«Главное – участие» – не наш лозунг»
На Универсиаде подмосковные спортсмены завоевали 98 медалей, в том числе – 57 золотых. Вернувшись из Казани, министр спорта Московской области Олег Жолобов рассказал об итогах Студенческих игр, будущем профессиональных клубов и подготовке к Олимпиаде в Сочи.
«УНИВЕРСИАДА ПОКАЗАЛА, ЧТО РОССИЯ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ ТУРНИРЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ»
– Никто не ожидал такого каскада медалей, – признается Жолобов. – Всего наша сборная выиграла 155 золотых наград, получается, что каждая третья медаль выиграна ребятами из Московской области. Глава региона Андрей Воробьев постоянно подчеркивает, что лозунг «Главное – участие» не для нас. Подмосковье было и будет одним из флагманов российского спорта.
– Какой медальный план у вас был перед Универсиадой?
– Рассчитывали на 20 наград разного достоинства. Но в спорте многое зависит от везения. У футболистов звезды не легли правильно, у мужчин-ватерполистов не легли. Хотя и те, и другие могли побеждать. И все же с самого начала было видно, что у многих ребят все получается. В целом Универсиада получилась очень интересной, тем более что таких масштабных соревнований Россия никогда еще не проводила. К тому же надо учитывать, что турнир прошел не в Москве, не в Санкт-Петербурге, не в Подмосковье, которые готовы к проведению турниров любого уровня, а в Казани. А ведь в регионах у нас проходит не так много соревнований.
– Призеры Универсиады будут премированы руководством Московской области?
– Мы хотим поддержать ребят, тем более что имеем такую возможность. Деньги не запредельные – 80 тысяч за золото, 60 – за серебро, 40 – за бронзу. Ребятам было приятно. «Дело не в сумме, а в том, что нас оценили», – говорили они. Кстати, подчеркну, что тренеры медалистов получат такие же премии за каждую медаль. Плюс федеральные деньги.
– Организация турнира в Казани вас не разочаровала?
– Организация была на очень достойном уровне. По своему опыту знаю, что ни одной стране, ни одному городу не удается подготовиться к такому крупному турниру, как Олимпиада или Универсиада, на все 100 процентов. Сам был свидетелем, когда в одну дверь входили журналисты, а из другой мусор выметался. Так было и в Барселоне, и в Сиднее, и в Атланте, и в Нагано. Всегда что-то доделывается.
– В Казани доделывалось?
– Наверное. Но явных накладок не было. Главное: мы показали всему миру, что можем проводить соревнования такого высокого уровня. Не только Казань, Татарстан, а вся Россия. Церемонии открытия и закрытия получились впечатляющими, запоминающимися, поставленными по качественным сценариям. Первая – более официальная, вторая – более студенческая. На последней запомнилось, как во время прохода по стадиону перемешались делегации и ребята из разных стран шли вместе. Кто-то уже с чемоданами, кто-то – на костылях (это у регбистов были серьезные травмы)... Шли, смеялись, призывали им аплодировать.
Кстати, «Казань-Арена», где проходили Церемонии открытия и закрытия, – просто фантастическая. Мирового уровня. В какие-то моменты я даже ощущал себя не в Казани, а где-то за границей. Вообще я очень впечатлен объемами спортивного строительства к Универсиаде.
«КЛУБАМ НАДО УЧИТЬСЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ»
– Раз уж мы заговорили о спортивном строительстве. Как обстоят дела с ним в Московской области?
– У нас есть программа «Наше Подмосковье» главы Московской области Андрея Воробьева по строительству 50 Физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) в 50 муниципальных районах. Хотим увеличить количество занимающихся спортом до 40 процентов от жителей области – с 1,5 миллиона до 3 миллионов человек. У нас не хватает ФОКов, стадионов, бассейнов, катков. Губернатор области говорит, что там, где появляются ФОКи, преступность снижается на 30 процентов. Это правда. На сегодняшний день обеспеченность спортивными сооружениями по градостроительным нормам – всего 14,5 процента. Сейчас в области – 7484 спортивных сооружения, нужно построить еще почти 20 тысяч, чтобы выйти на уровень 50 процентов. Огромное количество! Начинаем строительство 50 ФОКов, о которых я упомянул. Из них – 27 бассейнов. Мы понимаем, что это капля в море, но, с другой стороны, без таких капель не будет самого моря.
– Какое сейчас соотношение в бюджете области между финансированием массового и профессионального спорта и какое соотношение вы считаете идеальным?
– Все должно быть сбалансированно: денег не должно быть ни много, ни мало. Их должно быть достаточно. Раньше приоритетом был профессиональный спорт. В 2012 году на него выделили 2,5 миллиарда рублей, на массовый спорт – около 200 миллионов. Мы поменяли приоритеты: сейчас на профессиональный спорт выделяется миллиард рублей в год, на массовый – почти столько же: 800 миллионов. Лично я считаю, что и средства, которые тратятся на постройку упомянутых 50 ФОКов, а это 6 миллиардов рублей, – это тоже поддержка массового спорта.
– Профессиональные клубы наверняка затаили обиду.
– Как бы это ни прозвучало из моих уст неправдоподобно, но сами клубы тоже понимают, что нельзя зависеть только от дотаций, надо и самим зарабатывать.
– Они привыкли к другому…
– При всей моей любви к спорту, он не стоит в социологических опросах на первом месте в потребностях людей. Жилье, дороги, электричество, газификация – это первостепенные нужды. С клубами договорились, что они становятся государственными автономными учреждениями. У них будет государственное задание, которое они получат исходя из своих возможностей. И им надо учиться зарабатывать – хотя бы понемногу. А если нам говорят, что спонсоров они найти не могут, но их надо поддерживать, мы понимаем, что менеджмент такому клубу ни к чему. Надо оставить игроков, тренера, врача и массажиста. Клубам обязательно надо идти в массы. Свой вид спорта надо пропагандировать. Это такая же работа, как тренировки или сборы. А если к тебе на матчи приходят 200 человек, то для кого ты играешь за миллионы?
– Как будете бороться с неэффективными менеджерами?
– Всеми доступными средствами. Уже сейчас многое видно: кто-то крутится, идет даже на непопулярные меры, но пытается заработать. А кто-то сидит и обижается. У нас большое количество детских спортивных школ – более 200. Где их воспитанники? Покупаем чужих за наши деньги.
– Известно, что хоккейный «Атлант» уже нашел спонсора.
– Да, и Андрей Юрьевич Воробьев ему помог в поиске инвестора. 2 августа будет пресс-конференция, на которой мы официально об этом объявим. Кстати, тот же спонсор будет помогать команде по следж-хоккею.
«ПЛАН НА ОЛИМПИАДУ – 12–14 МЕДАЛЕЙ»
– В нашем разговоре нельзя обойти вопрос о вице-президенте федерации футбола Московской области Александре Евстигнееве, пойманном на взятке.
– Федерация – это общественная организация, мы не вмешиваемся в ее деятельность. Да, хотим очень плотно с ними работать, помогать в проведении соревнований. Все-таки футбол – самый массовый вид спорта в регионе. Что касается этого инцидента, то я неприятно удивлен. Такого быть не должно. Я разговаривал с президентом федерации Игорем Ефремовым, он сказал, что уже сейчас они проводят серьезный разбор полетов.
– От неприятной темы – к более приятной: как область будет готовиться к Играм в Сочи?
– Во-первых, уже сейчас мы собираем олимпийский штаб, который будет координировать всю подготовку к большому празднику, намеченному на 10 октября. На один день мы станем столицей Олимпийских игр: в четырех муниципальных образованиях – Коломне, Одинцове, Красногорске и Дмитрове – пройдет эстафета олимпийского огня. Хотим показать товар лицом: доказать, что не только с факелом можем бегать, но и способны устроить настоящий праздник.
Что касается спортсменов, то сейчас они готовятся на сборах в составе национальных команд. Мы, кстати, помогаем в этом: недавно пошли навстречу конькобежцам и на месяц раньше срока залили лед в Коломне, чтобы национальная команда могла провести сбор.
– Сколько медалей от спортсменов области ждете на Играх?
– 12–14. Очень надеемся на девчонок-хоккеисток из клуба «Торнадо» (Дмитров). Если они возьмут медаль, то план сразу перевыполним.
Тренер сборной России Сергей Гришаев: После провала на Европе все ждали нашего результата на Универсиаде
5 самых популярных спортсмена Универсиады