Главный тренер женской сборной России Джованни Капрара: После олимпиады подумаю о российском гражданстве
Россиянки еще не провели ни одного матча, а главный тренер нашей команды Джованни Капрара уже сорвал аплодисменты своих визави. Когда до итальянского специалиста дошла очередь ответить на дежурный вопрос о предстоящей Олимпиаде на общей пресс-конференции, он бодро пошел в атаку на микрофон не родными словами, подобно предыдущим ораторам, а русской речью: «Доброе утро, я Джованни Капрара, главный тренер сборной России...».
РЕКОРДНЫЙ НАБОР ТРЕНЕРОВ
Держу пари: волейболисты вчера установили рекорд пекинской Олимпиады. В 11.30 в пресс-центре огромного игрового зала «Кэпитал джимнезиум», где легко могла бы разместиться еще пара площадок, собрались тренеры всех сборных, которые разыграют оба комплекта медалей пекинских Игр. То есть 24 специалиста. И, что самое удивительное, в кои-то веки от количества не страдает качество: взглянешь налево – там сокрушивший недавно бразильцев у них дома в полуфинале Мировой лиги и выигравший этот турнир американец Хью Маккатчеон. Посмотришь направо – там сам Бернардо Резенде, более известный как Бернардиньо, улыбается и не скупится на комментарии о первом за шесть лет турнире, который его команда покинула без золота: «Кто сильнее нас? Да все! Американцы сильнее, поляки, сербы. Если повезет, даже Алжир может обыграть!»
Его коллега по бразильскому тренерскому цеху Хозе Роберту Гимараеш, он же Зе Роберто, который в 1992 году выиграл золото Олимпиады с мужской сборной, выслушав пламенную речь Бернардиньо, заливисто смеется. Сам он с 2003 года приходит на пресс-конференции в ранге наставника женской сборной Бразилии. В этом качестве наши волейболистки его уже обыгрывали – в памятном финале чемпионата мира 2006 года, уступая по ходу пятой партии финального матча 11:13. Но Зе Роберто признается, что он на русских не в обиде. И словно в подтверждение своим словам садится рядом с нашим тренером. Правда, соседствует не с Джованни Капрарой, а Владимиром Алекно.
Вообще по задумке организаторов тренеры из одной страны сидят вместе. Исключения составляют сборные, которые на Олимпиаде физически существуют только в единственном числе.
Можно даже подумать, что после массы очных встреч Алекно и Бернардиньо избегают друг друга. Но дабы вы не делали далеко и в неверном направлении идущих выводов, сообщаю: инициатива поменяться местами исходит от Капрары. Удалившись в дальний угол длиннющего стола, он по-дружески хлопает по плечу Бернардиньо. Не удивляйтесь, у них с Капрарой есть общая тема: женщины. Профессор Бернардиньо в свободное от побед с мужской национальной командой Бразилии время тренирует женскую «Рексону», которая регулярно выигрывает чемпионат страны.
Капрара же, похоже, проводит редкие свободные часы с учебником русского языка. По крайней мере именно с помощью великого и могучего Джованни докладывает журналистам о своих планах на Олимпиаду. Наставник полячек Марко Боннита, пару минут назад оттарабанивший пару скромных предложений на родном итальянском, бросает на соотечественника восхищенный взгляд. И обращается к польским журналистам: «Ребята, подарите-ка мне учебник!» Уверена, Капрара заговорил по-русски из принципиальных соображений, чтобы всем своим видом показать: сборная России для него родная.
БЕРНАРДИНЬО РАССКАЗАЛ ПРО БРАЗИЛЬЯНОК
– Джованни, долго тренировались? – спрашиваю Капрару после пресс-конференции.
– У нас сегодня выходной! На церемонию открытия даже не пойдем – завтра слишком рано начинается матч с Италией, — задумчиво рассказывает Капрара, который, похоже, добился заметного прогресса не во всех компонентах разговорной речи.
– Я спрашиваю не о спортивных тренировках, а об изучении русского языка. Речь свою долго зубрили?
– А! Ответ тот же. Подумал минутку, как правильно выразить мысль, – и сказал простыми фразами.
– Прошли интенсивный курс русского языка перед Пекином?
– Угадали! Двадцатидневный, – хвастается Капрара.
– А о чем говорили с Бернардиньо?
– О бразильянках. Он же зимой работает тренером в женском клубе, всех знает.
– То есть тренер, который не раз оставлял мужскую сборную России без золота, консультирует женскую команду?
– Нет, что вы! Мне его подсказки не нужны.
– Эта Олимпиада для вас первая. Волнуетесь?
– Немного. Все-таки атмосфера здесь особенная, много впечатлений, эмоций. Но играть не боюсь.
– Выступать, кстати, придется в двух разных залах по очереди. Это проблема?
– Нет. Обе площадки очень хорошие, мы и там, и там тренировались.
– А Олимпийская деревня нравится? В Афинах многие тренеры были недовольны условиями проживания…
– Может, и хорошо, что я впервые попал на Олимпиаду в Пекине? В деревне здорово. Можно все время смотреть на спортсменов…
– В смысле следить, кто из соперниц режим нарушил?
– Не только. Мне нравится находиться в обществе спортсменов, которые представляют другие виды. Хотел даже сходить посмотреть теннис или баскетбол, но, думаю, некогда будет. Приходится просматривать очень много видео, даже времени на сон почти нет.
– В теннисе за кем следить собирались?
– Мне нравятся только женщины! – бескомпромиссным тоном заявляет Капрара. — Жалко, что Шараповой не будет... Зато уже видел в деревне Янкович, Иванович, Кузнецову. В мужском теннисе, правда, тоже есть интрига – обыграет ли Надаль Федерера.
– Но в Италии сейчас нет титулованных теннисистов, откуда такая любовь?
– Наших баскетболистов тут тоже нет. Но я бы хотел посмотреть на выступление дрим тим. Почему? Потому что это великолепные спортсмены. Еще мне нравится греческая команда. Там играет Папалукас, которого я еще в ЦСКА приметил. Очень быстрый, сразу прорывается к кольцу.
– А ваши первые соперники – итальянки – стали менее интересными после того, как Таймарис Агуэро покинула сборную (она отправилась на Кубу к больной матери и, вероятно, вернется лишь к четвертьфиналу. – Прим. ред.)?
– С ними все равно тяжело будет. Итальянки хорошо играют и с Агуэро, и без нее.
– А россиянкам удастся сыграть без грубых ошибок на приеме? Еще месяц назад вы жаловались, что с этим компонентом у нашей сборной не все в порядке…
– Если честно, то ничего не изменилось. Но, думаю, во время матча девочки соберутся и сведут количество ошибок к минимуму. Тогда наша команда сможет выиграть за счет атаки. Кстати, побеждать только благодаря высоким передачам, без использования первого темпа, помимо нашей команды может только Куба.
ПРОБЛЕМА РУССКОГО ВОЛЕЙБОЛА – В МЕЛОЧАХ
– Как думаете, неумение эффективно играть на приеме – национальная особенность российских волейболистов? Мужская сборная фактически из-за этого не прошла в финал Мировой лиги…
– Проблема русского волейбола – в мелочах. Как исполнить элемент, волейболисты знают хорошо, а о важности нюансов не думают. Не только в приеме, но и при исполнении паса, и в остальных элементах.
– А вашей команде и отрабатывать их не на ком было: ни одного серьезного турнира перед Олимпиадой…
– Да, опыта тяжелых матчей может не хватить.
— По-прежнему считаете, что все команды-участницы могут занять высшую ступень пьедестала?
— За золото будет бороться пятерка: Россия, Китай, Бразилия, Италия, Куба. Остальные могут завоевать серебро-бронзу.
– А вам серебра хватит?
– Нет. Согласен только на золото!
– А на российское гражданство уже согласны?
– Посмотрим после Олимпиады! Эй, а ты зачем подслушиваешь? – Капрара в шутку отодвигает диктофон итальянского коллеги. – Ты же ни-че-го не па-ни-ма-ешь! – Джованни смакует русские слова, наслаждаясь производимым эффектом.
«Если бы я не записал, как Капрара говорит по-русски, мне бы никто не поверил!» — признался через пару минут итальянский журналист, когда Джованни с криком «бас уходит» убежал в сторону автобуса.