Мишино горе
Вот и первая драма Универсиады, фактически скандал. Казалось, их здесь не будет вовсе. На Алояна было больно смотреть. Он подходил к рефери со счастливой, ждущей совсем иного улыбкой. А тот вдруг провозгласил чемпионом Мишиного соперника, монгола с труднопроизносимой фамилией Энкделгера Хорхуу.
Миша, закрыв лицо руками, прошел по рингу, как сомнамбула, не веря в происходящее, и опрометью кинулся в раздевалку.
…А примерно за полчаса до боя Миши Алояна с Хорхуу, у ворот Центра бокса я встретила Александра Лебзяка. В белоснежной рубашке, при парадном галстуке главный тренер сборной и олимпийский чемпион улыбался с тем же уверенным предвкушением, как и Миша Алоян.
– Все будет хорошо! Ждем победы! – обнадежил Лебзяк.
– А в кулуарах знающие люди говорят о «комплексе монгола», существующем у Алояна.
– Миша – тертый калач! Справится, на эмоциях...
КОМПЛЕКС МОНГОЛА
…О «комплексе монгола» действительно говорили. От некоторых фактов не отвернешься, их невозможно игнорировать. Миша дважды проигрывал монголу, пусть не этому, не Хорхуу. Было очевидно, что проблема присутствует. Оставалось надеяться, с одной стороны, на то, что Миша внутри себя ее решит, поймет, что во время этих неудачных боев он сделал не так, перестроится. С другой – «монгол-то не тот».
По ходу поединка Алоян в самом деле смотрелся активнее. Поражение его настолько шокировало, что и в раздевалке, в одиночестве, он не смог его до конца принять. Я видела, как он стоял в коридоре в окружении девушек в белых беретах и в туфлях с эмблемами Универсиады, которые с минуту на минуту должны были вывести его обратно в зал, к пьедесталу.
Стоял со стекляными глазами, не поднимая головы...
Монгол Хорхуу (чувствую, что он станет теперь именем нарицательным) без злорадства, по-доброму попытался пожать Мише руку. Алоян ответил на дружелюбный жест холодно и вяло. Он полностью провалился в себя, в свои тяжелые мысли.
Миша и на пьедестале продолжал держать себя за подбородок, безучастно подставил шею под медаль и выслушал гимн, не поднимая головы.
Он хотел пройти мимо, но волонтеры фактически заставили его говорить. Говорить Миша не хотел, сделал усилие над собой...
«ВСЕ ЖЕ ВИДЕЛИ – Я НЕ ПРОИГРАЛ!»
Усилие было настолько заметным и далось ему настолько тяжело, что мы задали ему всего один вопрос. Как он, действующий чемпион мира, призер Олимпийских игр, расценивает свое поражение...
– Очень обидно, когда происходит такое, – глядя мимо нас, в пустоту, проговорил Миша. – Когда судьи принимают вот такие решения... Несправедливые! Все свидетели – и зрители, и тренеры, что я не проиграл!
Я готов еще допустить, что во втором раунде, где бой был равным, можно было бы отдать предпочтение моему сопернику. Хотя и это очень спорно. Но первый и третий раунды были выиграны мной однозначно!
Хорхуу в это же время наслаждался выпавшей ему минутой славы. Девушки-волонтеры просили у сына далеких степей автографы. Потомок воинов Чингисхана расписывался...
Мы пытались выяснить, понимает ли он по-английски. Оказалось, что нет. Но рядом с ним тут же возник русскоговорящий тренер, согласившийся взять на себя функции переводчика.
Тренер был настолько воодушевлен, что не ограничивался одним лишь переводом и кое-что добавлял от себя лично.
– Да-да, – радостно подтвердил тренер Хорхуу. – Это уже третье поражение вашего Миши от монгольских боксеров.
– Это известно. Переведите, пожалуйста: считает ли Энкделгер свою сегодняшнюю победу честной? Миша Алоян собственное поражение таковым не считает.
Пока Хорхуу отвечает на непонятном мне монгольском, я разглядываю мимику его лица...
Лицо не отражает ни малейших мук совести. Оно бесстрастно – создается абсолютное впечатление, что Хорхуу истинно верует в то, что говорит:
– Я выиграл честно! Мне странно слышать обвинения Алояна! Неужели судьи ничего не понимают? С какой стати им отдавать мне победу, если я ее не заслужил? Я нахожусь в вашей стране, у меня нет в боксе громкого имени, чтобы «заколдовать» судей своим авторитетом. В отличие от Миши Алояна, я не чемпион мира и только в этом году попал в сборную Монголии.
ТЕМНАЯ ЛОШАДКА
– Но вы знаете, что победили только что чемпиона мира?
– Я как-то не думал о том, что он чемпион мира. Для меня все равны. Я выхожу и бьюсь с любым. Вашего Мишу Алояна я не боялся!
– Вы слышали о том, что ему трудно с монгольскими боксерами, вы учитывали это при подготовке к бою?
– Слышал, но не придавал этому значения. В любом поединке может произойти все, что угодно, в любую минуту все может измениться, с другими боксерами ему было трудно, а со мной могло стать легко. Поэтому я не считаю, что нужно уделять внимание таким вещам. Выходи и бейся – вот мой девиз. Пусть другие думают, если им хочется. Я считаю, что это лишнее. Всего не предвидишь, не предугадаешь...
– Какая-то тактика на встречу с Алояном у вас тем не менее была?
– Моя тактика всегда одна и та же. Я много тренируюсь, работаю в тренировочном зале как вол. А на ринге просто показываю то, что умею. Тактика «чистого листа бумаги» – можете это так назвать.
…Чистый лист бумаги. Расспрашиваю монгольских журналистов – Хорхуу толком неведом даже им: «Мы знаем, что ему 19 лет, он только-только попал в сборную... Тренеры сборной считают его очень перспективным и предполагают в нем претендента на медали в Рио-де-Жанейро... Ни о его семье, ни о нем – кто он такой, откуда, у кого тренировался раньше, даже из какого города родом – ничего не известно».
Темная лошадка. Чей-то звездный час.
P.S. Российский боксер Евгений Тищенко (весовая категория 91 кг) получил золотую медаль из-за отказа соперника Рустама Тулганова в связи с травмой выйти на поединок. Другой российский боксер, Дмитрий Бивол, выступающий в весовой категории 81 кг и снявшийся с финала из-за травмированной руки, стал серебряным призером Универсиады.
СТАТИСТИКА
Весовая категория 52 кг. Миша Алоян (Россия) – Энкделгер Хорхуу (Монголия) – 1:2. 56 кг. Рустам Рустамов (Казахстан) – Сергей Водопьянов (Россия) – 2:1.60 кг. Адлан Абдурашидов (Россия) – Фазлиддин Гайбназаров (Узбекистан) – 2:1.64 кг. Артур Кираян (Армения) – Раджаб Бутаев (Россия) – 3:0. 69 кг. Харшидбек Норматов (Узбекистан) – Андрей Замковой (Россия) – 3:0.
Свыше 91 кг. Магомед Омаров (Россия) – Жан Коссобуцкий (Казахстан) – 3:0.