ (1989-92 гг.), которые в этот период побеждали на абсолютно всех соревнованиях. Сейчас он проживает с семьей в городе Шахты Ростовской области, пенсионер.