Девушка на миллион. Сегодня динамовка Наталья Сафронова сыграет против клуба, который требует у нее более миллиона долларов

В российском волейболе – беспрецедентная ситуация. В мае 2008 года Наталья Сафронова, капитан сборной – победительницы чемпионата мира-2005, подписала контракт с «Динамо», имея соглашение до 2010 года с одинцовской командой «Заречье». Неизбежный в этой с
news

ВОЛЕЙБОЛ. ЖЕНЩИНЫ
СУПЕРЛИГА

В российском волейболе – беспрецедентная ситуация. В мае 2008 года Наталья Сафронова, капитан сборной – победительницы чемпионата мира-2005, подписала контракт с «Динамо», имея соглашение до 2010 года с одинцовской командой «Заречье». Неизбежный в этой ситуации суд перед стартом сезона решил, что блокирующая должна выступать за москвичек. С этим согласился и исполком Всероссийской федерации волейбола (ВФВ). «Заречье» в ответ потребовало от волейболистки компенсацию за разорванный в одностороннем порядке трудовой договор – восемьсот с лишним тысяч евро…

«Советский спорт» уже писал о ситуации с двойным контрактом Сафроновой в номере от 21 октября. Сейчас мы решили подробнее разобраться в деле. Тем более что еще один суд не за горами: Волейбольный центр Московской области (ВЦМО) подал исковое заявление на Сафронову в Одинцовский городской суд.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ:

Наталья Сафронова нарушила действующий контракт с ВЦМО, подписав параллельно второе трудовое соглашение с «Динамо».

ИСКОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ:

Выплата компенсации за расторжение трудового договора сроком 1 июля 2008 г. – 30 июня 2010 г. по инициативе волейболистки.

«Профессиональный волейболист имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (по собственному желанию), предупредив об этом клуб в письменной форме не позднее, чем за один месяц. В случае расторжения контракта по инициативе профессионального волейболиста он обязан произвести в пользу клуба денежную выплату в размере суммы годового контракта плюс сумма, увеличенная на коэффициент 1.5 от годовой суммы контракта» (выдержка из текста контракта между ВЦМО и Н.А. Сафроновой).

ИСТЕЦ — ВЦМО В ЛИЦЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА АНДРЕЯ БЕЛЬМАЧА: «ФЕДЕРАЦИИ ПОРА УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ»

— Андрей Николаевич, начнем с самого начала. Когда вы предложили Сафроновой продлить контракт на два следующих сезона?

— Мы начали обсуждать этот вопрос с Натальей еще в декабре прошлого года, после того как «Заречье» выиграло Кубок России. Планировали подписать документы до Нового года. Потом Сафронова сказала, что ей надо еще подумать. И вот в 20-х числах апреля мы договорились. С тех пор контракт лежал на столе и ждал ее возвращения из отпуска. И когда Сафронова постучалась в дверь моего кабинета 16 мая, мы еще раз пересмотрели сумму контракта в сторону увеличения – и она расписалась на каждой странице. В том числе на той, где указаны правила расторжения контракта, основанные на федеральном законе, принятом весной этого года. Там сказано, что в случае расторжения договора по инициативе волейболиста он обязуется выплатить клубу компенсацию.

— Как определяется ее размер?

— Сафронова должна выплатить неустойку в размере годового контракта плюс эту же сумму, умноженную на коэффициент 1.5 (т.е. всего около 850 тысяч евро, или 29 миллионов рублей.– Прим. ред). Ряд клубов уже внес поправки в свои контракты, в соответствии с новым законодательством.

— То есть все клубы играют по разным правилам?

— В том-то и дело, что федерации давно пора установить правила перехода спортсменов из одного клуба в другой. Создать рынок. На сегодняшний день про переход игроков в регламенте есть лишь одна строка о том, что договоренность достигается по схеме клуб – спортсмен — клуб. И даже этот пункт не был соблюден в нашем случае… Получается, теперь любой спортсмен может летом подписать два-три контракта с разными клубами, а потом решить, какой ему больше нравится. А мы-то рассчитываем на игрока…

«ЗАКРЫТЬ ПОЗИЦИЮ САФРОНОВОЙ УЖЕ НЕРЕАЛЬНО»

— Когда еще было возможно найти равную замену Сафроновой?

— Игроки разбираются в мае. Продление контрактов с ведущими волейболистами происходит и вовсе в феврале. Сейчас найти хорошего игрока на ее позицию, да еще и не потратив лишних денег, нереально.

— В том, что дело дошло до суда, виновата Сафронова?

— Нет. Она не владеет своей головой. На этот шаг ее толкнуло «Динамо», не зная, какой у нее контракт с «Заречьем».

— Как должно было действовать руководство «Динамо», чтобы решить дело миром?

— Прийти к нам и сказать: «Мы хотим выкупить контракт Сафроновой». И мы бы договорились. А «Динамо» захотело ее украсть... Вот Анна Матиенко, дождавшись окончания всех выплат по контракту, ушла от нас в «Динамо». Она нам была нужна не меньше, чем Сафронова. И мы провели с ней беседу, но ничего не смогли сделать: она захотела поменять клуб. И мы спокойно ее отпустили, пожелав удачи.

— Сафронова утверждает, что вы принудили ее поставить подпись под контрактом.

— Что ж, значит, я влиятельнее Кашпировского и Чумака вместе взятых. Какой нормальный человек, подписав контракт с одним клубом, тут же поедет в другой и согласится подписать еще одно трудовое соглашение?

— Тогда, 16 мая, сколько времени вы беседовали с Натальей перед тем, как она поставила подпись?

— Поскольку с Наташей всегда трудно разговаривать, мы отвели на это два часа. Она до этого неоднократно читала контракт и знала все условия. К тому же здесь, в волейбольном центре, находились ее агенты. Когда она зашла ко мне, они остались за дверью. Потом постучали, спросили, не нужна ли помощь. Она ответила: «Нет, я подписываю контракт». Я не заметил, чтобы она сопротивлялась.

— Но суд поверил тому, что Сафронова подписала контракт под давлением.

— Суды эти странно проходили. В одностороннем порядке. Нас там никто не слушал. Теперь интересно будет посмотреть на действия федерации, если наш иск примет суд по месту жительства Сафроновой, а не тот, где слушали «Динамо», который находится по месту ее новой работы. Я не понимаю, что мы нарушили, что сделали не так... Мы же не подсовывали Сафроновой контракт под предлогом расписки за экипировку!

— Исполком федерации тоже разрешил Сафроновой выступления за «Динамо»…

— Я был абсолютно уверен, что пока федерация не выслушает две стороны, то она не примет решения. Но случилось по-другому… Мы будем добиваться, чтобы Сафронова выполнила условия контракта в полном объеме,исходя из российских законов, а потом пусть спокойно играет хоть за «Динамо»,хоть за Уренгой.

— Как пресечь возникновение подобных ситуаций в дальнейшем?

— Надо установить порядок перехода спортсменов из одного клуба в другой, создать общую для всех форму контрактов.

— Вы высказывали свое мнение на эту тему представителям федерации?

— Да, я предлагал свою помощь в разработке концепции переходов, контрактов, таблицы стоимости игроков и всего остального. Ответа так и не получил.

ОТВЕТЧИК — ВОЛЕЙБОЛИСТКА НАТАЛЬЯ САФРОНОВА: «Я ТУГО СООБРАЖАЛА»

— Наталья, что произошло на самом деле и когда были подписаны контракты с «Динамо» и «Заречьем»?

— Перед тем как подписать соглашение с «Динамо», на вечерней тренировке я объявила тренеру «Заречья» Вадиму Панкову о своем скором уходе. А утром 17 мая поставила автограф на контракте с московским клубом. Но в тот же день мне надо было поехать в ВЦМО за премией. И когда я приехала, пошел развод…

— Но под контрактом с одинцовским клубом вы подписались днем ранее…

— В тот момент я туго соображала, что происходит. Спросила у Бельмача: «Какое число?» Он говорит: «Пиши 16-е». Все было как в тумане... Пока я была в «Динамо» и подписывала контракт, моя голова работала ясно. Я осознавала ответственность и выражала свою волю. А все, что произошло дальше в тот день, было не совсем моим волеизъявлением…

— Как Андрей Бельмач заставил вас подписать контракт?

— Активная беседа с Андреем Николаевичем растянулась на три часа. Мне и так трудно далось решение о переходе. Я сомневалась – все-таки непросто это, новая команда. Вот на этих сомнениях он меня и поймал.

— Что произошло потом?

— Со мной был агент, который не смог мне помочь в момент подписания контракта. А когда я вышла из кабинета, ситуацию сразу начали разруливать.

— Так разрулили, что теперь вам угрожает выплата крупной суммы? Что будете делать, если иск «Заречья» удовлетворят?

— Не знаю, — пожимает плечами Сафронова. – Даже не представляю… Вот вы знаете, что будете делать, если вас заставят выплачивать такую нереальную сумму неизвестно за что? В контракте в пункте о расторжении договора была ссылка на законодательство 1999 года, по которому игрок ничего клубу выплачивать не должен. Поэтому есть большая вероятность, что все решится благополучно.

«ПАНКОВ БЫЛ УБИТ, УЗНАВ, ЧТО Я УХОЖУ»

— Почему вы предпочли «Динамо» «Заречью»? Вам предложили больше денег?

— Финансовые условия были равными. Но я давно хотела сменить клуб. Хотелось чего-то нового. Я решила, что если уж переходить, то в команду, с которой я не потеряю в уровне.

— Когда «Динамо» сделало вам предложение?

— Числа 14—15 мая. Я в тот же вечер решила, что соглашусь. И уже 17-го подписала контракт.

— Вы сказали, что сразу уведомили о решении наставника «Заречья» Вадима Панкова. Как он воспринял эту новость?

— Я думаю, его это сообщение убило. Он, наверное, до сих пор считает, что я прошлась по головам. Хотя я считаю, что «идти по головам» — это когда человек знает, что у меня есть контракт, и использует мои слабости, чтобы заставить подписать второй.

— Считаете, что Андрей Бельмач, вызвав вас к себе в офис, знал, что вы уже поставили автограф под соглашением с «Динамо»?

— Догадывался. А буквально через 10 минут после начала разговора я прямо ему это сказала.

— Тем не менее Панков вызывал вас в сборную.

— Думаю, это не Панков меня вызвал, а люди из федерации. А именно – Владимир Леонидович Паткин (генеральный секретарь ВФВ. – Прим. ред.) Но в сборной действительно все было сделано для того, чтобы я спокойно играла.

— Сейчас вы не жалеете, что решились на смену клуба?

— Наоборот, убеждаюсь, что сделала правильный выбор.

ПОЗИЦИЯ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИР ПАТКИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ВФВ: САФРОНОВА ПОСТУПИЛА НЕЭТИЧНО

– Мы считаем, что Сафронова сама была не права, поступила неэтично: переговоры с другим клубом начала вести раньше времени. Та же Матиенко ушла из «Заречья» совершенно нормально. У нее 30 июня закончился контракт, Анна дождалась этого срока и перешла в «Динамо». После того как возник конфликт, Сафронова направила в суд гражданский иск и выиграла дело. «Заречье» подало апелляцию на это решение, но суд вторично признал контракт игрока с клубом из Одинцова недействительным.

По поводу Сафроновой состоялось заседание исполкома федерации. Были разные мнения: дисквалифицировать условно и разрешить переход, отлучить от волейбола до конца года. В итоге члены исполкома, приняв во внимание постановление суда, решили разрешить Наталье перейти в «Динамо». При этом она была дисквалифицирована на год условно за заключение договора с другим клубом при действующем контракте. «Динамо» выплатило «Заречью» полагающиеся по регламенту деньги – 28 тысяч долларов США.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

16 МАЯ

Версия «Заречья»: Сафронова и заместитель генерального директора Волейбольного центра Московской области А.Н.Бельмач заключают контракт сроком на 2 года, который должен вступить в силу с 1 июля 2008 года, сразу по завершении действия предыдущего соглашения с ВЦМО.

Версия «Динамо»: Наталья Сафронова, у которой имеется действующий контракт с ВЦМО сроком до 30 июня 2008 года, на тренировке в Новогорске уведомляет главного тренера «Заречья» Панкова о своем намерении подписать контракт с «Динамо».

17 МАЯ

«Динамо»: Сафронова подписывает контракт с «Динамо», который начнет действовать с 31 августа 2008 года. После этого генеральный менеджер Андрей Бельмач вызывает Наталью в офис ВЦМО и вынуждает подписать еще один контракт с «Заречьем», датированный 16 мая 2008 года сроком с 1 июля 2008 по 30 июня 2010 года.

«Заречье»: Осознав произошедшее в кабинете Бельмача, Наталья Сафронова отправляет в адрес ВЦМО заказным письмом заявление о прекращении действия контракта и увольнении по собственному желанию с 26 июня 2008 года, до вступления в силу подписанного 17 мая с ВЦМО контракта. А также просит выдать ей трудовую книжку. 26 июня

«Динамо»: Сафронова приезжает в ВЦМО с целью получения трудовой книжки, но ей отказывают.

«Заречье»: Сафронова, которая по документам находится в отпуске, приезжает в Одинцово и через секретаря передает заявление с требованием выдать ей трудовую книжку.

27 ИЮНЯ

«Заречье»: Генеральный директор «Динамо» звонит генеральному директору ВЦМО Сергею Цветнову, интересуется причиной отказа в выдаче трудовой книжки.

20 ИЮЛЯ

«Динамо»: В связи с отказом ВЦМО выдать Сафроновой трудовую книжку она подает в суд с требованием о защите прав.

4 АВГУСТА

«Заречье»: В отсутствие представителей ВЦМО мировой судья Н.В.Бадальянц 383-гоучастка мировых судей г.Москвы рассматривает иск Натальи Сафроновой к ГУМО ВЦМО и Некоммерческому партнерству СК «Динамо» о выдаче трудовой книжки и допуске на работу соответственно. Второе слушание назначено на 11 августа.

6 АВГУСТА

«Заречье»: ВЦМО получает повестку на судебное заседание 4 августа. В течение двух дней оформляет все необходимые бумаги для переноса слушаний на более поздний срок: для того чтобы ознакомиться с материалами дела и найти адвокатов. Однако мировой судья игнорирует означенные документы.

11 АВГУСТА

«Динамо»: Состоявшийся мировой суд выносит решение обязать ВЦМО выдать Сафроновой трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении по собственному желанию с 26 июня. Также суд устанавливает, что подписанный Сафроновой под давлением Бельмача контракт не вступил в законную силу, а потому является недействительным. Однако «Заречье-Одинцово» по-прежнему отказывается выдать Сафроновой трудовую книжку.

«Заречье»: В отсутствие представителей ВЦМО мировой судья выносит решение обязать ВЦМО выдать Наталье Сафроновой трудовую книжку.

13 АВГУСТА

«Заречье»: Ознакомившись с материалами дела, Волейбольный центр Московской области подает апелляцию на решение мирового судьи. Учитывая, что клуб имеет действующее соглашение с игроком, по российскому законодательству существует лишь один способ смены клуба – расторжение контракта с выплатой компенсации, оговоренной в соглашении.

15 СЕНТЯБРЯ

«Динамо»: Адвокатами «Заречья-Одинцово» составляется апелляционная жалоба на решение мирового суда, в которой они стараются поставить под сомнение очевидные вещи, и подается в Мещанский районный суд.

26 СЕНТЯБРЯ

«Динамо»: Исполком ВФВ призывает клубы урегулировать взаимоотношения, а также просит ВЦМО в срок до 1 октября предоставить федерации их возражения на решение мирового судьи.

8 ОКТЯБРЯ

«Заречье»: Судья Мещанского суда Е.М.Наумова оставляет апелляционную жалобу ВЦМО без удовлетворения. В ходе слушаний доказательства, представленные представителями центра, остаются без внимания, в то время как слова Натальи Сафроновой принимаются на веру.

«Динамо»: Мещанский районный суд, естественно, в удовлетворении апелляционной жалобы «Заречья-Одинцово» отказывает.

14 ОКТЯБРЯ

«Заречье»: Заседание Исполкома Всероссийской федерации волейбола постановляет: разрешить Наталье Сафроновой переход из команды «Заречье-Одинцово» в «Динамо», допустить игрока к всероссийским соревнованиям, дисквалифицировать игрока на 1 год условно за нарушение регламента ВФВ (подписание спортсменом при наличии действующего контракта о спортивной деятельности с одним клубом второго аналогичного контракта с новым клубом).

«Динамо»: Исполком ВФВ в соответствии с контрактом Сафроновой с «Динамо», судебным решением мирового судьи, апелляционным определением Мещанского районного суда и в соответствии с регламентом принимает решение разрешить Сафроновой переход в команду «Динамо» и допустить ее к соревнованиям.

Новости. Волейбол