«Даже с такой игрой сборная России может выиграть чемпионат мира»
Известный российский тренер Павел Борщ рассказал Sovsport.ru о проблемах, с которыми на чемпионате мира столкнулась женская сборная России, а также объяснил причины неудачного выступления у мужчин.
«ВЫБРАЛИ ДРУГОЙ ПУТЬ»
– По вашему мнению, в какой волейбол пыталась играть сборная России? Что именно не получилось?
– Перестройка, которую затеял Юрий Маричев в прошлом году, и которая у него получилась на чемпионате Европы, замедлилась. С приходом Гамовой и других исполнителей игра стала более взвешенная, высокая и простая. Вернулись туда, откуда начинали. Это огорчает.
Если бы мы поступательно шли по намеченному пути, который, по моему мнению, перспективный и правильный, могли бы придти к другим результатам с точки зрения качества игры. Она у нас на сегодняшний день явно хромает. Огорчает, что мы не пошли по пути ускорения игры и сближения женского волейбола к мужскому. Хотя и с нынешней игрой можно выиграть чемпионат мира.
– Что заставило пойти по другому пути?
– Наличие в команде исполнителей, которые не могут вписаться в схему тренера. Это мое мнение, которое я никому не навязываю. От женского волейбола я нахожусь достаточно далеко, но вижу моменты, к которым не могу относиться безразлично.
Под ту концепцию, которую Маричев задействует в мужском волейболе и попробовал в женском в прошлом году, нужны другие исполнители: качественный прием, первый темп, в края передача должна идти намного быстрее. Это было в прошлом году, а сейчас куда-то пропало. Думаю, что свою линию нужно было гнуть до конца. Даже в случае неудачи можно было бы сказать: «Я шел до конца по пути, который наметил». Но сейчас оказывается, что с того пути мы свернули, а нового пути можем и не найти.
«ВЫ БЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ МЕССИ?»
– Вы говорите про прием, но задняя линия у нас та же: Кошелева, Пасынкова и Крючкова.
– К составу с Пасынковой мы пришли только в последних играх. Начинали в другом сочетании. О каком приеме можно говорить, когда на задней линии находятся Кошелева и Обмочаева. По сути, у нас есть три диагональных игрока, если учитывать Гамову. Если бы они забивали 80 процентов атак, можно было пережить плохой прием, а у нас не забивают даже 50 процентов.
Тактика без приема оправдана была при Николае Карполе, когда в его распоряжении были Екатерина Гамова, Елена Година, Евгения Эстес, Любовь Соколова, Ирина Смирнова. Знаковые люди, которые забивали из четвертой зоны по 60-80 процентов мячей. И даже при тройном блоке соперника. Если же нападение не дает запредельного процента, в районе 70, нужно брать чем-то другим.
– Из ваших слов напрашивается вывод, что приглашение Гамовой было ошибкой. Зачем же ее приглашали?
– Как можно отказаться от Месси? Он бегает, забивает по 50 голов. Точна такая же история. Как откажешься от Гамовой, если она – лучшая в мире?!
– С такой игрой можно обыграть Бразилию и Сербию?
– Почему «и»? Нам не обязательно выигрывать два матча. Достаточно выиграть только у Сербии. На данный момент нас «минус одно» очко. Сегодня Россия играет с Бразилией, а Сербия с США. Очень вероятно, что обе команды проиграют. И все будет решаться в очном поединке в последний день. Сборная России может обыграть Сербию с любым счетом. Не вижу нереальных задач.
«ПРОБЛЕМА В ЖЕЛАНИИ ПОБЕДИТЬ»
– Команда не может удержать лидерство. Постоянно происходят провалы, пропускаем по пять очков подряд. От чего это идет?
– От запредельного желания. Оно мешает. Ошибка в том, что нужно не хотеть выиграть, а нужно хотеть правильно выполнить то, что говорит главный тренер. Маричев говорит: «Страховать». Значит нужно страховать. Маричев говорит: «Не скидывайте за блок. Скидывайте в шестую зону». Значит нужно скидывать в шестую зону. Мы все это слышали в перерывах.
Но желание выиграть у наших игроков затмевает установки тренера. Эмоции наших девушек захлестывают, они не выполняют правильно то, что от них требуется, поэтому игра идет такими «скачками». Маричев не ставит невыполнимых задач. Он грамотный специалист и говорит правильные вещи. Нужно просто послушать его и сделать то, что он сказал. Но наши игроки так хотят выиграть, что просто забывают про то, что сказал тренер. Это идет от желания. И в этом я вижу большую проблему, но ее можно легко исправить.
– Вам не кажется, что Татьяна Кошелева несет слишком большую нагрузку в атаке?
– Да. Нужно более ровно распределить количество атак. Крайние нападающие должны атаковать приблизительно одинаково. Таким лидерам, как Кошелева, можно доверить «концовочные» мячи и мячи в сложных розыгрышах. Если она атакует сто раз, а остальные по 20 – это неправильно. Сборная России – это не команда одного игрока. У нас много качественных исполнителей, но получается, что мы зависим только от того, как сыграет Таня Кошелева. Это плюс ей, но минус всей команде.
– Почему мы играем с двумя либеро. Неужели Крючкова так плоха в защите, а Малова в приеме?
– Крюкова действительно в приеме играет существенно лучше, чем в защите, как и Малова в защите намного лучше, чем в приеме. Использовать сильные стороны игроков – это нормально. Не вижу ничего страшного.
– Но мы лишаемся одного полевого игрока. В матче с США мы оставили вне заявки двух центральных, а у тех, кто оказался в заявке – игра не пошла.
– Совершенно верно. Маричев и сказал, что это была ошибка. Но речь идет не о том, чтобы убрать либеро. Нужно убрать «лишнего» игрока. Кто на сегодняшний день «лишний»?
– Подскальная или Обмочаева.
– Вариант. Обмочаева рассматривалась как основной вариант, но сейчас ее выход на замену не предусмотрен, потому что за замену выходят Косьяненко и Малых. Их связка хорошо работает и ускоряет игру. Это домашняя заготовка. И получается, что Обмочаеву только вместо доигровщиц. Но как? Вместо Кошелевой в атаку или вместо Пасынковой в защиту? Маловероятно.
«ПРОБЛЕМА НЕ В ТРАВМАХ»
– Первым аргументом неудачного выступления сборной России приводили травмы трех игроков: Михайлова, Сивожелеза и Вербова. Сейчас все чаще вспоминают о травмах Морозовой, Шляховой и Чаплиной…
– Травмы – это не оправдание, а констатация факта. Никто не говорил, что мужская сборная проиграла только из-за отсутствия Михайлова, Сивожелеза и Вербова. Это причина и ее нельзя не учитывать. Однако применительно к мужчинам и женщинам могу сказать, что те, кто поехали – достаточно квалифицированы, чтобы играть за первое место. Да, тяжело без травмированных, но это не говорит о том, что мы не можем играть. Проблемы в другом.
– Также в мужской команде сетовали на травмы обоих диагональных по ходу турнира.
– В играх с Бразилией и Польшей, в которых многое решалось, принимал участие Николай Павлов и был одним из лучших. Поэтому делать скидку на отсутствие двух диагональных я бы не стал. Мы играли с основным диагональным. Мало того, этот диагональный был лучшим на площадке. Да, Павел Мороз не помешал бы, но также не помешали бы еще Александр Волков, Сергей Тетюхин и Тарас Хтей. Их присутствие бы помогло, но их не было. Зато были люди, которые тоже очень хорошо умеют играть в волейбол. И доказали это в прошлом году.
– Мужскую и женскую сборную сравнивают по плохой игре в приеме. Как эту проблему можно было бы обойти в мужской команде?
– Давайте проанализируем. У нас основной связующий Сергей Гранкин. Хороший связующий. Один из лучших в мире. В чем его сильная сторона? Его сильная сторона – выводить нападающих на быстрой игре на разорванный блок при хорошем приеме. Это его сильная сторона. В этом он один из лучших. Но когда нет приема – все сильные качества Сергея заканчиваются. И встает вопрос: «Почему мы используем связующего, который не может продемонстрировать свои сильные качества при отсутствии приема?»
Давайте возьмем связующего, который может играть с плохого приема. И это как раз Сергей Макаров. Он привык и умеет пасовать с плохого приема. Он может выйти и отдать простую передачу. И ждать, когда будет хороший прием. А мы не использовали Макарова, будто его и не было, несмотря на то, что он капитан команды и опытный игрок. И это не камень в чей-то огород, а результат анализа. Если нет приема, нужно использовать связующего, который это может пережить. Гранкин это пережить не может. Без приема он пасует в пять раз хуже, чем с ним. Макаров пасует почти так же.
– Можно ли сравнить результаты мужской и женской команды?
– Нет. Результаты можно сравнивать только после окончания турнира, а женская сборная еще продолжает борьбу.