Мастер подстраховки. Откровения пасующего «Факела» Владислава Жлобы, который отыграл сезон в качестве дублера Вадима Хамутцких
ВОЛЕЙБОЛ
ПОСЛЕСЛОВИЕ К СЕЗОНУ
В родном краснодарском «РУВД-Динамо» пасующий Владислав Жлоба был непререкаемым авторитетом. Однако заботы о повышении мастерства привели его в прошлом году из клуба-середняка высшей лиги «А» в ряды обладателя Кубка ЕКВ и четвертой команды суперлиги – «Факела» из Нового Уренгоя. Клуба, в котором о сохранении былого статуса не могло быть и речи, – ведь основной связкой у новоуренгойцев значился не кто иной, как капитан сборной России Вадим Хамутцких…
СОВЕТ ОТ ХАМУТЦКИХ
— Ты пришел в «Факел», уже зная, что в нем будет играть Хамутцких. Боялся, что на фоне великого игрока будешь смотреться слишком бледно?
— Было такое дело. Но дело не только в Хамутцких. В «Факеле» сначала я встретился на тренировке с Яковлевым, Савельевым, людьми, которые также выиграли не один титул за карьеру, и мне очень хотелось не ударить лицом в грязь. Пытался выжать из себя по максимуму, но иногда это приводило к обратному результату.
— Однако на сентябрьском Кубке Сибири и Дальнего Востока ты в отсутствие Хамутцких, который был задействован в сборной, выглядел очень прилично в роли основной связки. А «Факел» в итоге выиграл этот турнир второй раз подряд.
— К этому моменту я уже тренировался в «Факеле» под руководством Бориса Николаевича Колчина больше полутора месяцев. К тому же мне в Сургуте здорово помогали все ребята. Когда вдруг начинал ошибаться, они только подбадривали, говорили: «Забудь об этой ошибке, сейчас все исправим».
— В конце сентября к команде наконец присоединился и сам Хамутцких, игрок не просто классный, но и лидер по своей натуре, и на площадке, и за ее пределами. Не почувствовал давления с его стороны?
— После Кубка Сибири и Дальнего Востока мне все-таки было уже проще. Тем более быстро выяснилось, что Вадим, несмотря на свою звездность, не любитель постоянно «пихать», то есть поучать молодых. А в конце сезона, когда он получил травму, и я уже постоянно выходил на площадку, Хамутцких все время мне подсказывал, как лучше действовать в той или иной ситуации.
— И какие же самые ценные советы ты от него получил?
— Главное, о чем говорил Вадим, играть надо просто и качественно, стараться не делать собственных ошибок. Наверное, это объяснялось тем, что я по ходу сезона, выходя на замену, иногда пытался придумать что-то яркое, запоминающееся — тяжелый взлет или пас метров с пяти от сетки в неожиданную для соперника зону.
«ХОЧУ БЫТЬ ПЕРВЫМ»
— А каково это — быть постоянным запасным, пусть даже столь авторитетного игрока, как Хамутцких?
— Признаюсь, выходить на площадку очень хотелось, особенно тогда, когда чувствовал, что нахожусь в хорошей форме. Но внутренне понимал, что моя основная задача на сегодняшний день — это удачно выйти на двойную замену с диагональным Воронковым, чтобы чем-то помочь команде.
И это было непросто. Ведь чтобы удачно войти в игру, пусть и для нескольких розыгрышей очка в сете, надо весь матч находиться в тонусе, быть готовым выйти на площадку в любую минуту. С другой стороны, грех жаловаться: я постоянно выходил на замену и получал шанс показать, на что я способен.
— Твое появление на площадке с Филиппом Воронковым Колчин превратил в плановую замену, однако я хорошо помню, как в Голландии вы вышли, скажем так, не в свое время.
— Да, это случилось в матче Кубка ЕКВ против «Ортекса». Тогда в одной из партий мы здорово уступали, и Борис Николаевич сделал двойную замену, которая все вернула на круги своя. Кстати, был еще один похожий эпизод, в домашней игре с «Ярославичем», но большую часть сезона я отработал, именно страхуя Хамутцких.
— Сейчас Вадим вернулся в родной Белгород, поэтому ты имеешь шанс реально побороться за место в стартовой шестерке. Готов?
— Не знаю, кого пригласят на место Вадима, но, скрывать не буду, очень хочется больше времени проводить на площадке. Я бы очень хотел стать первым, тем более за год многое увидел, многое понял.
— Как складывалась работа с Колчиным? Много ли было шероховатостей? На мой взгляд, он из тех людей, кто по отношению к игрокам настроен позитивно. Но команда играла весь сезон неровно, здесь и сорваться не грех.
— Может быть, в каких-то резких высказываниях он и меня упоминал, но уверен, это не со зла, а сгоряча. После игры все разбиралось в спокойной, нормальной обстановке. А на следующий день продолжение следовало уже в тренировочном зале, где шла кропотливая работа над ошибками или теми элементами, которые требуют совершенствования. В том числе и с моей стороны.
«ЛЮБЛЮ СХИТРИТЬ»
— И над чем тебе в основном приходилось трудиться?
— Этих моментов слишком много, чтобы перечислить одной строкой. В суперлиге по сравнению с высшей лигой «А» гораздо тяжелее обмануть блокирующих. В хороших командах они здорово читают игру связок, и очень непросто сделать так, чтобы твой партнер получил возможность атаковать на одиночном блоке.
В элитном дивизионе качество требуется во всем, при этом игра большинства клубов идет на хорошей скорости. Поэтому и передо мной всегда стоит задача, с одной стороны, как можно быстрее сделать передачу партнеру, а с другой, ее качество не должно пострадать. Ведь даже небольшой брак пасующего может поставить нападающего в сложную ситуацию. Чуть не та высота передачи или я чуть дальше необходимого отвел мяч от сетки — и уже возникают проблемы.
— В современном волейболе пасующий должен хорошо играть и на блоке. Прибавил в этом элементе?
— Думаю, да. Хотя здесь работы еще немало. В конкретных матчах многое разъясняет и подсказывает Борис Николаевич. Например, сегодня ты играешь только со своим, игроком четвертой зоны, и я пытаюсь поймать его одиночным блоком, иногда срабатывает.
— А пожелание тренера для тебя закон?
— Вообще-то Борис Николаевич часто говорит, что я могу делать так, как сам того пожелаю. В действительности понимаю, что в игре в итоге происходит все так, как решил сам игрок. А значит, ему и отвечать.
— Чем ты можешь вывести из себя Бориса Николаевича?
— Мне, например, нравится сыграть с первым темпом с «отведенных» мячей — с двух и даже с трех метров. Очень люблю схитрить и тогда, когда есть хороший прием и вместе с тобой одновременно в воздух поднимаются все нападающие. У тебя есть масса вариантов даже скидку сделать, но особое удовольствие мне доставляет передача за голову, после которой партнер атакует на один блок или вовсе на чистую сетку.
— А ты можешь в последний момент изменить игровое решение?
— Да. Иногда даже бывает так, что до последней секунды думаешь об одном варианте, а в итоге выбираешь абсолютно другой. При этом ты даже не всегда отдаешь себе отчет, почему сделал именно так. Кстати, обычно это и есть самое правильное, лучшее решение.
«ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ В КРАСНОДАР»
— «Факел» в основном живет и тренируется в столице. Как вам Москва?
— Не люблю городской суеты. Мне ближе по духу небольшие города. Родился я в Гомеле, родители уже много лет живут в Адлере, а сам я уверен в том, что по окончании игровой карьеры вернусь в свой любимый Краснодар, где отыграл шесть сезонов за «ГУВД-Динамо» и встретил свою будущую супругу Ульяну.
— Какую перед собой ставишь задачу на будущий сезон?
— Играть и еще раз играть, повышать свой уровень. Меня все устраивает в «Факеле», так что надеюсь продолжить свой рост в этой команде. Думаю, в будущем сезоне «Факел» сможет вернуться на свои позиции. Все-таки нынешнее седьмое место — не совсем наше. На игру команды повлиял супернапряженный график игр. Мне кажется, ветеранам просто чуть не хватило заряда, свежести, сказались многочасовые переезды и перелеты. Был даже момент, когда три недели подряд мы вообще только и делали, что пересаживались из самолета в самолет. Но ничего – крепче будем!