Владимир Алекно: Танец хорош финалом

Тренер лучшего волейбольного клуба Европы из Казани Владимир Алекно рассказывает про орден от президента, отдых от волейбола и ощущения от сезона, где он не проиграл ни один финал.
news

Тренер лучшего волейбольного клуба Европы из Казани Владимир Алекно рассказывает про орден от президента, отдых от волейбола и ощущения от сезона, где он не проиграл ни один финал.

За те семь лет, что Владимир Алекно руководит казанским «Зенитом», он дал очень много поводов любому, причастному к волейболу человеку, любить и не любить самого себя. Он проигрывал чемпионат Европы и выигрывал Олимпиаду со сборной, пропускал пресс-конференции и рассказывал в интервью, как прятался в шкафу, чтобы напугать одного из своих помощников. Он часто бомбил игроков сильнее, чем соперник, но и объяснял им, как у этого соперника выиграть. Он носит ярко-желтые кроссовки и поло, рукава которого всегда в напряжении из-за любви тренера к силовым упражнениям. После сезона 2014-2015 главное, что вам нужно знать об Алекно-тренере заключается в простой для описания вещи. Он сыграл три разных финала, против трех разных тренеров и команд, и выиграл в каждом случае. Так казанский «Зенит» стал обладателем Кубка России, победителем Лиги чемпионов и лучшей командой лучшего европейского чемпионата. Мы про Россию, конечно.

‑ Сегодня катались на квадроциклах с другом, выезжали за город, жарили рыбу, как видите, ничего связанного с волейболом, - рассказывает тренер, о неофициальной награде за тяжелый сезон. ‑ Выходные. 12-го встретимся с командой поработаем до середины июня и уже тогда у всех будет официальный отпуск.

‑ Рыбачите?

‑ Нет, просто жарили рыбу, рыбалка не мое, я, скорее, охотник. Этим уже давно увлекаюсь.

‑ Идеальный отпуск как выглядит?

‑ У меня есть любимое место в Испании, городок Альтеа, между Аликанте и Валенсией.  Я выезжаю туда, отключаюсь от всего и две недели провожу время там. Занимаюсь спортом, плаваю, загораю, не тренирую, а сам тренируюсь.

‑ Официальные приемы позади?

‑ Да, мы встречались с руководством республики, с президентом Татарстана. Когда ты побеждаешь и люди отмечают твои победы, это приятно.

‑ Самый запомнившийся официальный прием за ваши 16 лет тренерской карьеры?

‑ Они все ценны, но, наверное, когда президент вручал Орден Почета, было ощущение, что такое событие в принципе может быть один раз в твоей жизни.

‑ Финал с «Белогорьем» пересматривали?

‑ Ох, помилуй меня, нет. Эмоции пока не хочется тревожить. Пока не хочется даже думать про него.

‑ Первый матч вас удивил («Зенит» проиграл Белгороду 0:3)?

 ‑ Да нет, Белгород сыграл в свою игру, мы наоборот только в третьей партии более-менее поняли, как с ними нужно играть. Ну и как в любом деле есть правило: кто меньше делает ошибок, тот выигрывает. Нам про это напомнили.

- Самая эффектная фраза этого финала, наверное, у Сергея Тетюхина: «На месте Алекно, я бы себя на Олимпиаду не взял, но у него есть чуйка»...

‑ Как Сергей играет сейчас, как он ведет себя на площадке, как он ведет себя в жизни, с точки зрения, человеческих качеств - зная это, ты не можешь не позвать его в сборную. Он игрок с большой буквы, легенда волейбола, идол волейбола, боец, игрочище.

‑ Сезон у вас начался с поражения «Белогорью», потом все стало приходить в норму. Был момент, когда вы понимали, что команда играет так, как вам хочется?

‑ Сначала было много проблем, были травмы, у сборников была усталость, уход Андерсона очень сильно подломил психологически, хотя его же возвращение добавило сил и кислорода. Но танец хорош концовкой. Без поражений играть начало и середину чемпионата, чтобы проиграть в конце турнира... какой в этом смысл? Мы сумели набрать ход к важным матчам.

Мы выиграли Лигу чемпионов, мы проигрывали второй матч «Белогорью» 0:2 и вытащили его, запомнится пятая партия в матче в Казани, которая стала последней в финальной серии. В эти моменты было видно, что у нас есть команда, которая может многое.

‑ Вы купили кубинца Вильфередло Леона и он стал одним из лучших в чемпионате. Когда возникла идея позвать его?

‑ Давно думал про Вильфредо, давно работали в этом направлении, еще ведь по его играм за Кубу было видно, какого уровня это игрок и каких возможностей. Просто сначала была дисквалификация, потом ряд сложностей, но я рад, что все получилось.

Честно, думал, что ему, возможно, будет тяжеловато играть в России: первый сезон, пока привыкнет и так далее. Но он молодец. Очень талантливый: и физически, и технически, и по-человечески. Обычно латиноамериканцы более расслабленные, но Вильфредо очень профессионально относится к тому, что делает.

- Мэттью Андерсон уехал из команды в середине сезона, сославшись на депрессию. В какой-нибудь пафосной книге - вы бы не простили ему «предательства», но следующий сезон, как и концовку этого, он будет в «Зените». Почему?

‑ Мы все обсудили, обратили внимание на какие-то вещи. Человек действительно был эмоционально опустошен, и потом игрок не может существовать вне быта, а это тоже сложности. Нам на самом деле очень сильно помог Теодор Слапаров (либеро команды), который всем иностранцам помогал именно в каких-то жизненных вещах, помогал освоиться в Казани, привыкнуть ко всему.

‑ Ну и перед стартом этого сезона вы удивили, пригласив в команду Алексея Спиридонова. Сезон позади - не разочарованы?

‑ Алексей оправдал все надежды, а насчет того, что было раньше - говорят же, что прошлого не вернешь, а будущего мы не знаем. Поэтому мы живем тем, что есть здесь и сейчас. Здесь и сейчас Спиридонов игрок «Зенита», душа команды. Да, ему есть в чем расти в волейболе и для игры в сборной, и для игры в «Зените». Но он знает, о какой работе идет речь, знает, что ему делать. Может быть стоит, научится молчать в каких-то моментах, даже если ты прав. Но это игрок, хороший человек, хороший парень.

‑ В начале следующего сезона и Спиридонов, и Михайлов с Сивожелезом, и, скорее всего, Вербов с Апаликовым вернутся к вам после игр в сборной. Это проблема?

‑ Мне не нравится рассуждать об этих вещах: календарь, другой календарь, перегруженность. Если не хочешь быть перегруженным - не играй Лигу Чемпионов. Есть определенные реалии, задача талантливого тренера - быть к ним готовым.

Есть смысл просто улучшать и более внимательно относится к восстановительному процессу, который сегодня значит, наверное, даже больше, чем подготовительный.

‑ Вы довольны работой судей в турнире и какое самое уязвимое место в правилах?

‑ Судьи отработали этот сезон очень хорошо, и их тоже можно понять. Сегодня скорость полета мяча такая, что не всегда человеческий глаз может адекватно воспринимать его траекторию. Поэтому были какие-то ошибки, но в общем, работали арбитры хорошо.

‑ В Лиге чемпионов говорили, что каждому тренеру выдадут по планшетному компьютеру и предложат с их помощью делать замены и просить повторы?

‑ Эта затея с самого начала показалась странной. Ты и так на нервах, в игре, и тут тебе еще нужно осваивать новую технику. Не очень удобно. К счастью, это все не сработало, с первого же дня стало понятно, что это все не работает и организаторы отказались от такой идеи.

‑ После финала вы побывали на шоу «Вечерний Ургант», понравилось?

‑ Иван давно приглашал, просто долгое время не получалось приехать. По-моему ничего плохого в этом нет, когда удается посетить такие программы. Ваня ‑ веселый интересный парень, было здорово побывать там. Тем более нельзя все время находиться внутри спортивных каналов, спортивных программ. Побывать на Первом и в каком-то развлекательном шоу - очень хорошо хотя бы для популярности спорта.

‑ Волейбол пока уступает хоккею и футболу в рейтингах, беспокоит ли это и как это можно изменить?

‑ Изменить реально и мы мечтаем это сделать, но нужны деньги, а не только мое желание. Хочется свой канал запустить, делать какие-то масштабные мероприятия. Надеемся, что со временем у нас это будет получаться.      
Новости. Волейбол