Владимир Алекно: Мы убили соперников подачей!
В интервью «Советскому спорту» Владимир Алекно рассказал о том, что помогло «Зениту» второй год подряд стать чемпионом страны.
«ФИНАЛ ПОЛУЧИЛСЯ НЕ СОВСЕМ ВОЛЕЙБОЛЬНЫМ»
– Владимир Романович, в плей-офф «Зенит» не дал сопернику ни единого шанса. Или это только кажется?
– Все познается в сравнении. В прошлом году выдался тяжелый полуфинал с Белгородом, зато финал сложился попроще. Нынче – по-другому, но и команда у нас другая. Я очень переживал. Особенно сильным внутреннее напряжение оказалось в полуфинале. Матч за Суперкубок и вторая игра с «Динамо» в регулярном чемпионате показали, что просто не будет: соперник был способен побеждать, несмотря на все свои проблемы.
– Но «Зенит» легко выиграл…
– Легко ничего не бывает, особенно в полуфинале, где слабых уже нет. Но то, что мы не отдали ни одной партии, я объясняю уровнем нашей команды. И настрой был сумасшедшим! Ребята очень хотели выиграть, к тому же прекрасно понимали, для чего они находятся в «Зените» – клубе, в котором с каждого игрока особый спрос.
– После второй игры финала на мой вопрос «Неужели соперник так слаб?» один из ваших игроков ответил: «Белгород в порядке, это мы здорово готовы»…
– Знаете, полуфинал и финал получились… – Алекно на несколько секунд задумывается, – не совсем волейбольными, что ли. Мы убили соперников подачей. Она у нас так летела, что волейбола было мало – больше организации, тактики. Ребята из Белгорода говорили: «У Новосибирска есть два-три человека, кто подает, у Казани – вся команда!». И подачей мы постоянно держали соперников в напряжении. А вот третья игра финала вышла зеркальным отображением: «Локо» на подаче рисковал, это сработало, и уже мы не могли вздохнуть. Так что я понимаю, как тяжело соперникам противостоять нам.
А еще мы здорово сыграли в защите. На мой взгляд, именно эти два элемента игры говорят о силе и настрое. Если команда стабильно подает и защищается – значит, все в порядке. Атака же в современном волейболе у всех примерно равна. И нынешние полуфиналы и финал это подтверждают.
«ЛИГА ЧЕМПИОНОВ – НАШ ПРОВАЛ»
– Что скажете об уровне волейбола в чемпионате России?
– Уровень волейбола сегодня тяжело определить! Объясню: сейчас ФИВБ ищет возможности, чтобы нивелировать значение подачи, и скорее всего после Олимпиады в Лондоне будут приняты изменения в правилах. Тот хлеб, который мы сегодня заработали, надрежут.
– Какие изменения? Не подавать в прыжке?
– Нет. Пока это все в проекте – вспомните клубный чемпионат мира в Катаре (на нем было опробовано правило: первая после приема подачи атака должна идти с задней линии. – Прим. ред.). Ну, например, при подаче запретят приземляться в площадке или при атаке с задней линии – под сеткой… Потому-то я и говорю, что волейбола становится меньше: убойная подача, чуть более высокий мяч при атаке соперника – блок, защита сработала. А ты попробуй-ка заблокировать, когда идеальный прием!
– Эту линию ведения игры вы выбрали с начала сезона?
– Было бы глупо не использовать такой потенциал. Предвижу ваш вопрос: «А почему вы с «Олимпиакосом» так не подавали?»
– И почему же?
– Масса факторов, только не сочтите их за оправдание. Оправдания нет никакого, этим составом мы обязаны были побеждать «Олимпиакос» и играть в «Финале четырех». Лига чемпионов – наш провал. Одна из причин такого выступления – усталость. Играть каждые три дня, находиться в воздухе больше, чем на земле, очень сложно. К тому же февраль – самый тяжелый период, спад идет у всех команд. И требовать от ребят, чтобы подача летела так же, как и сейчас, было сложно. Она и не полетела.
«СОСТАВ СБОРНОЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ ТРЕНЕР»
– Вернемся к чемпионату России. Сразу несколько лидеров прошлых лет сдали позиции: «Факел» без боя уступил «Динамо», «Искра» тоже ничего не показала.
– Не буду анализировать выступление других клубов, у них есть свои тренеры и руководители… Могу только взять на себя смелость высказаться о кандидатах в сборную из этих команд. Уровень их игры, особенно сборников из Одинцова, наводит на печальные мысли.
– Почему же из «Зенита» в сборную вызван только Черемисин? С Вербовым и Тетюхиным понятно, они сами отказались, но ведь в Казани есть и другие игроки.
– Соглашусь с вами, сегодня Апаликов и Абросимов с любым из центральных блокирующих сборной могут играть как минимум на равных. И поспорить за место в составе с Волковым, Казаковым и тем более Асташенковым. Но решение принимал главный тренер сборной, и мы должны к этому решению отнестись с уважением.
– Болит душа за сборную?
– Болит. За державу обидно. Но, наверное, всему свое время. Уверен: те проблемы, которые сегодня существуют в сборной, решаются не одним днем. И даже не одним циклом. Нужно время. Но, как всегда, его нет, идет гонка за результатом. Хотя какие-то новшества есть: собранная сейчас команда, на мой взгляд, показывает, что выбрано правильное направление. Сборная получается боеспособной, возможно, и в этом году ей удастся чего-то добиться.
– Баньоли с вами общается?
– Только при личных встречах.
«В КАЗАНИ КАЖДЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ СВОИМ ДЕЛОМ»
– Два года подряд футбольный, хоккейный и волейбольный клубы из столицы Татарстана выигрывают золото национального чемпионата. В чем феномен Казани?
– Результат делают игроки, но еще нужно иметь возможность этих игроков собрать. Сегодня Рафгат Абдулхаевич (Кантюков, президент ВК «Зенит Казань». – Прим. ред.) дает нам эту возможность. Вы думаете, Ярославль или Тюмень в начале сезона не хотели стать чемпионами? Да все 12 клубов хотели! Но не у всех есть возможность. А у нас есть – благодаря Кантюкову, его амбициям, желанию быть первым. Когда я в начале сезона говорил, какие игроки мне нужны, слова «нет» не слышал. Ну и, конечно же, руководство республики заинтересовано. Я много клубов сменил, и нигде на матчи не ходило столько руководителей региона. Причем видно, что ходят по зову сердца.
– Можете сравнить вашу работу в «Зените» с работой в московском «Динамо» или во Франции?
– Сложно и не совсем корректно это делать – в каждом клубе свои плюсы и минусы. Когда в «Динамо» собрали тех игроков, с которыми я там работал, мы выиграли чемпионат и Кубок России. Точно так же и во Франции: спонсоры хотели выиграть чемпионат страны, и у меня была команда, которая смогла это сделать. Но когда мы этой же командой приехали в Белгород на Лигу чемпионов, хозяева нас укатали за 40 минут 0:3 – мы даже «мяу!» не успели сказать. У меня тогда просто не было игроков под Лигу чемпионов.
Одна особенность работы в Татарстане все же существует. Здесь любое место, кроме первого, расценивается как неудача. Команде, какая бы она сильная ни была, тяжело выигрывать, когда нет права на ошибку.
– Насколько важно для вас работать спокойно? Не представляю, чтобы Кантюков спустился из VIP-ложи к скамейке и что-то вам говорил по ходу матча…
– Он умный руководитель и вряд ли когда-нибудь так поступит – каждый занимается своим делом. И я работаю так, как считаю нужным. Сейчас хорошо – время триумфа, но и за все поражения отвечаю я. Ответственности за проигрыш в Лиге чемпионов с меня никто не снимал. И президент клуба, и наш куратор – министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров – сказали: «Тренер, твоя вина, что команда не была готова к борьбе и не играла». И они были правы.
– И были бы правы, отправь вас тогда в отставку?
– И на это у них есть полное право. Будь их желание – я бы ушел, как это делают все тренеры. Но, наверное, они понимали, какой у нас идет период, что игроки не машины, а живые люди.
«БОЛЛ ВЗЯЛ ПАУЗУ»
– Есть ли какая-то ясность с составом «Зенита» на следующий сезон?
– Пока идут переговоры с игроками.
– По вашим ощущениям, сколько еще способен играть Болл?
– Сегодня перед ним дилемма: завершать карьеру или нет? Хотелось бы, чтобы он еще год поиграл. Сам Ллой говорит, что за любой другой клуб ему играть неинтересно. И я его понимаю: он – Игрок с большой буквы, спускаться на ступень ниже не станет. И в то же время Болл понимает, каково это в его возрасте – еще раз выдержать такой напряженный сезон. Пока взяли паузу. Но я готов к любому развитию событий.
– Когда заканчивается ваш контракт?
– В этом году.
– Будете подписывать новый?
– Если предложат. Меня на сегодняшний день все устраивает в Казани: есть возможность работать, давать результат.