Сергей Тетюхин: Меня колбасит от волейбола так же, как и 20 лет назад

Лидер «Белогорья» Сергей Тетюхин – о работе депутатом, о перспективах Мусэрского поехать в Рио и о том, каким тренером стал Хамутцких.
news

Многолетний лидер «Белогорья» Сергей Тетюхин в интервью Sovsport.ru рассказал, что Владимир Алекно вернулся в сборную не для галочки и наверняка возьмет Дмитрия Мусэрского на Олимпиаду в Рио, а также о том, каково ему играть под руководством старого друга Вадима Хамутцких и что он успевает сделать для обычных людей в качестве депутата областной думы.

«Задача-минимум – не потерять место в Лиге чемпионов»

– «Белогорье» начало сезон крайне неуверенно: три поражения в первых четырех турах чемпионата России. В чем причины такого неудачного старта?
– Наш состав претерпел изменения. Волейбол – это командный вид спорта, и не всегда гладко проходит обновление команды. Нужно определенное время для налаживания связей, к тому же у нас новый связующий. Рано или поздно мы наверстаем упущенное.

– Уход Георга Грозера тоже повлиял на результаты «Белогорья»?
– Конечно. Георг отыграл в нашем клубе три года, был одним из лидеров. Многое было завязано и на нем.

– Три поражения на старте были ключевыми для вашей команды в чемпионской гонке?
– Наверное. С таким регламентом, честно говоря, будет сложно догнать Казань. Но мы не опускаем руки, впереди достаточно матчей.

– До конца чемпионата 10 туров. «Зенит» опережает «Белогорье» на 12 очков. Думаете, реально отыграть отставание?
– Если реально смотреть на вещи, то очень-очень сложно. В любом случае жизнь – такая штука, которая всегда может преподнести определенные сюрпризы. Мы в свою очередь будем стараться догнать наших основных конкурентов, то есть «Зенит». Работаем, стараемся исправить огрехи.

– Но «Белогорье» по большому счету борется теперь за второе место?
– Мы не заглядываем вперед. Конечно, второе место абсолютно реально, а это попадание в Лигу чемпионов. Это задача-минимум для нашей команды. Терять участие в Лиге чемпионов не хочется. Руководством нашего клуба поставлена задача – не потерять это место. Сейчас каждая игра, каждая партия, каждый соперник для нас очень серьезны, нет проходных матчей, тем более с таким регламентом.

– При этом на три очка вас опережает «Газпром-Югра», который идет на третьем месте. Ожидали такой прыти от сургутской команды?
– На протяжении последних лет пяти Сургут был в первой половине чемпионата и всегда стремился к завоеванию медалей. Этот год – не исключение, их текущие результаты были ожидаемы. Команда в Сургуте всегда боеспособная, игровая.

– Насколько справедлива система определения чемпиона в этом сезоне – по итогам «регулярки»?
– Конечно, хотелось бы, чтобы был плей-офф. Но сейчас никто не будет спорить, это олимпийский сезон. Все положено на карту для комфортного восстановления, подготовки сборной и хорошего выступления на Олимпиаде. Все было сделано именно для этого, это не какая-то прихоть отдельных команд. Но мне кажется, что все-таки можно было бы какой-то короткий плей-оффчик провести. Например, «Финал четырех» или «Финал шести». Это мое мнение. Понятно, что федерация приняла другое решение, им виднее. Они контактируют с тренером сборной, это не спонтанное решение. Если бы был плей-офф, у «Белогорья» шансы были бы немножко другие.

«С Хамутцких мы друзья, но в команде соблюдаю субординацию»

– В конце ноября на место Бориса Колчина пришел Вадим Хамутцких, и результаты «Белогорья» пошли вверх.
– Не могу сказать, что при прежнем старшем тренере Борисе Колчине что-то не так складывалось. Наверное, просто пришло время молодых специалистов, в том числе и Вадима Анатольевича Хамутцких. При нем молодым игрокам в команде стало поспокойнее, в каких-то моментах имеют право на ошибку. С Хамутцких работать и выходить на матчи немножко проще.

– Как изменился стиль игры «Белогорья» с приходом Хамутцких?
– Главная цель у нас – больше комбинировать, ускорять игру. Это то, что нужно использовать против сильных команд в нашей ситуации. Игроки у нас в команде именно такого плана, когда быстрый волейбол дает нам шанс обыграть любую другую команду.

– Хамутцких-игрок и Хамутцких-тренер – это два разных человека?
– В данный момент да. Переход от игрока к тренеру – это вообще сложный период. Не каждому игроку, тем более с такими заслугами, как у Вадима Анатольевича, дано стать тренером. То есть, не быть с ребятами на площадке, а мыслить именно с позиции тренера. Это очень непросто. Хамутцких уже перестроился в этом плане. Он грамотно ведет команду, знает, что делает. У Вадима Анатольевича уже тренерское мышление, а не игроцкое.

– Не так давно вы играли вместе с Хамутцких, теперь он ваш тренер. Вам лично тяжело было переключиться?
– Абсолютно не сложно. Есть разделение. На площадке есть тренер и игрок. За площадкой понятно, что мы с ним дружим, общаемся, смеемся. Как дружили, так и остаемся друзьями, ничего не поменялось. Никаких барьеров нет. Но в команде, на площадке субординация должна быть в любом случае. Тренер руководит всем процессом, ты должен принять это, поверить и довериться тренеру. Я полностью доверяюсь Вадиму Анатольевичу.

– Хамутцких – эмоциональный тренер?
– В целом он ведет себя довольно спокойно. Вадим Анатольевич всегда был эмоциональным игроком. Но будучи тренером он работает, проводит тайм-ауты без лишних эмоций.

– То есть во время тайм-аутов от него не дождешься таких эмоций, как от Николая Васильевича Карполя, например?
– Нет-нет! В мужском волейболе вообще не встретишь таких тренеров, у нас немножко другая обстановка. Все очень четко и по делу. Никаких претензий у меня к Вадиму Анатольевичу по ведению игры, по эмоциональности нет.

– «Белогорье» с Хамутцких во главе набрало хороший ход в чемпионате. При этом в начале февраля вы внезапно проиграли одному из аутсайдеров – оренбургскому «Нефтянику».
– Можно все списать на то, что у нас был долгий выезд. Сначала Нижневартовск, потом оттуда перелетели в Оренбург, затем в Уфу. До этого еще были матчи, после которых поднакопилась усталость. Это не отговорка, это мои ощущения. «Нефтяник» очень прилично выглядел, на тот момент мы не смогли ничего противопоставить ему. И прекрасная игра соперника, и наше не лучшее состояние привели к такому результату.

– «Зенит» недавно подписал связующего сборной России Александра Бутько. «Зенит» не напоминает вам футбольный «Реал», который скупает всех звезд?
– Я только рад, что у «Зенита» есть возможность укрепляться и набирать таких игроков. Казань хочет оставаться лидером, хочет выигрывать не только чемпионат России, но и Лигу чемпионов, все остальные турниры. Конечно, там набралось большое количество игроков очень приличного уровня. Они лидируют с огромным отрывом, но непобедимых команд в чемпионате России нет.

«Алекно ничуть не успокоился после Лондона»

– Мусэрский набрал хорошую форму в последних матчах суперлиги. Как думаете, Алекно возьмет его на Олимпиаду?
– Я думаю, да. Владимир Романович уже говорил недавно, что двери в сборную для всех открыты. Все будет зависеть от формы, желания игрока участвовать. Дима в любом случае был и остается лидером не только «Белогорья», но и сборной России. Я думаю, что Дима еще очень сильно поможет нам на Олимпиаде. Это ключевой игрок сборной.

– Нашей сборной по силам выиграть золото в Рио?
– Я не сторонник прогнозов, да и вообще до Олимпиады еще далеко. Давайте доживем до Рио, а там будет видно. Уверенность и самоуверенность – очень опасные вещи. Самое главное – мы попали на Олимпийские игры. Каждый из нас, кто поедет на Игры, поедет выигрывать их. Не просто участвовать, а именно побеждать.

– Изменился ли Алекно с тех пор, как вы выиграли с ним золото Лондона?
– Владимир Романович остался таким же. Он работает с таким же желанием, с таким же энтузиазмом, как и прежде. Он такой же фанат волейбола. С утра до вечера: видео матчей, статистика, всё-всё-всё. Он ничуть не успокоился за эти годы. Он пришел в сборную не для галочки, чтобы просто вывести команду на Олимпиаду. Он пришел работать, доказывать и побеждать. Это видно однозначно и по поведению, и по его самоотдаче. Он не такой человек, который может прийти и просто отсидеть. У нас нет ни одной расслабляющей тренировки или с шапкозакидательским настроением. Все тренировки на максимуме. Алекно требует с каждого игрока – не важно, 20 тебе лет или 40.

– Кого из российских игроков можете выделить в текущем сезоне?
– Выделю двух игроков московского «Динамо», которые решили исход европейского отбора в Берлине. Это Саня Маркин и Юра Бережко. Юра давно уже играет на хорошем уровне, но был определенный период, когда он пропал из поля зрения. После травмы долго восстанавливался. Сейчас Юра набрал очень приличную форму. Саня Маркин мне очень симпатичен как игрок. Он эмоциональный боец. Эти два человека реально оказывают большую помощь сборной России.

– Олимпийский чемпион Дмитрий Ильиных недавно перешел в чемпионат Катара. Вы понимаете его решение? Все-таки уровень этого турнира заметно уступает российскому чемпионату.
– В любом случае после травмы, после восстановления где-то нужно было продолжать игровую карьеру. Может быть, и хорошо, что Ильиных уехал куда-то подальше. Меньше всяких разговоров будет, он сможет полностью переключиться на волейбол. В этом смысле я прекрасно понимаю его. Наверное, это правильное решение.

«В депутатскую работу пока еще вкатываюсь»

– Кого видите на своем месте в сборной после Рио? Так сказать, есть ли жизнь после Тетюхина?
– Страна большая, игроков талантливых много, в том числе и доигровщиков. Они вырастут и будут еще посильнее, чем многие сорокалетние, – смеется Тетюхин. – Талантливые люди в России никогда не иссякнут. А незаменимых в нашей сборной нет.

– Вы практически всё уже выиграли, включая олимпийское золото. В чем находите мотивацию?
– А чего ее искать? Мотивация либо есть, либо ее нет. Если ты начинаешь искать ее, значит, тебе пора вешать кеды на гвоздь и заниматься чем-то другим. Если ты по-прежнему выходишь на игры с огромным желанием победить, а не отстоять на площадке, с желанием доказать что-то, поучиться чему-то, узнать что-то новое, тогда у тебя проблем нет. Не надо заставлять себя.

– То есть в 40 лет вы не заставляете себя?
– Абсолютно нет! – улыбается Тетюхин. – Я отношусь к волейболу со всей душой и любовью. Меня волейбол до сих пор колбасит в хорошем смысле этого слова. Я очень рад, что у меня до сих пор такое отношение к волейболу. Волейбол мне дает такие же эмоции, как и двадцать лет назад. Разницы не замечаю. Перед каждым ответственным матчем я испытываю легкий мандраж, мурашки по коже, хорошее настроение. Хочется играть, желание никуда не пропало.

– Глядя на Хамутцких, не возникают мысли о тренерской карьере?
– Пока нет.

– Ранее вы были депутатом городской думы Белгорода, в сентябре прошлого года избраны уже в областную думу. Хватает на это времени?
– Я очень рад, что коллеги относятся с пониманием – мне не всегда удается участвовать в мероприятиях из-за загруженности. По возможности, я всегда подключаюсь, стараюсь быть полезным. Это не так сложно, но это занимает определенное время. Встречаешься с жителями, у всех много вопросов, проблем. По возможности пытаюсь разобраться, помочь людям. Это первая обязанность любого депутата. Пока я вкатываюсь. В любом случае мне помогают коллеги в думе, прикрывают, подсказывают.

– Прием граждан проводите?
– Обязательно! Когда у меня есть время, я стараюсь это делать. У всех разные житейские проблемы, все мы люди. Стараюсь подсказать, направить куда-то. Нужно откликаться в любом случае. Людям нужна помощь в любом виде – даже просто подсказать, выслушать, перенаправить куда-то.

– Как успехи сына Ивана в молодежной лиге?
– Все хорошо! Играет, тренируется, ездит. Сын доволен, волейбол любит безмерно. У него все от души идет, очень переживает из-за поражений. По возможности всей семьей ходим на его матчи, болеем. Иван сменил амплуа, раньше он пасующим был. Но из-за невысокого роста перешел в либеро. Нужно время, чтобы адаптироваться. Но ему нравится, начинает получаться.

– До либеро сборной дорастет?
– Хотелось бы, конечно! Все будет зависеть от многих факторов. Главное – верить в себя.

Новости. Волейбол