«На скамейке я, как лев в клетке»
8 марта стартует плей-офф в мужской суперлиге. Капитан нижегородской «Губернии» Николай Павлов дал интервью Sovsport.ru, где рассказал, почему сезон для него тяжелый, когда в клубе начались проблемы с деньгами и почему он подписал с «Губернией» долгосрочный контракт.
«ПРОБЛЕМЫ С ДЕНЬГАМИ КОПИЛИСЬ КАК СНЕЖНЫЙ КОМ»
- Николай, сезон, похоже, пору назвать самым неудачным в карьере?
- Мне кажется «неудачный», все-таки, неправильное слово. Правильнее будет - тяжелый. Я так и не смог до конца восстановиться после травм. Сначала была одна травма, она переросла во множество разных, последствия которых продолжают сказываться. Сейчас поддерживаю форму, пытаюсь восстановиться в надежде, что мне удастся сыграть в плей-офф, помочь команде, которой в этом сезоне тоже очень тяжело. Во-первых, сейчас большой «лазарет», во-вторых, финансовые проблемы, из-за которых клуб вынужден на всем экономить.
- Вы третий сезон выступаете за нижегородскую команду. В таком сложном финансовом положении она еще не пребывала?
- Проблемы начались во второй половине прошлого сезона. С тех пор «снежный ком» накапливался и в итоге в этом году превратился в большой шар, который, разбившись, накрыл не только игроков - накрыло всех работников ВК «Губерния». То, что сидим без зарплаты, конечно, сильно подрывает моральный дух коллектива. Но я хочу сказать большое спасибо и тем, кто поддерживает нашу команду, и игрокам, которые терпят, при этом играют, невзирая на травмы, полностью отдаются команде и городу.
«ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО СИТУАЦИЯ НОРМАЛИЗУЕТСЯ»
- По окончании прошлого сезона не думали о том, чтобы поискать более благополучный в финансовом плане клуб?
- По окончании сезона-2013/2014 контракт заканчивался, и поскольку в игровом плане меня все устраивало в «Губернии», я был не против остаться в Нижнем Новгороде. Не скрою, поступали другие предложения - и от очень именитых клубов тоже. Однако я решил остаться в «Губернии». Более того, подписал долгосрочный контракт - на три года. Согласен, нужно думать и о будущем, тем более, когда у тебя семья, дети, которых надо содержать. Пытаемся как-то приноровиться, но то, что сейчас происходит в команде - очень тяжелая ситуация для всех. Допустим, когда ты в сезоне получишь две зарплаты, а рассчитывал на другое, хочешь - не хочешь, а следующий сезон начнешь либо с долгов, либо с каких-то проблем.
- С подобной ситуацией столкнулись впервые?
- Настолько проблемных ситуаций не было, в том плане, что все это продолжается очень долгое время. Руководство области пытается помочь клубу выйти из трудного положения, но накопилось много долгов. По долгам, как говорится, нужно платить, а платить нечем... А что касается моего решения остаться в «Губернии», то я понимал, что если уйду из команды, то ей будет еще тяжелее. В контракте есть определенные условия, но мне хочется верить, что в Нижнем Новгороде все нормализуется, и нам наконец-то выплатят деньги.
- В первом раунде плей-офф «Губерния» встречается с московским «Динамо». Как оцениваете шансы нижегородцев пройти дальше?
- Конечно, в противостоянии с «Динамо» будет нелегко, тем не менее, сдаваться до игры никто не собирается. Но даже если ты проиграешь первый раунд, останется возможность побороться за пятое место, а это тоже интересно, это дает путевку в еврокубки.
«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ «ДОПИНГ» ТОЖЕ НЕОБХОДИМ»
- Два предыдущих сезона с учетом выступления за сборную вы работали практически без отдыха. Возможно, отсюда и серьезность травмы, организм не справился с нагрузкой?
- Возможно и такое, я игрок не молодой. С другой стороны, подобная травма могла случиться от разных факторов. Приземлился неудачно, «дернул» связки как-то не так, а организм оказался не готов.
- Только одна травма выбивает спортсмена на месяц, а другая - на сезон...
- И я поначалу думал, отделаюсь легким испугом. А получилось, что все очень серьезно и надолго. Лечили везде. Я и в Италию ездил - там еще кое-какие болячки нашли, которые здесь не увидели.
В этом сезоне «Губернии» вообще «везет» на травмы. Вот, некоторые болельщики недоумевают: почему в прошлом сезоне наша команда претендовала на высокие места, а в этом боролась за право попасть в восьмерку. Но когда в составе много травмированных, тренер не может построить ни тренировочный процесс, ни игровую схему - ничего! Когда «выпадают» один-два игрока, еще возможно привлечь молодежь, как-то восполнить пробел. А когда травмированы пять или шесть игроков основного состава, то на площадке никакие схемы не воплотишь в жизнь. Я после травмы с переменным успехом выходил в нескольких матчах, пытался помочь.
- Врачи дали вам добро на то, чтобы играть, или вы форсировали события на свой страх и риск?
- Скажем так, не могу сидеть на замене. Когда нахожусь на площадке, мне легче. А со скамейки запасных каждую игру срываешь голос, при этом сидишь, как лев в клетке, и ничего не можешь сделать... Когда по-настоящему живешь волейболом, то едва почувствовав, что тебе стало легче, сразу пытаешься что-то делать. Тебя останавливают, а ты все равно лезешь. Потом опять получаешь травму, за что тебе достается от тренера и докторов. В то же время, порой нужно выйти и дать энергию команде, чтобы переломить ход матча. Ведь не все зависит только от того, как ты играешь - дополнительный эмоциональный «допинг» тоже может подхлестнуть ребят, «завести» их. Поэтому иногда даже на одной ноге выходишь и играешь. Но, поверьте, в нашей команде так поступают все, не только капитан.
«НИКИТА ЛЯМИН БЫЛ ХОРОШИМ КАПИТАНОМ»
- Роль капитана, доставшаяся вам в наследство от Никиты Лямина, накладывает дополнительную ответственность?
- Да я и в прошлом году вел себя с легким сумасшествием, - улыбается Николай. - Роль капитана состоит еще и в том, чтобы быть связующим звеном в цепочке игроки - тренеры - руководство клуба. Надеюсь, эти травмы когда-то должны закончиться. К тому же, на моей памяти есть примеры, когда капитан команды оставался на скамейке. Так, в новосибирском «Локомотиве» одно время капитаном был Андрей Ащев, и тоже играл эпизодически. Да что далеко ходить, вспомните Никиту Лямина! Когда он появлялся на площадке, то давал тот огонь, который был нужен «Губернии». Никита «заводил» одноклубников. И поверьте, он был хорошим капитаном.
- В прошлом сезоне «Губерния» выигрывала чаще, чем в нынешнем. Ваша семья не замечает, что стали приносить домой больше негатива?
- Конечно, замечает, и это не связано именно с результатами матчей. Травмы накладывают свой негативный отпечаток на эмоциональное состояние, и зачастую приходишь домой как туча. Жена понимает, что в этом отношении она должна мне помочь, потому что в противном случае можно «закрыться» и уйти в себя надолго. Кстати, это не только меня касается, а многих наших игроков. И когда близкие это видят, они пытаются нас взбодрить. Разными способами, но пытаются...
- Надо ли понимать, что последствия травмы не позволят вам в этом году претендовать на место в сборной России?
- Очень сложный вопрос. Доктора сборной тоже принимают участие в моем процессе восстановления, а что из этого выйдет, будет видно летом. Возможно, не смогу поехать в национальную команду, возможно, они что-то придумают, и я успею восстановиться. Если не сложится со сборной, буду заниматься дальнейшей реабилитацией.
Пары плей-офф
Кузбасс (Кемерово) – Белогорье (Белгород), Факел (Новый Уренгой) – Зенит-Казань – Губерния (Н. Новгород) – Динамо (Москва), Газпром-Югра (Сургутский р-н) – Локомотив (Новосибирск)
Серия до двух побед. Первые матчи пройдут 8 марта, на площадках команд, указанных первыми. Вторые – 15 марта на площадках команд, указанных вторыми. Если понадобятся третьи матчи, они пройдут в тех же городах, что и вторые поединки. Даты пока не определены.